мысли по поводу конференции 14го, гонго и нас

Nov 12, 2010 23:51

Мне удивительно, что кто-то сомневается в правоте представителей гражданского общества, заявляющих свои позиции публично в отношении данной конференции. Все признаки попыток быстрого захвата пространства гражданского общества (еще сохранившихся ростков или частей) государством на лицо. Самоорганизация процесс сложный и длительный. Подменить понятия при попустительстве многих легко.  Запихнуть многообразие гражданских инициатив в монолит нельзя. Одной конференцией объявить о создании национальной платформы гражданского общества пахнет очень противно и выглядит симуляцией.

Стоит просто взглянуть на предлагаемый список модераторов платформ. Особенно по делам молодежи. http://civilsociety.blog.tut.by/?p=86  Там обозначен РСОО «Белорусский комитет молодежных организаций» (БКМО) - Александр Юшкевич, БАЮ «Юнеско» - Дмитрий Субцельный. Для тех, кто все еще сомневается объясняю. Юнеско продалось государству в 2005 году (может, конечно, и раньше), когда вышло из национального совета детских и молодежных организаций «РАДА» ( заказано-ликвидированной решением суда в феврале 2006 года) и вошло в государственный - молодежный союз БКМО. О самом БКМО (чем-то отсылает названием к советским временам, тогда был просто КМО) особо говорить нечего, поскольку публичной инфы мало за исключением того, что туда входит БРСМ и иже с ними (таких по разной инфо. 36 - 38 организаций ). Патриотов они воспитывают…ах, да и реализует ГОСУДАРСТВЕННУЮ молодежную политику.

Для все еще сомневающихся об интенциях организатор конференции 14го ноября, привожу найденную в жж пространстве историю развития государственной молодежной политики, описанной одним из сторонников нынешней власти - Екадумовой И.И. Эта запись в жж, конечно нуждается в проверке путем покупки конспектов по курсу идеологии данной госпожи. Однако в целом просто и гениально описывает, то каким образом происходил захват молодежной сферы.

…Поскольку западные фонды, финансирующие молодежные проекты, не работают с государственно-общественными организациями, то перед БРСМ встала проблема прорыва в деле международного молодежного сотрудничества. В качестве платформы для выхода на данный уровень БРСМом был создан Республиканский союз общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций» (БКМО).

….Реализации замыслов руководства БРСМ о переходе на самофинансирование способствует ликвидация решением Верховного Суда РБ некоторых объединений - членов БСМДОО «РАДА» (таких как «Маладая грамада», «Белорусское объединение молодых политиков», «Новая группа»). Однако, окончательная ликвидация или вытеснение БСМДОО «РАДА» из сферы международного представительства потребуют от БРСМ определенных усилий по убеждению руководства международных молодежных структур в том, что БРСМ является аналогом «Рады» не только в структурном отношении, но в принципах организации и работы с молодежью. Пока же основными иностранными и международными партнерами БРСМ остаются организации постсоветского пространства, преимущественно российские.
http://community.livejournal.com/by/985789.html

Пути становления государственной молодежной политики в Республике Беларусь
Авторская лекция по курсу "Основы идеологии белорусского государства" Екадумовой И.И. про идеологическую политику в молодежной среде. Официальный взгляд на белорусскую молодежь, так сказать, и становление молодежных движений "новейшего времени".

***

Хотя молодых людей часто объединяют похожие проблемы, потребности молодежи как социальной группы не могут быть сформулированы одинаково для всех времен и народов. Как отмечал К. Мангейм в работе «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 году, в России, Германии, Италии и Японии существуют созданные государством монополистические организации молодежи, носящие милитаристские черты, в то время как в Англии и других демократических странах ничего подобного нет.

«Проблема состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее, вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества».

Проблема выработки новых ориентиров государственной политики в отношении молодежи встала перед белорусским государством в связи с распадом СССР. Коренные изменения, происходившие в белорусском обществе в тот период, отразились на всех сферах жизни, в том числе на условиях социализации нового поколения белорусов. Направлениями формирования государственной молодежной политики в 90-е годы были:

- нормативно-правового закрепление новых механизмов управления в данной сфере;
- создание государственных органов управления, специализирующихся на молодежной политике, определение, уточнение и изменение их компетенции и функций,
- налаживание взаимодействия с молодежным движением.

