Мы живём в борьбе с самими собой! Или почему "цифровая экономика" в РФ не работает для пользы дела?

Jul 08, 2017 12:58

Оригинал взят у videoelektronic в Мы живём в борьбе с самими собой! Или почему "цифровая экономика" в РФ не работает для пользы дела?

Вы не задавались вопросом, почему при наличии на территории России огромных природных богатств, при относительно небольшом населении по уровню жизни этого населения мы не выдерживаем конкуренции с Западом?
Понятно, что тут есть различные теории, часть из которых я даже когда-то касался в своём ЖЖ. Например, теория о "северном климате". Однако, только ли это является причиной проблемы с очевидно низкой эффективностью нашей экономики?
Вы когда-нибудь были в каком-то из западных крупных городов? Вы видели, как работают люди на Западе?
Сказки про то, что жители западного мира сильно напрягаются на работе - это реальные байки из 90-х. В действительности же, человек на Западе ведёт сегодня крайне размеренную жизнь. Это видно и по укладу западных городов, где жители никуда не торопятся, где автомобильчики ездят крайне медленно и сам % автомобилей, находящихся в движении внутри города, относительно автомобилей, которые стоят на стоянках, существенно меньше, чем допустим в Москве.

Я вам сейчас скажу очевидную для простого умеющего наблюдать и сравнивать человека истину: наши с вами соотечественники, мы - граждане России работаем существенно более интенсивно, чем работают граждане западных стран! Однако, общая эффективность этой деятельности оставляет желать много лучшего!
Причём, экономика толком не работает в РФ именно в масштабах страны, при том, что каждый отдельный субьект экономической деятельности в России часто существенно более эффективен, чем аналогичный ему по размерам и направлению работы экономический субъект на Западе.

Это, на первый взгляд, парадокс, имеет глубокие корневые причины. Они связаны, на мой взгляд, с тем, что ментально у большинства людей в России не расставлены моральные приоритеты.
Например, мало кто задумывается о том, что нельзя паразитировать на своих! Это же у нас происходит сплошь и рядом, начиная от взаимоотношений людей внутри компаний и заканчивая процессами во всём государстве в целом как раз заключается в паразитировании на своих.

Высшим пилотажем, конечно, у нас считается паразитирование на общественно-государственных задачах. Причём, это паразитирование абсолютно не зависит от развитости технологий, наоборот, как раз часто развитие технологий приводит к увеличению такого паразитирования (выводу этого паразитирования на новый "технологический" уровень). Особенно, если такое развитие отдано на откуп местным властям, либо, не дай бог, общественным организациям.

Например, вы в курсе, что по количеству т.н. средств автоматической фиксации нарушений ПДД Россия стоит на одном из первых мест в мире (по факту переход на т.н. "цифровую экономику" в данном случае в РФ уже произошёл!)?! Причём, видеокамеры эти реально работают, штрафы выписываются, но количество ДТП, в том числе и аварий с жертвами, если и сокращается, то совсем не пропорционально увеличению количества фиксирующей автоматики на наших дорогах.
Раньше, в доцифровую эпоху в плачевном положении дел на дорогах было принято винить инспекторов ДПС, которые по факту брали мзду, а не занимались решением вопросов безопасности дорожного движения. Однако, когда новые цифровые технологии пришли на смену инспекторам ДПС ничего почти не изменилось! Количество аварий не сократилось! В чём же дело?
А дело в том, что с внедрением видеофиксации на дорогах дело собирание дани с водителей всего-лишь перешло от уровня инспекторов ДПС к уровню муниципальных и региональных властей. Сменился лишь паразитирующий на дороге субъект, а не сам подход к организации дорожного движения!
Вы, наверное, догадываетесь, что теперь уже местные власти воспринимают видеофиксацию, как средство наполнения местного бюджета! Поэтому, расстановка камер видеофиксации и другой инфраструктуры дорожной сети мотивирована в первую (и часто в последнюю) очередь целями максимизации сбора штрафов с водителей автомобилей.
Некоторые утырки мне могут возразить: "А чего тут такого? ПДД всегда нужно выполнять!"
А такого тут того, что если вы заменяете на дороге полицейские засады автоматическими засадами, то вы приводите к ситуации, когда водитель по-любому так или иначе попадает на то или иное количество штрафов и перестаёт воспринимать штраф, как мотивацию к соблюдению ПДД, а воспринмает штраф, как плату за проезд по дороге.
Где располагаются камеры видеофиксации в странах ЕС? Правильно, там, где ОБЩЕСТВУ необходимо обеспечить максимально точное соблюдение ПДД, т.е. в местах интенсивного движения пешеходов, рядом с местами, где находятся детские учреждения или больницы.
Где располагаются камеры видеофиксации в РФ? Правильно, там где психологически водитель наиболее часто превышает скоростной режим, т.е. где наиболее широкая дорога, где нет пешеходов и других помех движению. Наиболее полезно (для наполнения бюджета) установить такие камеры на федеральных трассах в максимальной удалённости от больших городов (например, на границе регионов, куда человек для практической проверки, что же он нарушил, снова приедет вряд-ли) , где знак ограничения скорости специально установлен так, что его разборчивость ограничена.
Например, недавно ездили с сотрудниками в Нижний Новгород. Привезли оттуда 9 000 рублей штрафов за превышение скорости, причём, все 12 штрафов нам были "выписаны" камерами, расположенными на участке в 20 км федеральной магистрали на въезде в Нижегородскую область! Этакий "тариф" за пользование "бесплатными" дорогами в этом регионе существует!

