Научная группа Антикризисного Медиа-Центра Зеленого Креста провела работы по теме: создание системы устойчивого социально-экономического и экологического развития муниципального образования.
Исполнители
Научный руководитель: кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Лесотехнического университета им. С.М. Кирова, Т.Г. Гарбузова.
Руководитель работ: председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации Зеленый Крест Ю.С. Шевчук.
Консультант: глава МО «Советское городское поселение», А. Н. Некрасов.
Коллектив сотрудников: М.Г. Тихонова (Выборг), В. Л. Самушенков (Выборг), В.А. Короева (Санкт-Петербург), Е. В. Капралова (Советский).
Место проведения: МО «Советское» Выборгского района Ленинградской области.
Основания для работы: работы проводились в инициативном порядке согласно Распоряжению Правительства РФ от 25.12. 2019 года № 3183-р «Об утверждении Национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года»:
«Национальный план представляет собой государственную систему мер политического, законодательного, нормативно-правового, экономического и социального характера, которые осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и которые направлены на уменьшение уязвимости системы обеспечения национальной безопасности страны, субъектов экономики и граждан вследствие изменений планетарного климата, климата на территории Российской Федерации, территориях соседних государств, на прилегающих к ним акваториях Мирового океана, а также на использование благоприятных возможностей, обусловленных указанными изменениями. В числе задач плана входит научное обеспечение процесса разработки и принятия органами государственной власти и хозяйствующими субъектами решений, направленных на повышение уровня безопасности (защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства) от последствий изменений климата для населения и экономики, включая опасные природные явления и чрезвычайные ситуации природного характера.»
Эта задача решалась группой наших сотрудников в ходе работы по созданию системы устойчивого развития.
Описание различного рода рисков для населения и территории, как существующих, так и с прогностической вероятностью ожидаемых в ближайшем будущем.
Основные риски (перечислены по мере уменьшения вероятности их появления) для рассматриваемой территории следующие:
- регулярно повторяющиеся нагонные и зажорные наводнения на р. Гороховка, в перспективе - усиливающиеся, в связи с изменением климата, усилением скорости ветров, увеличением толщины льда;
- повышение риска для здоровья и трудоспособности населения в результате распространения как новых, так и известных инфекционных и паразитарных заболеваний;
- рост экстремальных осадков (ливней, града), влекущих за собой угрозу уничтожения урожая, теплиц и других сельскохозяйственных временных сооружений;
- рост повторяемости с одновременным усилением мощности стихийных бедствий - штормов, шквалов, смерчей, влекущих за собой разрушение инфраструктуры и жилых помещений;
- повышение пожароопасности в лесных массивах;
- распространение насекомых - вредителей лесных и сельскохозяйственных культур;
- обмеление малых рек, вызванных изменением характера осадков и понижением дебета родников;
- взрывной рост популяции Борщевика Сосновского;
- увеличение количества засух;
- возможное похолодание, вызванное снижением температуры и мощности Гольфстрима;
- проникновение в регион насекомых - вредителей или носителей заболеваний из южных регионов (малярийных комаров, саранчи и др.).
Самым рискованным из всех отраслей хозяйства на территории МО является рекреационное, которое, как часть общей сферы обслуживания, зависит от возможности передвижения населения, ограничиваемого в периоды карантина и от платежеспособности населения, которое начинает экономить на затратах на отдых и торжества в любых неблагоприятных условиях.
Вторым по рискованности является товарное производство сельскохозяйственной и промышленной продукции.
Основные последствия всех вышеперечисленных рисков для системы хозяйства МО и населения можно свести к следующим:
- появление необходимости отвлечения части трудовых и финансовых ресурсов на создание систем безопасности для предотвращения ущерба от наступления рисков и/или ликвидации нанесенного ущерба;
- появление необходимости создания системы быстрого, в идеале - мгновенного, переключения деятельности населения с одного вида профессиональной деятельности на иной, без нанесения ущерба уровню и качеству жизни людей;
- появление необходимости жить в условиях резко сокращающихся товарных рынков, ускорившейся инфляции, уменьшения трудовых ресурсов как в количественном, так и в качественном выражениях.
Основной способ достижения устойчивости развития:
создание условий для регулярного поступления широкого спектра дополнительных ресурсов из новых, ранее не задействованных источников (социальных, трудовых, финансовых, информационных, интеллектуальных и так далее) на территорию поселения путем создания разноплановых, не зависящих от большинства внешних воздействий, дублирующих друг друга, механизмов привлечения этих ресурсов.
Четыре уровня устойчивости.
В ходе реализации проекта нами были определены и выделены четыре уровня устойчивости существования социально-экономической структуры.
Первый уровень устойчивости - уровень коллективных действий (коллективные производства, туристические предприятия, система здравоохранения, системы водоподготовки, водоотведения, энерго- и теплоснабжения жилищно-коммунального хозяйства, система образования, система дошкольных учреждений, организации культуры, искусств, самодеятельного творчества, системы патронажа пенсионеров, системы реагирования населения на чрезвычайные ситуации и так далее).
Второй уровень устойчивости - уровень индивидуальных (семейных) действий (индивидуальная деятельность в областях сельского хозяйства, фермерства, ремесленничества, побочного лесопользования, охоты и рыболовства, художественное творчество во всех сферах, преподавательская и тренерская деятельность).
Третий уровень устойчивости - уровень безфинансового (натурального) обмена товарами и услугами (в области спорта, патронажа, досуга, образования, медицины, бытового обслуживания), в том числе - с использованием сети Интернет.
Четвертый уровень устойчивости - уровень виртуального хозяйствования (создание параллельных структур развития на базе ресурсов Интернета в областях: сбыта продукции и услуг; привлечения клиентов и покупателей; распространения информации о территории и людях, её населяющих. Организация возможности перевода ряда активностей населения в параллельную виртуальную реальность: преподавания, тренерства, музыкального и литературного творчества. Организация возможности массовой работы на «удаленном рабочем месте», а также прочие активности.)
РЕКОМЕНДАЦИИ
В настоящее время на уровне Ленинградской области следует:
Изучить и обобщить опыт различных районов по созданию элементов системы устойчивого развития, определить не использованные возможности для создания устойчивой антикризисной системы;
Выпустить и распространить методические рекомендации по созданию системы устойчивого развития применительно к каждому району Ленинградской области, а также провести несколько обучающих семинаров по внедрению отсутствующих в районе элементов систем;
Создать следующие виртуальные ресурсы в сети «Интернет», в которых нуждаются все территории Ленинградской области, с условием выхода на самоокупаемость в течении года -
«Школа виртуальной занятости»,
«Биржа труда для ищущих работу «на удаленке»,
You-Toob канал «Общественное телевидение Ленинградской области», Интернет-магазин с доставкой товаров до дома «Сделано в Ленинградской области».
Создать «дорожную карту» - план перехода к устойчивому развитию, защищенному от последствий климатических изменений для всего региона.