Еще до обретения независимости, в Беларуси образовалось множество неформальных молодежных организаций, которые к тому моменту продемонстрировали способность вести диалог с государством без участия комсомола.

Белорусская молодежная политика формировалась по европейской модели. Исходя из принципов демократизма, закрепленных в Декларации о государственном суверенитете БССР от 27 июля 1990 г., новое белорусское государство начало взаимодействие с молодежными организациями исходя из признания их равноправия. В первые годы периода независимости государственные структуры не только начали прислушиваться к пожеланиям лидеров молодежных организаций, но и стали привлекать их к участию в выработке государственной молодежной политики.

Это ускорило координацию деятельности белорусских молодежных организаций и способствовало созданию лидерами новых молодежных организаций сперва круглого стола, затем зонтичной организации молодежных организаций (Всебелорусской национальной рады молодежных организаций или сокращенно Национальной рады). В марте 1992 г. парламентская комиссия по делам молодежи инициировала совещание с лидерами молодежных организаций. В результате была достигнута договоренность о первоочередных мерах в области государственной молодежной политики.

24 апреля 1992 г. Верховный Совет принял Закон РБ «Об общих началах государственной молодежной политики», который способствовал росту количества молодежных организаций и их заинтересованности в контактах с государством. В ч. 4 ст. 19 закона говорилось: «Государственные органы и организации имеют право в установленном порядке передавать молодежным объединениям здания и строения, средства связи и перемещения, другое необходимое для осуществления их уставных задач имущество и оборудование».

В 1992 г. Постановлением Совета министров создан Комитет по делам молодежи при Совете министров при Совете министров. Задачей Комитета стало обеспечение комплексного управления осуществлением государственной молодежной политики и координация деятельности министерств и ведомств в сфере работы с молодежью. Аналогичные структуры были созданы в областных, городских и районных исполнительных комитетах республики. К сентябрю 1994 г. таких структурных подразделений в Беларуси было создано 92.

Хотя в законах отражалась новая для Беларуси модель молодежной политики, правительство В. Кебича предпочитало сотрудничать с правопреемником комсомола - Белорусским союзом молодежи (БСМ). Постановлением от 16 декабря 1992 г. № 755 «Вопросы Союза молодежи Беларуси» Совет министров, «учитывая значительный опыт Союза молодежи Беларуси в работе с молодежью», поручил всем структурам исполнительной власти содействовать комитетам Союза молодежи Беларуси в осуществлении их уставных задач. Поддержка включала выделение БСМ помещений, необходимых материально-технических ресурсов для организации деятельности Союза молодежи Беларуси, привлечение его к разработке целевых молодежных программ, законопроектов и вопросов, затрагивающих интересы молодежи, поиск ассигнований на деятельность БСМ в местных бюджетах и др.

Между тем, для реализации государственной молодежной политики возникали и новые потоки средств. Постановлением Совета министров № 781 от 28 декабря 1992 г. был создан республиканский и районные (городские) молодежные фонды, средства которых предназначались для финансирования программ государственной молодежной политики. К осуществлению этих программ стремились пробиться и новые молодежные организации. Взаимодействие с ними было достаточно ограниченным. 23 марта 1993 г. Совет министров РБ принял постановление «О программе государственной молодежной политики на 1993-1994 гг.», в которой предусматривался ряд мероприятий, исследований и выделение средств молодежным организациям через Госкомитет по делам молодежи. Между тем, эта программа осталась невыполненной.

Для налаживания взаимодействия между государством и молодежным движением осуществлялись встречи между молодежными лидерами и представителями государства, ответственными за реализацию государственной молодежной политики. Так, 25 апреля 1994 г. во время встречи Председателя Совмина В.Ф. Кебича с представителями Национальной рады были достигнуты важные договоренности о законодательной и материальной поддержке государством развития молодежного движения в Беларуси. Комитету по делам молодежи было поручено проработать с соответствующими министерствами и ведомствами вопрос о создании Министерства по делам молодежи и семьи и внести соответствующие предложения в Совет министров. Вопрос о создании Министерства по делам молодежи и семьи был согласован с Министерством финансов, Госэкономпланом, Госкомтрудом. Проект соответствующего постановления Совета министров был подготовлен, но его принятие было приторможено в связи с президентскими выборами.

