Есть ли у животных «право на душу»?

Oct 07, 2009 23:17


У редкого среднестатистического обывателя дата 4 октября - Всемирный день защиты животных - вызывает ответные эмоции, потому что мало кто о ней слышал. Правда, некоторые счастливчики могут нечаянно попасть в этот день на всевозможные акции, которые обычно устраивают организации по защите животных. Но даже мало кто из этих счастливчиков понимает, что под незащищенную категорию братьев наших меньших попадают не только бездомные собаки и кошки, но и большой процент лабораторных животных, страдания которых в буквальном смысле закупоривают в пробирки…  
Узаконенная жестокость - парадокс или необходимость?

В законодательстве многих стран экспериментальные животные классифицируются как отдельная группа правового регулирования. И эта мировая тенденция по гуманизации биомедицинских исследований не может обойти стороной государства, которые в Конституции определяют себя как правовые. Между тем в России законопроект «О защите животных от жестокого обращения», рассматриваемый Госдумой с 1997 года, был отклонен президентом РФ в 2000 году, а в 2008 году полностью снят с рассмотрения.

В Беларуси разработан законопроект «Об обращении с животными», который уже несколько лет дорабатывается Постоянной комиссией по проблемам Чернобыльской катастрофы, экологии и природопользования Палаты представителей Национального собрания.

В Риме недавно прошел VII Международный конгресс по альтернативам экспериментам на животных в биомедицинских исследованиях. В научном мире на эксперименты над животными  не только закрывают глаза, но утверждают их законом, ведь во многих областях науки полностью отказаться от подобной практики невозможно. Даже если вы ярый защитник прав животных и покупаете косметические средства только совестливой фирмы, которая якобы освободила свои лаборатории от подопытных крыс, не обольщайтесь: данная компания может использовать результаты исследований своих конкурентов, полученные «традиционным» опытным путем…

Принятый в 1985 году «Этический кодекс международной ассоциации врачей» узаконивает эксперименты в некоторых областях биомедицинских исследований. Но наука постоянно стремится к минимализации использования млекопитающих в своих опытах и замене их низкоорганизованными животными с менее развитой нервной системой, а также растениями и бактериями. Как раз на конференции в Риме обсуждалось решение Евросоюза о полной замене опытов в области косметологии на альтернативные методы. Этот процесс планируют завершить к 2012 году. А пока создаются программы, которые смогут вычислять и прогнозировать влияние химических веществ на организм человека, мы, покупая очередную тушь для ресниц, будем надеяться, что она не вызвала слёзы боли у замученной крысы…

Кто в ответе за тех, кого обучили?

Какая сфера использования лабораторных животных ближе всего к простому человеку? Естественно, учебный процесс, во время которого и преподаватели и студенты постоянно сталкиваются с проблемой морального выбора - во имя чего они должны убить и выбросить в мусорное ведро окровавленное тело крысы? А ведь у многих есть домашние питомцы, и наверняка очень сложно после этого смотреть в их преданные глаза… Примечательно, что зачет по этому «курсу милосердия» должны получить и те студенты, которые в жизни никогда не столкнутся с хирургической практикой. Почему же они должны идти на конфликт с собственной совестью?

А между тем никто ещё не доказал, что уровень профессиональной подготовки страдает от использования в учебном процессе альтернативных методов обучения. И даже жаль, что в «корочке» врача не указано, прошел он экзамен на милосердие или нет…

Выход есть всегда!

Конкретную дату введения альтернатив в Беларуси назвать сложно. Толчком для осваивания этих методов в вузах стало профессиональное отношение к данной этической проблеме со стороны преподавателей-энтузиастов.  Да и в студенческой среде уже давно назревало негодование, которое в нашей стране не успело получить широкий общественный размах. А вот в Москве, например, одного студента исключили из вуза за то, что он отказался от убийства подопытного животного. Парень не растерялся и создал целое движение в защиту прав братьев наших меньших.

