Книга - переиздание «Снайпинг во Франции: Служба сверхметких стрелков в мировую войну на Западно-европейском фронте» 1924 года, с тогдашними (!) комментариями. Автор - организатор снайпинга в британской армии, и много кого встречал. Ценнейшая вещь, также включает рассказы о снайперах, методику обучения и ухода за винтовкой, некоторые выжимки - под катом.
«Когда я поехал на фронт в мае 1915 года, я захватил с собой несколько винтовок с телескопическими прицелами, частью моих собственных, частью взятых у друзей (!)…
Мы обратились к снайперу с вопросом, что он думает о своей винтовке, на что получили ответ, что он в состоянии каждый раз, без промаха, попадать в бойницу стального щита, установленного на германском окопе. Так как германский окоп находился от нас на расстоянии 900 шагов, то мне показалось, что наш снайпер слишком самоуверен, а потому мы попросили его продемонстрировать свою стрельбу перед нами. У меня был с собой призматический бинокль Росса, и когда снайпер выстрелил, я заметил, что его пуля прошла через бойницу, так как он не слышал удара звука пули в поле стального щита. Второй выстрел дал примерно такой же результат. Взглянув на прицел, я заметил, что он неправильно установлен, и спросил у стрелка, знает ли он устройство своей винтовки -выяснилось, что он ее совершенно не знает».
Совершенно гладкие и ровные брустверы английских окопов давали возможность немцам замечать малейшее движение (в предисловии - то же и на русском фронте). Германские окопы были глубже, на них стояли листы гофрированного железа, стальные ящики, засыпанные землей (из которых велась стрельба в продолжение всей ночи из заранее установленных винтовок), и кучи разноцветных мешков, ослеплявших глаза наблюдателей. Несмотря на использование британской армией хаки, немцы легче обнаруживали англичан по чрезмерно большому и плоскому верху фуражки и быстро отличали офицеров по «тонким ногам» - бриджам вместо солдатских шаровар. Только после тяжелых потерь, и то не везде, англичане отказались от старой системы брустверов, а также начали развешивать перед своими позициями как можно больше тряпок, отвлекая внимание немецких снайперов.
Обученный снайпер мог одним выстрелом из двух попасть в модель головы на расстоянии 600 шагов. «В общем, из 48 выстрелов мы насчитали 28 попаданий в головы, не считая пуль, пробивших плечи».
Бойницы в сухую погоду смачивались водой, в холодную погоду приходилось считаться с медленным рассеиванием дыма. Телескопы маскировались мешками с песком, а линзы закрывались от солнца особыми козырьками. Сами бойницы открывались сбоку, и прежде чем заглянуть в нее, рекомендовалось выставить кокарду фуражки и подождать примерно минуту (!).
Снайперскоп - в дно окопа напротив вероятного места нахождения вражеского снайпера вбивались два кола, высотой приблизительно на фут ниже верхнего края бруствера. К кольям прибивали доску, через отверстие в которой пропускался стержень с насаженной картонной головой, которая медленно приподнималась вверх через край бруствера. После попадания пули голова аккуратно опускалась вниз и снималась со стержня, а на ее место устанавливался перископ. Для большей естественности некоторые солдаты вставляли в рот искусственной головы папиросу и раскуривали ее при помощи резиновой трубки.
Максхалаты - желтые, зеленые и черные разводы, использовались обеими сторонами, но по соображениям цензуры упоминать о них запрещалось.
Немецкие щиты легко пробивались пулями винтовок калибра 0,333 (Джеффрисса - ?), 0,35 и вплоть до охотничьих «слоновых».
Щит Грея (в переводе - поручик, призы королевского, шотландского чемпионата и Каледонский щит) - металлический щит, к которому при помощи проволоки прикреплялся такого же размера деревянный щит с соответствующим бойнице отверстием. К деревянному щиту гвоздями прибивались мешки с песком, соответствующие по цвету мешкам на данном участке бруствера. Ночью часть мешков вытаскивалась из бруствера и заменялась таким щитом. В результате бойницы обычно оставались незамеченными противником, а сам щит имел дополнительное преимущество - при попадании в него пули, встречая на своем пути мешки и дерево, не издавали обычного звука, неизбежного при ударе пули о металл, и не выдавали укрытия.
Двойной переносной щит, изобретенный Хескет-Притчардом - большой треугольник со стальной задвижкой в заднем щите, закрывавшей бойницу. Даже если пуля пролетала через отверстие в переднем щите, она чаще всего попадала в задвижку, и только примерно в одном случае из двадцати противнику удавалось выстрелить по оптической линии наблюдения.
Если кого что интересует по другим деталям - пишите :).
P. S. В ЖЖ недавно был популярен тест про выживание в ПМВ, прочитав книгу, понял, что тест-то я прошел, а вот выжить на реальной войне… Когда снайперы стреляют не то что по голове, а по половине головы и по бойницам в щитах… Практически нереально.