23 сентября 1994 г. Указом Президента РБ № 122 «Об изменении структуры центральных органов управления РБ» Комитет по делам молодежи при Совете министров был переподчинен Министерству образования и науки РБ, причем в структуре министерства Комитет приобрел статус юридического лица без права регулирования отношений от своего имени. Количество структур по работе с молодежью при этом было сокращено. К началу 1996 г. в 4 областях республики сохранились комитеты по работе с молодежью, а в Могилевской и Гродненской областях - лишь сектора при облисполкомах. Отделы по делам молодежи городских и районных уровнях были либо упразднены, либо слиты с отделами образования, культуры или спорта. При местных Советах также существовали комиссии, занимавшиеся молодежными проблемами, однако, по мере создания президентской вертикали, их роль в решении проблем молодежи сошла на нет.

Для выработки дальнейших ориентиров государственной молодежной политики 26 декабря 1994 г. была проведена встреча молодежи и студенчества с Президентом РБ Лукашенко, на которой Министерство образования и его Комитет по делам молодежи получили поручение подготовить проект указа Президента «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В подготовленном Комитетом проекте предлагалось отменить пункт Указа Президента № 122 от 23 сентября о его переподчинении Министерству образования и науки и перевести его в структуру Комитета министров. Проект указа был согласован с облисполкомами и Минским горисполкомом, министерствами труда, социальной защиты, финансов, а также поддержан лидерами молодежных общественных организаций, сотрудничавших с Комитетом.

7 марта 1995 г. Комитет по делам молодежи представил подготовленные материалы Кабинету министров РБ, однако, они были возвращены в Министерство образования и науки для доработки. К сентябрю пункт проекта о превращении Комитета в самостоятельный орган республиканского управления исчез.

27 февраля 1995 г. Указом Президента РБ № 89 была утверждена примерная структура органов исполнительной власти в областях, городах и районах республики, в соответствии с которой были созданы структуры по работе с молодежью в областных, городских и районных исполкомах. В течение 1995 г. работники комитетов и отделов по делам молодежи исполкомов прошли обучение в Академии управления при Президенте РБ. 27 ноября 1995 г. Указом Президента РБ № 481 утверждена примерная структура местных администраций в районах городов, в соответствии с которой предусматривалось слияние отделов культуры и отделов по делам молодежи в отделы по культуре и делам молодежи.

10 декабря 1995 г. был доизбран состав Верховного Совета 13-го созыва. В его структуре исчезла комиссия по делам молодежи, функции которой перешли к соответствующей подкомиссии.

Все эти меры заставили молодежных лидеров констатировать отсутствие прогресса во взаимоотношениях между молодежными организациями и государством. Данная позиция была засвидетельствована Молодежным форумом «Диалог ради будущего», состоявшимся по инициативе Рады в январе 1996 г. В итоговой резолюции признавалась «непродуманность государственной молодежной политики, слабость молодежного движения в республике, отсутствие диалога по линии "молодежь - государство"«. Форум также обратился с целым рядом предложений к Президенту, правительству и парламенту Беларуси. После этого 22 марта 1996 г., в соответствии с новым Положением о Комитете по делам молодежи при Министерстве образования, за Комитетом была закреплена функция взаимодействия с общественными объединениями молодежи и их «организационной, правовой, методической и финансовой поддержке». В целом же никаких существенных изменений в молодежной среде не произошло.

До 1996 г. решением проблем белорусской молодежи занимались преимущественно чиновники и круг молодежных лидеров, освоивших роль молодежного лобби. Однако неэффективность такой работы в условиях неблагоприятной экономической ситуации в стране привела к тому, что молодежь начала проявлять стихийную, а порой и организованную активность на стороне оппонентов всенародно избранного президента.

Наиболее массовые выступления с участием молодежи пришлись на весну 1996 года: 24 марта в День конституции, 2 апреля в связи с подписанием договора об объединении Беларуси и России и 26 апреля, в годовщину аварии на Чернобыльской АЭС. Наиболее решительно на всплеск протестной активности молодежи отреагировал Президент. Так, 17 июня 1996 г. в здании Администрации было проведено мероприятие, на котором Президент призвал лидеров молодежных организаций и сотрудников государственных структур по работе с молодежью создать единую общереспубликанскую молодежную организацию. Этот же призыв был повторен им на форуме «Молодежь Беларуси за прогресс и стабильность», состоявшемся 20-21 сентября 1996 г. в Минске.