В Беларуси столь явных конфликтов между студенческой и преподавательской средой никто не помнит. Наоборот, в Белорусском государственном медицинском университете преподаватели с готовностью пошли навстречу мировой тенденции по внедрению в учебный процесс альтернативных методик. Первым их опытом стали отснятые под руководством профессора А.А. Кривчик с участием студентов-кружковцев кафедры патологической физиологии МГМУ учебные фильмы, которые не раз были отмечены наградами на Всесоюзных конкурсах. Конечно, опыты не были смонтированы и заменены спецэффектами - весь процесс был отснят в реальном режиме…  Но по крайней мере на каждом новом занятии не нужно было мучить очередную крысу, потому что видеопленку можно просматривать многократно.

Сейчас проблемами освоения альтернатив в Беларуси занимаются преподаватели МГЭУ им. А.Д. Сахарова, в частности доцент кафедры радиобиологии и экологической медицины И. П. Меркулова. Уникальный курс биоэтики, подготавливающий студентов к гуманному отношению не только к братьям нашим меньшим, но и ко всему живому в природе, разработала в этом учебном заведении член Национального комитета по биоэтике доцент Т.В. Мишаткина. Университет сотрудничает с Международной сетью за гуманное образование ИнтерНИЧ в Европе и её Российским отделением. Там всегда можно получить и поддержку, и грамотную консультацию. В «Библиотеке альтернатив» этой сети насчитывается несколько десятков альтернативных моделей, которые можно бесплатно получить во временное пользование для ознакомления.

Не ищите подвохов…

Как видим, достоинства альтернатив очевидны, а есть ли у них недостатки? Многие скептики утверждают, что настоящий врач не должен падать в обморок при виде крови. Мол, одно дело - тренироваться делать швы на каучуке и совсем другое - без нервной дрожи в руках справиться с живой тканью. Но ведь дело совсем не в слабонервности! Студентам во время учебы предоставляется много «запасных» возможностей для приобретения профессиональных навыков: они посещают анатомические музеи, морги, ассистируют опытным врачам во время операций… А современные компьютерные программы достигли такого уровня, что в интерактивном режиме могут имитировать даже тактильные ощущения при наложении того же шва! Так что вопрос, скорее, не в недостатках, а в проблемах, связанных с освоением альтернатив. В том же Сахаровском университете уже появились компьютерные альтернативы, но не все программы являются русифицированными версиями, а многие студенты не владеют английским языком в совершенстве… Естественно, полноценным такое обучение назвать сложно.

Еще один важный барьер - финансирование, хотя на правильное содержание и уход за подопытными животными суммы тоже требуются нескромные… Так что пока нашим вузам по крупице приходится создавать базу альтернатив - самим снимать учебно-научные кинофильмы и выигрывать гранты, как, например, и поступил Сахаровский университет. Кафедра радиобиологии и экологической медицины вместе со студентами общественной организации «Экоюни» получила грант ИнтерНич на разработку учебного кинофильма, который заменит эксперименты на крысах по дисциплине «Радиобиология». Университетом уже приобретены компьютерные обучающие программы, манекен крысы, которые используются на кафедре в учебном процессе и на факультативном спецкурсе «Гуманные альтернативы экспериментам на животных в образовании».

Постскриптум

Совсем недавно российская общественность была потрясена эпатажным поведением юных девушек, которые готовились стать ветеринарами. Прилежные студентки настолько увлеклись будущей профессией, что забыли - её миссия заключается не в расчленении братьев наших меньших, а в спасении их жизней. Чтобы запечатлеть и документально подтвердить свою невероятную, по их мнению, смелость, «невинные создания» выложили в социальную сеть фотоснимки подвешенной крысы, окровавленной собаки и даже видео, на которой физиологически достоверно изображается удушение упомянутого грызуна. Свой поступок подруги объясняют эффектом психологической защиты и черным юмором…

Естественно, никому из преподавателей и в голову не придет задавать такие опыты на дом! И этот случай - лишь горькое исключение, которое обнажает уже давно назревшую проблему - целесообразно ли использование в процессе обучения опытов над животными и имеют ли братья наши меньшие «право на душу»? Этот вопрос, как ни странно, остаётся открытым. Хотя, если вспомнить историю, то до шестого века наличие души отрицалось и у женщин… А пока в мире нарушаются права человека, которого во многих странах со школьной скамьи принуждают к осознанному «кромсанию» лягушек, интересы и права животных уж точно останутся на втором плане.

http://greenbelarus.info/content/view/692/114/

животные, календарь

Previous post Next post
Up