Почему НДС в том виде, который есть сегодня в РФ, губит российские высокие технологии?

Jan 18, 2020 14:20

Можно сказать, что приход в Премьеры "инженера" Мишустина неким образом подвиг меня вернуться к публикации в блогах статей на экономическую тему. Может быть не всё ещё потеряно?

Я попробую коротко объяснить суть проблем, которые создаёт отечественному производству НДС.
Дело в том, что НДС есть налог взымаемый с движения товаров. Сейчас я попробую объяснить, почему это бремя именно для высокотехнологичной экономики в первую очередь.

Часто говорят, что НДС - это вид оборотного налога, просто распределённый по всей цепочке создания стоимости. Но это не совсем так. Дело в том, что классический налог с оборота (например, налог с продаж) берётся по факту совершения сделки купли-продажи, т.е. когда продавец получает деньги на свой счёт (в свой карман), он должен отдать часть этих денег государству в виде оборотного налога. Например, Золотая Орда (по мнению историков) собирала с подконтрольных территорий т.н. "десятину", т.е. 10% от полученных денег с продажи товаров.

НДС же наше родное (родное ли?) государство собирает не с факта получения расчетов за товар (получения денег на счёт продавца), а с факта отгрузки этого товара продавцом покупателю. А это, как говорят одесситы, две большие разницы. Грубо говоря, государство требует от продавца заплатить 20% от добавленной им в цену товара стоимости ещё до того, как продавец получил за свой товар деньги. Т.е. собирает НДС авансом (1). Откуда, я хочу спросить господина Мишустина (а с недавних пор все вопросы к нему уже!) у продавца возьмутся за товар деньги, что бы заплатить НДС, если он их ещё не получил от покупателя? Мишустин мне может ответить, что для этого у продавца должны быть свои оборотные средства. Но оборотные средства требуются продавцу и для того, что бы сформировать остальную часть стоимости товара, закупить материалы и комплектующие, заплатить зарплату работникам, заплатить за аренду или содержание недвижимости и оборудования. Фактически, государство, администрирует НДС таким образом, что превращает его не только в налог с оборота цепочки кооперации, но и в налог на сами оборотные средства в этой цепочке кооперации! (2).
Теперь я расскажу, почему НДС (в связи с вышеописанными причинами) губителен именно для высокотехнологичного производственного бизнеса. Дело в том, что чем более высокотехнологичным является производство, тем больший размер и сложность имеют цепочки производственной кооперации. Вы можете, как сборщик, купить 99% комплектующих, но если вдруг поставщик 1% комплектующих что-то вам не поставил в связи с теми или иными проблемами, то вы уже не соберёте свое изделие и не выручите за него деньги, не получите прибыль.

Соответственно, чем более высокотехнологично производство, тем большее количество участников цепочки кооперации должно стабильно работать, и тем больший срок проходит от начала формирования добавленной стоимости первыми переделами этой цепочки кооперации до превращения добавленной всей цепочкой кооперации стоимости в цену конечного товара в результате его продажи человеку-потребителю (физическому лицу). Очевидно, что чем больше цепочка кооперации, тем она финансово менее стабильна в целом и требует больших инвестиций в оборотные средства. В случае, когда экономика залита деньгами до отрыжки, в этом больших проблем нет. Если же государство проводит одновременно политику ограничения денежной массы (таргетирование инфляции) с политикой жёсткого налогового администрирования (сбора налогов с участников экономической деятельности авансом и любой ценой (в том числе ценой разрушения больших цепочек кооперации), то заниматься высокотехнологичным сложным производством становится крайне рискованным занятием (3), поскольку нынешняя политика государства по сути требует безошибочной работы от огромных масс людей, что априори невозможно. Так в любом производстве всегда бывают ошибки планирования, ошибки (брак) в производстве продукции т.п. Это приводит к разрывам ликвидности предприятий (отсутствию необходимого количества оборотных средств у того или иного участника производственной кооперации).

Итак, НДС в его нынешнем виде губит индустриальную часть экономики по следующим основным причинам:
1) Государство собирает НДС с отгрузки товара, а не с его оплаты, т.е. фактически требует платить НДС авансом.
2) Государство за счёт п.1 фактически обложило скрытым (не видимым бухгалтерским способом) налогом оборотные средства предприятий.
3) Одновременная политика ограничения денежной массы и ужесточения администрирования в рамках нынешней налоговой системы приводит к невозможности существования больших цепочек производственной кооперации в области высоких технологий.

Фактически успешная деятельность ЦБ и ФНС в рамках нынешней налоговой системы давно вошла в противоречие с политикой Президента РФ по технологическому развитию страны, созданию высокотехнологичных рабочих мест и повышению благосостоянию граждан. Именно поэтому все более или менее успешные высокотехнологичные проекты в РФ осуществляются либо внутри государства, либо внутри финансовых организаций с практически неограниченной ликвидностью (как Сбербанк, например), либо внутри сверхкрупных мега-корпораций (как Роснефть), или на деньги иностранных мега-инвесторов.

налоговая система, экономика, финансы

Previous post Next post
Up