О ПАТТЕРНЕ «DOUBLE BIND» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ

Apr 09, 2015 22:50

Оригинал взят у al_ven в О ПАТТЕРНЕ «DOUBLE BIND» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ
О ПАТТЕРНЕ «DOUBLE BIND» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ. Б.О. Майер (Новосибирск, Россия).
Об авторе здесь.

Исследовано применение в анализе социальных коммуникативных процессах теории паттерна double bind, первоначально разработанной Г. Бэйтсоном для объяснения многих неясных паттернов межличностной коммуникации, приводящих к ментальным нарушениям.Уточнено определение паттерна double bind: коммуникативный паттерн double bind - это трудная ситуация, в которой имеется, по крайней мере, две возможности выбора, однако каждый из возможных выборов приведет к неприемлемому плохому результату, а выйти из такой ситуации объект коммуникации не может в силу зависимости, подчиненности и т.п.
Проведен онтологический анализ паттерна double bind, который показывает, что его теория может быть распространена из сферы межличностной коммуникации в область социальной коммуникации групп, социальных институтов и т.д. Построена эпистемологическая модель паттерн double bind, позволяющая описывать его единообразным образом формально вне зависимости от области исследования (социальные или межличностные коммуникации). Показано, что ситуация в сфере реформ отечественного образования за последние 20 лет есть по формальным признакам типичная коммуникативная ситуация паттерна double bind, что приводит к «расщеплению» общественного сознания. В таких условиях для снижения негативных последствий наличия коммуникативной ситуации паттерна double bind требуется рефлексия данной ситуации и перевод коммуникации на более высокий формальный уровень, т.е. на уровень метасообщения, что может быть осуществлено, например, в рамках концепции национальной технологической платформы «Образование».

Из статьи:

"Как пишут специалисты из университета Иллинойса (США) в статье с многозначительным названием «Double-bound Прометея»:
Любая образовательная ситуация с неизбежность связана с коммуникацией. Следовательно, кризис образования во многом связан с кризисом коммуникации. Дж. Дьюи пишет, что не только социальная жизнь связана с коммуникацией, но и всякая коммуникация обладает образовательной функцией. Этот важнейший момент социальной жизни (и, следовательно, всей человеческой жизни) для Дьюи является не только непреложным фактом, но и показывает, что качество коммуникации играет важнейшую роль на практике - пер. автора) [18]. (Следовательно, любая критика системы образования должна быть критикой коммуникативных стилей - прим. автора). Авторы данной работы показывают, что вся современная педагогика воспроизводит DB-ситуацию между учителем и учеником вследствие базовых основ организации образовательного процесса в школе.

...Теория Г. Бэйтсона о двойной связи позволяет сделать вывод об антидемократичности большей части современной педагогики. Тяжелая неразрешимая ситуация, описываемая в теории двойной связи, имеет очевидные параллели в образовательной системе, где студенты «принудительно» информируются без возможности альтернативных выборов. Таким образом, студент отчуждается от своего собственного процесса обучения и становится "жертвой" двойной связи (привязки). Неудивительно, что школы производят большое количество плохо информированных, мало культурно и апатичных выпускников. Мы должны задать себе вопрос, не являются ли наши школы учреждениями отчуждения и угнетения.

Современная сфера высшего профессионального образования также не избежала наличия DB-ситуации, которая проявляется уже не только на уровне межличностной коммуникации (учитель - ученик), но и на уровне властно-политических структур и коммуникации социальных групп..."

Замечательно, что появляются подобные статьи. Конечно, тут могут возникнуть споры по поводу того, насколько точно передана концепция Бейтсона, но... это все необходимо обсуждать.

Бейтсон

Previous post Next post
Up