Как известно, создать double bind экспериментальным путём, в лабораторных условиях, удавалось лишь на животных (так назвыаемый "экспериментальный невроз"). Организация подобного эксперимента с людьми сталкивается с очень глубокими и серьёзными трудностями концептуального, технического и этического плана. Однако, попытки смоделировать или хотя бы пронаблюдать этот коммуникативный паттерн в условиях эксперимента у людей неоднократно предпринимались.
Наиболее удачная попытка была осуществлена Смитом (Smith E K, 1973). В своём исследовании он, во-первых, постарался максимально приблизиться к структуре double bind (по описаниям Бейтсона и других исследователей), а во-вторых, продемонстрировал влияние подобного паттерна на психическое функционирование испытуемых.
Испытуемыми были 156 студенток колледжа. При организации эксперимента Смит выделил два важнейших элемента ситуации, которые должны были обеспечить "двойное связывание".
1) Противоречивые требования к испытуемым в процессе коммуникации. В качестве стимульного материала использовались специально составленые "письма" матери к своей дочери соответствующего возраста. В тексты писем были включены двусмысленные и противоречивые (в том числе парадоксальные) формулировки. Испытуемые должны были прослушать письма, зачитываемые женским голосом ("голос матери"), и объяснить их смысл: "Что мать имела в виду?"
2) Система наказаний, состоявшая из двух компонентов: проигрывания трёхсекундной записи раздражающего белого шума и негативной "обратной связи". "Обратная связь" подразумевала орицательную оценку каждой интерпретации: "Нет, Вы совершенно неправы! Вы ошиблись! Это неверно! Вы ответили хуже, чем все остальные испытуемые!"
Оценивался уровень тревоги испытуемых до начала эксперимента, в процессе и после завершения.
Контрольная серия экспериментов строилась так. Были зачитаны "нормальные" письма (без явных противоречий), интерпретации студентов были признаны правильными. Как и предполагалось, уровень тревоги при этом оставался низким.
В двух последующих сериях экспериментов каждый из элементов double bind тестировался отдельно: противоречивые письма без наказаний и обычные письма с наказанием. Уровень тревоги в ходе эксперимента заметно нарастал, но к концу опытов постепенно снижался. По-видимому, испытуемые так или иначе адаптировались к заданию и успокаивались.
Основная серия опытов включала оба компонента и показала самые драматичные результаты. Уровень тревоги повышался на протяжении всего эксперимента, некоторые испытуемые переживали так сильно, что испытывали трудности с выполнением заданий. Более того, даже после того, как им объяснили цель и "механику" опытов, они оставались расстроенными и извинялись за свою "неспособность" правильно понять предложенные письма.
По мнению исследователя, наиболее мучительной для испытуемых была "атака" на их способность понимать коммуникацию. Обычно мы автоматически полагаемся на эту свою способность, и она нас не подводит. Но в процессе эксперимента она систематически ставилась под сомнение, и это создавало весьма болезненный опыт.