Оригинал взят у
al_ven в
О ПАТТЕРНЕ «DOUBLE BIND» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИО ПАТТЕРНЕ «DOUBLE BIND» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ. Б.О. Майер (Новосибирск, Россия).
Об авторе
здесь.
Исследовано применение в анализе социальных коммуникативных процессах теории паттерна double bind, первоначально разработанной Г. Бэйтсоном для объяснения многих неясных паттернов межличностной коммуникации, приводящих к ментальным нарушениям.
Уточнено определение паттерна double bind: коммуникативный паттерн double bind - это трудная ситуация, в которой имеется, по крайней мере, две возможности выбора, однако каждый из возможных выборов приведет к неприемлемому плохому результату, а выйти из такой ситуации объект коммуникации не может в силу зависимости, подчиненности и т.п.
Проведен онтологический анализ паттерна double bind, который показывает, что его теория может быть распространена из сферы межличностной коммуникации в область социальной коммуникации групп, социальных институтов и т.д. Построена эпистемологическая модель паттерн double bind, позволяющая описывать его единообразным образом формально вне зависимости от области исследования (социальные или межличностные коммуникации). Показано, что ситуация в сфере реформ отечественного образования за последние 20 лет есть по формальным признакам типичная коммуникативная ситуация паттерна double bind, что приводит к «расщеплению» общественного сознания. В таких условиях для снижения негативных последствий наличия коммуникативной ситуации паттерна double bind требуется рефлексия данной ситуации и перевод коммуникации на более высокий формальный уровень, т.е. на уровень метасообщения, что может быть осуществлено, например, в рамках концепции национальной технологической платформы «Образование».
Из статьи:
"Как пишут специалисты из университета Иллинойса (США) в статье с многозначительным названием «Double-bound Прометея»:
Любая образовательная ситуация с неизбежность связана с коммуникацией. Следовательно, кризис образования во многом связан с кризисом коммуникации. Дж. Дьюи пишет, что не только социальная жизнь связана с коммуникацией, но и всякая коммуникация обладает образовательной функцией. Этот важнейший момент социальной жизни (и, следовательно, всей человеческой жизни) для Дьюи является не только непреложным фактом, но и показывает, что качество коммуникации играет важнейшую роль на практике - пер. автора) [18]. (Следовательно, любая критика системы образования должна быть критикой коммуникативных стилей - прим. автора). Авторы данной работы показывают, что вся современная педагогика воспроизводит DB-ситуацию между учителем и учеником вследствие базовых основ организации образовательного процесса в школе.
...Теория Г. Бэйтсона о двойной связи позволяет сделать вывод об антидемократичности большей части современной педагогики. Тяжелая неразрешимая ситуация, описываемая в теории двойной связи, имеет очевидные параллели в образовательной системе, где студенты «принудительно» информируются без возможности альтернативных выборов. Таким образом, студент отчуждается от своего собственного процесса обучения и становится "жертвой" двойной связи (привязки). Неудивительно, что школы производят большое количество плохо информированных, мало культурно и апатичных выпускников. Мы должны задать себе вопрос, не являются ли наши школы учреждениями отчуждения и угнетения.
Современная сфера высшего профессионального образования также не избежала наличия DB-ситуации, которая проявляется уже не только на уровне межличностной коммуникации (учитель - ученик), но и на уровне властно-политических структур и коммуникации социальных групп..."
Замечательно, что появляются подобные статьи. Конечно, тут могут возникнуть споры по поводу того, насколько точно передана концепция Бейтсона, но... это все необходимо обсуждать.