Sep 11, 2020 23:39
Начну этот пост, неожиданно решил это описать.
В двух словах. Дизайн Айфона унаследован от Черного Квадрата Малевича через цепочку связок, которые россиянам к сожалению почти неизвестны, потому что у нас в тридцатые годы и после были запрещены все модернисткие идеи (их обозвали формализмом) и поэтому искусство теоретически не развивалось много лет, стояло на месте.
Начнем с Малевича. Большинство людей может придумать как минимум две три шутки по поводу Черного Квадрата. Эти шутки довольно однотипны и отдельная художественная идея это их собрать и составить из них новое произведение искусства.
А на самом деле смысл Черного Квадрата описан самим Малевичем в его книге и описан настолько железобетонно с точки логики, что любому доступно. Известен случай, когда Малевич был арестован ЧК и он объяснил следователю ЧК суть своего искусства. Его отпустили. (Следователь правда потом был расстрелян а Малевич успел умереть своей смертью). Логика простая. В начале века необычайно быстро развивались новые методы запечатлевания окружающего мира. Кино и фотография. Художники справедливо завибрировали и почувствовали неладное. Ведь заработок раньше их был из портретов и прочих работ, которые отражали реальность. А тут бац, раз два и готово тоже самое!
И Малевич пишет - оставим работу по изображению природы (под природой он понимает не то, что мы, а вообще все, включая и города и вообще все реальное) новым видам искусств. Наконец то появился шанс заняться чистой живописью. Что он понимает под чистой живописью? Примерно то, что мы сейчас понимаем под графическим дизайном. То есть создание красивых или интересных или каких угодно других картин, но без изображения реальных предметов. (как обои, например). Беспредметное искусство - он вводит такой термин. И в начало этого искусства ставит произведение номер ноль. То есть начальная точка. Ничего еще нет. Начало - это чернота квадрата. На самом деле идея очень созвучна возникшей тогда идее создания вселенной из точки размером с булавочную головку, которую впервые описал монах Жорж Леметр в 1922 году, а затем ее назвали Большой взрыв. (теория, принятая сейчас)
Видимо какие то тогдашние условия способствовали такому мышлению. А какие условия? Да техническая революция же ж. Все менялось у людей на глазах и они офигевали от этой реальности и начали думать так, как они начали.
Довольно просто. Дальше Малевич с учениками начали рисовать разные сочетания прямоугольников, кругов и прочих элементов и создали стиль Супрематизм. Рядом был извечный конкурент Малевича Татлин, который двигался примерно в том же направлении, но конечно отлично от маэстро.
Где тут же маячил еще один наш знаменитый соотечественник Кандинский, который двинулся примерно в ту же сторону, только со своими более круглыми и насыщенными цветами, в пику геометрии Малевича. Все они вместе создали импульс, который вошел в историю как русский авангард. Никогда раньше русское искусство не поднималось на такой уровень и никогда позже. Может быть уже и не поднимется никогда.
Кандинский и Татлин были тесно связаны с Германией и там они преподавали в созданном немцами художественном училище Баухаус. Практичные немцы сразу же, с первых дней их вовлечения в авангардисткие тенденции видели в них именно практическую сторону вопроса, а именно дизайн. Основная специализация Баухауса это были мастерские по производству изделий. Разных. Мебели и прочего. До наших времен сохранился дизайн кресла, который можно увидеть теперь практически во всех госучреждениях Германии. Обратите внимание в следующий раз. Это именно из Баухауса дизайн.
Все это цвело и пахло в 20 и тридцатые годы. Но потом как в Германии, так и в СССР к власти пришли диктаторы. А они, поскольку у них там свои цели, они начали ставить перед искуством задачи и ... в общем поскольку в любой стране мира в любое время большинство населения нихрена не понимает в искусстве, то они запретили практически синхронно новые течения что там что там.
Художникам деваться было некуда и они либо предусмотрительно предпочли умереть тихо, как Малевич, либо погибли, либо сбежали в США.
Никогда до начала сороковых США не было центром мирового искусства. У них были художники, даже интересные. Но их искусство все-таки было архаичным и вторичным по отношению к европейскому.
И там эти идеи были переварены и освоены. Первым по настоящему новым американским стилем был абстрактный экспрессионизм. В нем выделяются два имени, Джексон Поллок, который делал картины путем разбрызгивания красок и Марк Ротко, рисовавший однотонные прямоугольники ну или почти так (посмотрите). Некоторое время они доминировали, нагружали смыслами свои беспредметные картины. Но потом это начало надоедать и доминирование экспрессионизма сломал бывший художник рекламы великий Уорхол (ну не один конечно), который в пику тяжело нагруженному сложными смыслами экпрессионизму начал делать картины подчеркнуто простые и основанные на избитых рекламных и телевизионных образах. Этот стиль получил название поп арт и благоденствует до сих пор (впрочем, как и абстракция)
Но с этого момента уже развитие не шло определенным генеральным путем, а развитие искусства стало ветвиться. На много новых стилей.
И одним из таких стилей был минимализм. Ящик прямоугольной формы из меди и больше ничего.
Особенно в минимализме стоит обратить внимание на художника Эльусорта Келли. Его самая известная работа это просто несколько разноцветных квадратов на холсте. Надеюсь вы согласитесь со мной, что после черного квадрата логичный шаг номер два это сделать ритмическую то есть повторяющуюся композицию из квадратов? Но если бы он сделал просто N черных квадратов на холсте, то это было бы перебор по части отсылки на Малевича. Он сделал их разноцветными.
И теперь читаем биографию Стива нашего все по части бизнеса Джобса. В ней прямо указано, что Стив был под влиянием минимализма.
И более того, у него есть один неизвестный широкой публике проект. Идеальный компьютер в виде черного куба. Он долго работал над этой идеей, но у него готов был только дизайн. Идеальный черный куб. (черный, черт побери, куб!) Это было в то время когда его погнали из Apple и не так уж много денег у него было. Они делали, делали операционную систему под этот компьютер но так толком и не сделали. Комп был дорогой и задумывался как дорогой.
В общем в какой то момент фортуна повернулась к Джобсу лицом, он триумфально вернулся в свою компанию и внес в качестве вклада недопиленную операционку от того куба. Куб этот широкой публике не стал известен. А вот следующий продукт да. Айфон. Это хорошо документировано. Именно Джобс настаивал чтобы там нахрен не было никаких кнопочек, ничего. Идеал должен быть идеальным.
Откуда он взял свои представления об идеальности?, да из минимализма же ж!
Вот так и появились те стекляшки, которые теперь обмениваются на золото, нефть, газ, алмазы, вообще на все. Бусики от Джобса для туземцев, которые когда то были столь умны, что могли создавать самые передовые дизайны, да деградировали.
Сегодняшний наш лидер всего дизайна наше все Артемий, если вы присмотритесь, просто копирует приемы, созданные дизайнерами Apple.
P.S. про искусство и без картинок?
Да ну их нафиг картинки эти, и так текст большой. а еще с картинками улетит. Или дать на них ссылки?
искусство