Эпистемологический практикум (продолжение)

Sep 06, 2015 15:15

Дополнение, точнее, продолжение этого поста.
Изначальный замысел заключался не в том, чтобы давать определение понятиям "любовь", "дружба" или "вражда". Цель была, скорее, в том, чтобы понять (проследить), с помощью каких ментальных, когнитивных процессов мы создаём для себя такие определения.
Сама фраза "Это - любовь" подразумевает создание определённого равенства межд "этим" и "любовью": это = любовь. Это - указательное местоимение, оно выполняет роль указующего перста, а указывать может, в принципе, на что угодно. С другой стороны, любовь - это абстракция, название для категории каких-то событий, явлений. Таким образом, если человек говорит "это - любовь", он косвенно демонстрирует те правила, по которым относит определённые события и явления к категории любви.

События могут быть либо внутренними (переживания), либо внешними (поведение). Один из способов определить любовь - связать её со своими переживаниями. Очень многие так и делают - формируют у себя представление о любви как чувстве. Любовь - это волнение, предвкушение встречи, возбуждение, слабость в коленях, сердцебиение, головокружние, "бабочки в животе" (метафора для висцеральных ощущений).

В другом случае мы говорим о каких-то типах поведения. Примеры "любовного" поведения многочисленны и разнообразные: объятия, поцелуи, разговоры, секс, забота, помощь, совместная деятельность (будь то работа, отдых, путешествия, воспитание детей или творчество). Благодаря такому разнообразию определений любви может быть очень много, вряд ли можно среди них выбрать "правильные" или "неправильные". Однако, часто возникают вполне серьёзные вопросы, позволяющие уточнить границы понятий. Например, объятия, поцелуи, разговоры и секс - этого достаточно для любви или нет? А забота, помощь и совместная деятельность обязательны? И так далее. Этот подход даёт возможность определить для себя любовь-отношение.

Следующий виток рассуждений - мы принимаем во внимание ещё бОльшую систему. Человек может обозначить словами "это - любовь" своё отношение к другому человеку: вот такие переживания, вот такие цели, установки, поступки. А следующий вопрос - есть ли здесь двустороннее движение? Можно ли определить словами "это - любовь" отношение этого самого другого человека к себе? Есть ли у него аналогичный набор переживаний, установок и поступков? Следующий интересный вопрос: обязана ли любовь (как отношение) быть зеркальной, симметричной? Можно ли требовать от своего любимого, чтобы его отношение в точности повторяло твоё отношение к нему? А если это отношение отличается от твоего, то насколько большими могут быть отличия? В каких случаях можно говорить о взаимной любви, а в каких - о невзаимной?

Наконец, если мы видим отношения между двумя людьми "снаружи", то также можем дать им определение "любви". Что интересно, дать такое определение обычно бывает значительно легче, чем "изнутри", и критерии подбираются иные. Очень хороший пример: мужчина и женщина идут, взявшись за руки, кокетничают друг с другом и катят перед собой коляску. Мы видим достаточно обширный контекст: они заняты совместной деятельностью (идут вместе), им приятен физический контакт между собой (держатся за руки), они эмоционально вовлечены в общение (кокетничают), и они - семья с ребёнком.

В общем, определить "любовь", "дружбу" или "вражду" не так уж сложно, все люди постоянно как-то это делают. С другой стороны, сам процесс такого определения весьма непростой, поэтому часто возникют разночтения, противоречия и конфликты. Наиболее сложной оказывается прагматическая задача - определить для себя те отношения, частью которых ты являешься в данный момент. Здесь необходимо "охватить взглядом" всю систему - переживания, мотивацию, поступки, связь поступков между собой и поступков с переживаниями. Ошибки в этом процессе могут оказаться крайне болезненными.

эпистемология, чувства

Previous post Next post
Up