Или, к примеру, возьмём Москву. Собянинские утырки сейчас там строят "город-сад", город для пешеходов! То, что под этим "соусом" идёт фактический передел торгового бизнеса в центре Столицы, меня касается мало, хотя это тоже пример войны экономики с собой самой.
Однако, даже тут муниципальные чиновники не забывают пополнять свой бюджет темой видеофиксации. Например, возьмём т.н. "Зеленоградскую улицу", а на самом деле начало платной "ленинградской" магистрали. Вот она на Яндексе:




По факту - это шоссе максимально возможной в РФ категории, проходящее по эстакаде (т.е. выход пешеходов на него не возможен по определению!), имеющее по 4 полосы движения в каждую сторону, отличного качества (пока) дорожное покрытие и очень скромную загрузку. Знаете, каким знаком ограничена там скорость? Правильно, там везде висят знаки ограничения - 60 км/час (и так до начала платной магистрали где-то на протяжении 3-х километров). Естественно, что с некоторого времени там появился "стационарный" (но "мобильный") пост автоматической фиксации нарушений ПДД! Такой автомобильчик без опознавательных знаков с видеокамерами, выдвигающимися из крыши его фургона.
Какую роль, скажите мне, для безопасности движения играет это ограничение и этот фиксирующий нарушение ограничений автомобиль? Правильно, никакой! Но за то это чудо цифровой экономики хорошо наполняет бюджет города поступлениями от штрафов за нарушения ПДД!
Скажите, что это частный пример?
Вот уж нет! Скажите мне, зачем строить хорошие дороги, вбухивать туда кучу бабла, если потом их пропускная способность будет такая же, как и до строительства?
Хомячки, провального! Вы ищите воровство бюджетов, распилы и откаты? Анализируете конкурсы? А мне кажется, что подобный подход, когда дорога высшей категории сперва строится за огромные бабки, а потом там какой то чиновник вешает знак ограничения 60 км/час и ставит собирающую дань с дороги видеокамеру даже безо всяких распилов и откатов является идиотизмом многократно худшим и вредным, чем распилы и откаты!
Основная проблема в РФ это не воровство бюджетов (хотя оно и недопустимо), а в том, что целые отрасли экономики страны работают не на общие интересы общества, а на местнические и корпоративные интересы отдельных групп этого общества (иногда и не малых групп!), часто за счёт всего общества в целом.
Российская экономика во многом является экономикой взаимного и отрицательного паразитирования!

Экономика и военное дело - это очень близкие темы (как не странно). И в том, и в другом случае необходима слаженность действий. В военном деле для слаженности действий используются приказы и  распоряжения, в которых первой строкой называется цель выполнения приказа. Высшей целью военной компании является достижение победы над противником для получения политических результатов. На других уровнях военного руководства эта высшая цель разбивается на более малые конкретные цели: захватить или удержать город, создать плацдарм для войск, занять и удержать тот или иной рубеж.
В военном деле, понятно, количество и разнообразие задач куда меньше, чем в экономике.

Однако, и к экономике тоже должен быть подобный военному подход с чётким определением целей. Т.е. если мы строим или реконструируем дорогу, то целью данного строительства является увеличение транспортных потоков.
Если где-то строится новый завод, то целью является освоение или расширение производства какого-то необходимого обществу товара. Если строится школа, то целью является упрощение доступа жителей к получению обучения. Больница строится для улучшения лечения граждан, а аэропорт для увеличения перевозок.
Пора начинать чётко и гласно для общества обозначать такие цели для каждого (особенно создаваемого на государственные деньги) объекта и сообщать об этих целях и задачах на публичных площадках (например, на сайтах в Интернете), что бы люди знали, что, для каких целей из инфраструктуры строится в стране. А так же, как потом это построенное используется согласно заявленных целей?

Например, был бы очень полезен государственный портал-сайт, где все государственные, региональные  (ведомственные) и муниципальные инвестиционные проекты были бы собраны воедино с указанием их целей, сроков выполнения и текущих этапов реализации. Выделение государственных денег должно обязательно быть увязано с информацией на таком ресурсе.

Это позволило бы серьёзно навести порядок с тем, что и как в государстве строится, ремонтируется и эксплуатируется. Позволило бы "плясать от печки" в государственном планировании.
Например, региональное МВД прежде чем заказывать новую порцию видеокамер должно было бы определиться и выложить на такой сайт проект их размещения, цели и задачи такого размещения.
Например, перед строительством дороги на такой сайт должны были быть выложены предварительное обоснование целесообразности такого строительства, планируемые технические параметры строящегося объекта и т.д.

Кстати, тогда бы и офисные хомячки, да и просто общественные организации, могли бы с большей пользой для государства и общества осуществлять диванные экономические "боевые действия".

экономика, общество

Previous post Next post
Up