После референдума началось создание организации под названием «Белорусский патриотический союз молодежи» (БПСМ). Поскольку БСМ как правопреемник и наследник имущества комсомола не обладал влиянием в молодежной среде, то за роль создателей молодежного отделения белорусской «партии власти» начали состязаться различные группы. Наиболее успешной из них стала организация «Прямое действие», лидер которой впоследствии и возглавил воссозданный комсомол.

16 января 1997 г. Президент одобрил план мероприятий по созданию единой молодежной организации, подготовленный вице-премьером В. Русакевичем, заместителем руководителя Администрации В. Заметалиным и председателем госкомитета по делам молодежи А. Позняком, изложенный в нашумевшей докладной записке № 10/388 от 15 января 1997 г. Целью будущей организации должно было стать управление молодежным движением Беларуси. До апреля 1997 г. планировалось объединить в будущий союз молодежные организации стоящие «на позициях конструктивной поддержки государственной политики и имеющих достаточное влияние в молодежной среде». Записка предполагала создание филиалов будущей организации во всех областях и регионах страны. Успех оргстроительства был обеспечен ответственностью председателей исполкомов за создание первичных ячеек БПСМ, а также использованием для этих целей сети профкомов.

5-6 апреля 1997 г. усилиями Национальной рады и Комитета по делам молодежи был проведен учредительный съезд Белорусского национального совета молодежных и детских организаций (Рада). Объединение в реорганизованном зонтичном объединении 18 республиканских молодежных общественных объединений засвидетельствовало невозможность создания в республике единой безальтернативной государственно-молодежной организации.
21-22 мая 1997 г. прошел учредительный съезд БПСМ. Признав неспособность поглотить сложившуюся к тому моменту оргструктуру белорусского молодежного движения, создатели БПСМ внесли в его устав изменения, устраняющие членство юридических лиц. Дальнейшие попытки молодежных организаций и Комитета по делам молодежи противодействовать монополизации и контролю над молодежным движением в стране имели более скромные результаты.

Следующим шагом белорусского государства на пути к упорядочению белорусского молодежного движения стал 6 сентября 2002 г. объединительный съезд БПСМ с Белорусским союзом молодежи, в результате которого был образован Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ). Согласно уставу БРСМ, целью этой организации является создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества. Данная цель предполагает решение ряда задач:

• содействия в разработке юридических и социально-экономических гарантий прав молодежи, уравнивающих ее возможности с другими социальными группами;
• поддержки инициатив молодежи;
• участия в разработке молодежных программ.

Членами ОО «БРСМ» могут стать граждане Республики Беларусь, лица без гражданства, а так же иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь в возрасте, как правило, от 14 до 31 года. Первичные ячейки этой организации образованы в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях. К августу 2003 г. БРСМ насчитывал более 100 тысяч членов, а его структуры охватывали все районы страны. По данным первого секретаря ЦК БРСМ М. Орды, численность БРСМ составляет более 250 тыс. человек, а его структуры в Беларуси представлены 6 обкомами и мингоркомом, 24 горкомами, 138 райкомами и 46 первичками с правами райкомов.

Первичные организации БРСМ создаются по месту работы, учебы, службы, жительства при наличии не менее трех членов БРСМ и регистрируются в районной, городской организации БРСМ с последующей постановкой на учет в местных органах исполнительной власти. Члены БРСМ могут пользоваться дисконтной системой скидок (в каждом районе есть специальные льготные места в парикмахерских, фотоателье, магазинах, музеях, где члены БРСМ получают 50-процентные скидки).

В БРСМ создана молодежная инфолиния, предоставляющая информацию о работе, жилье и другим вопросам, представляющим интерес для молодежи. Созданный при БРСМ Республиканский штаб студенческих отрядов помогает членам БРСМ решать проблемы с трудоустройством. БРСМ занимает молодежь общественно полезными инициативами, предоставляет ей возможности путешествовать, участвовать в деятельности стройотрядов и реализации программ по адресной социальной помощи, организовывать культурно-массовые мероприятия, ведет пропаганду здорового образа жизни, выявляет и поддерживает молодые таланты.

