Президент хочет как лучше, но может получиться, как всегда

Mar 12, 2012 11:30

Президент Дмитрий Медведев обратил внимание руководства регионов на «бесхозяйственность» в заповедной системе и поручил развивать туризм. Как полагает Президент, заповедники зачастую «просто оправдывает бесхозяйственность" и там нет «должного ухода за лесом и водой, в то же время там нельзя вести никакой хозяйственной деятельности». «Государство не может туда зайти, поскольку это охраняемый объект, а на самом деле там идет варварская эксплуатация, причем в нелегальной форме. Об этом я призываю призадуматься правительство и руководителей регионов».




Отрадно, что Президент обратил внимание на крайне тяжелую ситуацию, в которой оказалась (некогда одна из лучших в мире) российская заповедная система. Экологические организации, включая Гринпис России, бьют тревогу уже не первый год, но до сих пор российская власть игнорирует их обращения и предложения.

Учитывая это, не вполне понятно, что имел в виду Д.Медведев, говоря, что "государство не может туда зайти". Все ООПТ в России государственные и управляются Правительством и региональными властями. Именно Правительство и региональные власти принимают главные решения, способствующие коррупции и развалу в заповедной системе. К таким, например, относится недавно утвержденная Концепция развития федеральных ООПТ до 2020 года.



Стоит привести и несколько свежих конкретных примеров того, как в охраняемых территориях "идет варварская эксплуатация, причем в нелегальной форме".

Незаконное решение российского правительства в лице Минприроды и властей Республики Коми из национального парка "Югыд ва" изъято почти 2 000 га для добычи золота компанией "Голд минералс", информация о принадлежности которой охраняется как государственная тайна. Этот объект всемирного природного наследия находится под защитой международного права, но российская государственная прокуратура не может обнаружить нарушений.

Руководство Алтайского края и подчиненное правительству РФ в лице Минприроды управление "Алтайнедра" стараются разрешить в уникальном "Залесовском" заказнике добычу полезных ископаемых, что приведет к его полной деградации.

Правительство РФ в лице Минприроды в полном согласии с властями Краснодарского края утвердило ущербные границы заповедника "Утриш", намеренно исключив из него наиболее ценные участки можжевелово-фисташковых лесов, для охраны которых он собственно и должен быть создан. Все это ради строительства "физкультурно-оздоровительного комплекса", инициатором которого является по официальным данным Главное управление кап.строительства Управления делами Президента РФ. Чтобы окончательно «снять проблему» с охранным статусом оставленной вне заповедника, администрация края объявила конкурс на ликвидацию заказника "Большой Утриш".

Подобных примеров в современной истории нашего государства десятки, а может быть и сотни. На этом фоне более чем странными выглядит отношение госструктур к иным «особо охраняемым объектам». К примеру, вновь предложенный Президентом на должность Губернатора Краснодарского края А. Ткачев арендует земельный участок, который, заодно с прилегающими к нему лесом и черноморским побережьем, обнесен глухим металлическим забором, что запрещено законом. В этом случае государство в лице правоохранительных органов молчит. Более того, за "порчу" этого забора в результате попытки отстоять законное право общедоступного пользования лесом и берегом, экологическим активистам грозит до 5 лет тюрьмы!

Что особенно настораживает в речи Президента, так это упоминание заповедников в контексте развития туризма. Ведь именно туризм (как его понимает российское государство и приближенные к нему бизнесмены) является одной из основных угроз заповедникам России.
За примерами ходить далеко не надо - они налицо в том же самом Краснодарском крае, где Д.Медведев выступал с вышеприведенными заявлениями.

Кстати, совещание по туризму Президент проводил после посещения плато "Лагонаки", входящего в объект всемирного наследия "Западный Кавказ".

Комитет всемирного наследия на 35 сессии в 2011 году однозначно заявил о недопустимости его освоения.

Вместо того, чтобы обеспечить соблюдение международных конвенций, российская власть в лице губернатора Кубани предлагает развивать здесь туристическую структуру на миллион человек.

Да, призывы развивать туризм совершенно оправданы. Однако возникает резонный вопрос - почему его нельзя развивать на общедоступных территориях, площадь которых в десятки раз больше площади особо охраняемых объектов всех типов, включая и те, где развивать туризм можно и нужно?

Гринпис надеется, что государственные чиновники всех рангов поймут слова Президента правильно. Заповедной системе России нужно развитие, а не туристическое освоение.

В качестве постскриптума:
Хрущев (Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР, на январском, 1961 г. пленуме ЦК КПСС):
«И еще об одном. Очень много создается всюду заповедников... Заповедники должны быть там, где необходимо сохранять ценные уголки природы... Такие заповедники, представляющие научную и государственную ценность, у нас, конечно, есть. Но значительная часть теперешних заповедников - это надуманное дело. Что произойдет в лесах, если там не будет заповедников? Ничего. Природу надо, конечно, беречь, охранять, но не путем создания заповедников с большим штатом обслуживающих их людей»

Сталин (Председатель Совета Министров СССР, Постановление Совмина СССР № 3192, 1951 год):
«Совет Министров устанавливает, что в ряде районов необоснованно разрослась сеть заповедников по охране природы... Лесное хозяйство в государственных заповедниках находится в неудовлетворительном состоянии. Леса многих заповедников захламлены и заражены вредителями".

В 51 и 61 годах было ликвидировано большинство заповедников России.

всемирное наследие, ЮНЕСКО, бытовая экология, Трутнев Ю.П., Медведев Д.А., туризм, greenpeace, особо охраняемые территории, политика, бюрократы

Previous post Next post
Up