Не смотря на то, что жизнь моя, с появления на свет, проходила на заповедном кордоне, и, казалось бы, заповедное зверьё должно было ходить по двору, а мишики заглядывать в окна, этого не было. Всё было достаточно обыденно.
Первая яркая встрче с заповедными обитателями была встреча с маралёнком. Лет с 5-ти я и мой старший брат уже ходили с отцом в недалёкие обходы, которые он проводил по окрестной вверенной его контролю территории. Вот так мы однажды пошли через сады заповедника и в одном из секторов наткнулись на маралёнка малюсенького, ему было совсем немного от рождения - он даже попыток встать на ножки не делал. Чудо такое. Мы на него насмотрелись, папа его пофотографировал и мы пошли дальше.
Помню, что частенько мы продирались по оврагам, сплошь заросшим разными деревьями и кустарником, где конечно была куча клещей, а поскольку та местность входит в состав природного очага клещевого энцэфалита, не удивительно, что такой кдещака вскоре меня укусил. Уивительно, что кроме меня больше никого.
Следующая яркая втсреча - встреча с кобанчиками. Кобанчики у нас всегда отличались наглостью - забирались в огород и нарывали пологорода картошки, а потом увели к себе домашнюю свинью. Однажды мы с братом поднимались с берега озера, проводив маму на теплоходе, и вдруг, метрах в 10-ти от нас со склона из кустов выбегает большая коричневая хрюня, за ней 12 полосатых поросят (точно считала) и потом ещё одна большая хрюня. Мы с братом радовались - таких прикольных хрюшек повстречали, только уже повзрослев, гораздо позже, до меня дошло какая могла быть неприятная история.
Змеи попадались частенько. Забудешь про них, пойдёшь в на поляну за ягодой босиком, чудом не наступишь на гадюку или щитоморника, потом всё оставшееся лето ходишь в сапогах в любую жару.
Медведи и маралы постоянно бродили на солнцепёчных склонах горы, которая возвышалась над нашим домом. Конечно это было не близко, видны были лишь мохнатенькие пятнышки и подробно можно было рассмотреть их в бинокль. Иногда почти рядом с мишиками бродили и заповедные кони, находившиеся на вольном выпасе.
Коров и лошадей заповедные обитатели по немножку забирали каждый год. У волков профиль - жеребята и телята. Меведи не ограничивались взрослыми быками и коровами. Помню частенько взбудораженное стадо прибегало в середине дня к забору паскотины и полдня еще там толклось, напуганное нападением медвдедя. Иногда стадо прибегало не полностью, дань свою мишка забирал. Однажды мишка напал на корову и с неё полшкуры снял, "доехав" на ней со склона оврага почти до домов посёлка. Иногда подранную корову удавалось вылечить, если напавший мишка был не очень взросл и силён, но чаще, отбитую скотинку приходилось закалывать.
"Нос к носу" с медведем встречаться не приходилось, только наблюдения с безопасного расстояния, часто с лодки на воде. Из самого страшилкиного помню момент, когда спускались с гор по краю оврага в полной темноте, а на другой стороне оврага, паралелльно нам, стреском и шумом продирался медведь. Было страшненько от того, что ничего не видно и не понятно. Собаки, только почуяв медведя, сразу исчезали.
Вообще заповедный кордон это еще не заповедник, это всего лишь поселение на заповедной территории. Хотя настоящий заповедник начинался практически за оградой дома. Мне сейчас странно, что мы почти не боялись бегать далеко в сады, в лес и даже на берег озера совсем одни, без взрослых.
Выбраться в заповедник удавалось не часто. Раз в год летом - не более. Всё остально время лета было занято попыткой "прокорми себя сам". Там конечно совсем другой мир, настоящий и волшебный. Помню повстречалось нам небольшое стадо маралух, а с ними красавец марал с ветвистыми рогами. Такие картины остаются в памяти как что-то волшебное. Удалось мне пожить на кордоне осенью, когда начинается рёв марала, тоже впечатления фантастические остались. НА всей высокой и длинной горе, которая раскинулась над белинской террасой ревело в разных местах до 5-ти быков. Издалека это конечно было красиво - разносилось в звенящей тишине под ярким осенним небом. А когда кто-то подходил ближе и раздавался его жуткий рёв, было не очень приятно.
Вот. То есть живя в заповеднике особо с его ообитателями я и не встречалась, как-то к этому и не стремилась. Мы просто жили и всё, знали что все зверюшки живут рядом и заходят порой в лесок, до которого 40 метров.