В 2003 г. ЦК БРСМ совместно с творческими союзами Беларуси и Советом молодых ученых НАН Беларуси создал Центр по работе с творческой и научной молодежью, в котором юные таланты получили возможность обучения при наставничестве руководителей творческих союзов. Члены БРСМ безвозмездно работают в лагере «Зубренок», на различных археологических раскопках и стройках. Совместно со спортивными объединениями и федерациями БРСМ организует развлекательные, спортивно-зрелищные мероприятия различных уровней, от регионального до международного.
В 2001 г. БРСМ проводил агитацию за кандидата А. Лукашенко на президентских выборах и привлек 94 человек к работе окружных избирательных комиссий.

В качестве организации, поддерживающей политику Президента, БРСМ принял активное участие в выдвижении кандидатов в депутаты местных советов 2003 г., а также в выборах в Палату представителей Национального собрания в 2004 г. В мае 2004 г. на VIII пленуме ЦК БРСМ было принято решение о создании депутатского объединения БРСМ «Выбор молодых».

Одно из важнейших направлений работы БРСМ - поиск и подготовка кадров для структур государственного управления различного уровня. Актив организации занимается повышением квалификации в Академии управления при Президенте, обучается на семинарах, проводимых ЦК БРСМ с участием преподавателей Академии управления, представителей министерств и ведомств. Для будущих управленцев БРСМ организуются школы лидерства («Стиль» и «Лидер»), региональные программы подготовки лидеров. Отдельное внимание ЦК БРСМ уделяет сотрудничеству с органами государственного управления. Первички БРСМ созданы в АСБ «Беларусбанк», а также Администрации Президента, Высшем хозяйственном суде, Министерстве по налогам и сборам и других государственных структурах.

Патриотическое воспитание молодежи осуществляется БРСМ через военно-спортивные клубы, участие в работе ветеранских организаций, сотрудничество с Министерством обороны. Совместно с этими организациями БРСМ проводит встречи с ветеранами, организует вахты памяти у мемориальных комплексов, организует торжественные проводы призывников в армию. В армии было создано около 200 ячеек, которые июню 2005 года объединяли около 5,5 тыс. человек. Совместно с Министерством внутренних дел БРСМ организует в День конституции торжественное вручение паспортов и акции, посвященные празднованию Дня Герба и Флага Республики Беларусь. Сегодня БРСМ является учредителем ряда молодежных СМИ, в том числе газет «Знамя юности», «Переходный возраст», «Чырвоная змена», «Зорька», а также радиостанции «Пилот-FM».

При всей своей мощи и многопрофильности БРСМ остается одним из множества объединений белорусской молодежи. По данным Министерства юстиции, на 1 июля 2004 г. в Республике Беларусь было зарегистрировано 48 молодежных и 7 детских республиканских общественных объединений, а также 49 международных молодежных и детских общественных объединений, 18 благотворительных организаций, 13 фондов, работающих с детьми и молодежью. 145 организаций тем или иным образом вовлечены в решение проблем детей и молодежи.

При этом молодежным объединением, наиболее последовательно оспаривающим роль БРСМ в качестве опоры государственной молодежной политики является Национальная Белорусский союз молодёжных и детских общественных объединений «РАДА». В качестве платформы для представления интересов молодежных и детских общественных объединений и инициатив Республики Беларусь БСМДОО «РАДА» принята на правах постоянного члена в состав Европейского Молодежного Форума - международной организации, объединяющей национальные советы европейских государств и международные молодежные организации Европейского уровня.

В качестве правопреемника Белорусского союза молодежи БРСМ оказался также в ряду организаций - учредителей и членов БСМДОО «РАДА». В этих условиях с 2002 по 2003 годы БСМДОО «РАДА» активизировало свою деятельность, включая взаимодействие с государственными структурами, особенно с Департаментом по делам молодежи Министерства образования. Однако, после того как в одном из своих выступлений Президент РБ назвал БСМДОО «РАДА» «рваным зонтиком» и выразил недоумение по поводу того, что БРСМ «собирается куда-то там вступать», сотрудничество Департамента по молодежной политике и представителей БРСМ с БСМДОО «РАДА» прекратилось.

После этого наиболее значительным изменением в государственной молодежной политике стала реорганизация Департамента по делам молодежи, который в 12 февраля 2004 г. утратил статус юридического лица и превратился в Управление по делам молодежи в структуре Министерства образования. Такая реорганизация окончательно перевела проблемы молодежи Беларуси в сферу ведения БРСМ, который в определенной мере взял на себя функции министерства. Как на республиканском, так и на региональном уровнях БРСМ и Белорусская республиканская пионерская организация официально выступают в роли исполнителей, а иногда и разработчиков молодежных программ соответствующего уровня, входят в состав координационных советов по работе с молодежью при исполкомах, приглашаются на сессии местных Советов депутатов, заседания и рабочие совещания при исполкомах, где рассматриваются вопросы молодежной политики.

Президентским указом №16 от 13 января 2003 года Министерству финансов поручено до 2006 г. выделять средства из государственного бюджета на выплату зарплаты руководящим работникам БРСМ, а также покрывать расходы на содержание аппарата ЦК. В ответ на такой жест Главы государства М. Орда пообещал, что его организация перейдет на самоокупаемость уже к 2005 году. Достигнуть такой цели молодежная организация может либо за счет коммерческой деятельности, либо за счет привлечения средств из-за рубежа. Поскольку западные фонды, финансирующие молодежные проекты, не работают с государственно-общественными организациями, то перед БРСМ встала проблема прорыва в деле международного молодежного сотрудничества. В качестве платформы для выхода на данный уровень БРСМом был создан Республиканский союз общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций» (БКМО).

На учредительной конференции БКМО, состоявшейся 24 октября 2003 г., в новообразованный союз вступили 29 молодежных организаций, в том числе бывшие члены БСМДОО «РАДА» (Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация», Детская общественная организация «Белорусская республиканская скаутская ассоциация», Общественное объединение «Белорусская лига интеллектуальных команд», Детское общественное объединение «Ассоциация белорусских гайдов», Республиканское общественное объединение «Белорусский КВН»). Основная часть организаций, перешедших в БКМО из «Рады», традиционно ориентировались на государственное финансирование. Большинство же организаций - представителей «Рады», согласно заявлению ее лидеров, получили информацию о создании БКМО лишь после его учредительного съезда.

Сегодня в БКМО состоит 36 молодежных и детских объединений, стремящихся к участию в реализации государственной молодежной политики. О значении этой структуры свидетельствует то, что БКМО, наряду с БРСМ, является исполнителем государственной программы «Молодежь Беларуси» на 2004-2005 годы. Как утверждает председатель БКМО Л.С. Аверин, государство определило новую роль общественных объединений и поставило вопрос о создании «центра, стержня единения» в рамках БКМО.

Реализации замыслов руководства БРСМ о переходе на самофинансирование способствует ликвидация решением Верховного Суда РБ некоторых объединений - членов БСМДОО «РАДА» (таких как «Маладая грамада», «Белорусское объединение молодых политиков», «Новая группа»). Однако, окончательная ликвидация или вытеснение БСМДОО «РАДА» из сферы международного представительства потребуют от БРСМ определенных усилий по убеждению руководства международных молодежных структур в том, что БРСМ является аналогом «Рады» не только в структурном отношении, но в принципах организации и работы с молодежью. Пока же основными иностранными и международными партнерами БРСМ остаются организации постсоветского пространства, преимущественно российские.

Большинство неправительственных организаций Европы, в том числе стран Прибалтики, а также США отказываются признавать БРСМ частью белорусского гражданского общества. Такому признанию препятствуют обусловленные методами создания БРСМ проблемы, которые критикуются не только его конкурентами. В основном это бесконтрольное расходование материальных средств, формализм в работе с рядовыми членами и перегибы функционеров, увлекающихся использованием административного ресурса в погоне за численностью организации.

Подобные тенденции вызывают скептическое отношение молодежи к организации, а порой и открытое противодействие. Так, в марте 2003 несколько десятков членов БРСМ Барановичского государственного колледжа легкой промышленности перешли из БРСМ в незарегистрированное движение молодежи «Зубр». Тем не менее, несмотря на отдельные инциденты и упущения, БРСМ остается самой массовой и влиятельной молодежной организацией в Беларуси, занимающейся распространением в молодежной среде идеологии белорусского государства.

Свидетельством успеха БРСМ стало почетное государственное знамя Республики Беларусь «за особые заслуги в социально-культурном развитии», врученное президентом Лукашенко лидеру БРСМ М. Орде по случаю 85-летию Комсомола.

Екадумова И.И.
"Идеологическая политика в молодежной среде", авторская лекция по курсу «Основы идеологии белорусского государства»
Академия МВД Республики Беларусь, кафедра философии
 

гражданское общество

Previous post Next post
Up