Туннель или траншея: якутские экологи начинают последнюю битву за Лену
В 2011 г. начнутся основные работы по подводному переходу нефтепровода ВСТО через реку Лену. Раньше эта темы вызывала бурное обсуждение в прессе и обществе, проводились даже гражданские акции протеста. Сразу подчеркнем, что протестовали граждане не против самого ВСТО, а против намерения "Транснефти" использовать траншейный метод для прокладки трубы по дну реки вместо обещанного ранее тоннельного. Траншейный считается более опасным и более накладным в эксплуатации, поскольку из-за сильного течения реки траншея будет постоянно размываться, что может
угрожать состоянию трубы, привести к образованию свищей и разрывов.А ведь через ВСТО планируется гнать до 50 млн тонн нефти в год. Представляете, сколько нефти может попасть в воду в случае прорыва?В свою очередь представители "Транснефти" уверяют, что строить тоннель в запланированном месте перехода невозможно из-за наличия там карстовых пород. А от страхов экологов отказываются - мол, что они могут знать,
любители.
Между тем, мы помним с каким браком строился нефтепровод, как при его строительстве игнорировались требования по охране водных объектов, каков общий подход Транснефти к экологическим нормам и правам человека.
Click to view
В итоге "любители", организовавшись, нашли способ пригласить в республику профессионалов - специалистов НПО "Мостовик", организации, которая профессионально занимается проектированием и строительством объектов различного назначения, в том числе тоннелей. За плечами "мостовиков" опыт работы и на международных проектах (вроде строительства тоннельных участков газопровода "Россия-Турция").
По приглашению гражданской коалиции "Наш дом - Якутия" и интернет-сообщества "Гражданская инициатива" в Якутск приезжал Николай Ветошкин, заместитель генерального директора НПО "Мостовик".
Общаясь с пригласившей стороной, Ветошкин сразу отметил, что, по его опыту строительства и эксплуатации основной нитки нефтепровода, траншея в Лене - это очень дорогостоящее мероприятие. Лена - река глубокая, с сильным течением. Отсюда вытекает главная проблема - необходимость поддержания траншеи в хорошем состоянии. На это придется тратиться постоянно, увеличивая возможности экологических рисков. А главное, рассказы о невозможности строительства тоннеля вызвали у него серьезные сомнения.
Николай ВЕТОШКИН: Изучив изыскания, которые были выполнены для траншеи, мы не видим
присутствия каких-либо аномалий, тектонических разломов и т.д. Зато видны арактерные для Лены доломиты (минерал), которые достаточно просто разрабатываются, и достаточно устойчиво будут держать тоннель. По нашей схеме тоннель находился бы глубже траншеи примерно на 12 метров.Из представленной специалистом схемы видно, что тоннель, в отличие от траншеи, имеет многослойную систему защиты трубы. Рабочая труба находится
внутри "футляра" - заводской трубы. Та в свою очередь уложена на монолитный
лоток с полиэтиленовым покрытием, и все обхвачено сверху железобетонным кольцом.
В случае прорыва рабочей трубы нефть попадает в футляр. Если каким-то чудом футляр окажется негерметичным, то будет держать железобетонное кольцо. А уж если и оно придет в негодность, то и в этом случае нефть попадает не в воду, а в грунт (на глубине 12 метрров). Если же надо отремонтировать трубу, она просто вытаскивается из тоннеля, как паста из шариковой ручки.В НПО "Мостовик" прикидывали и скорость проходки. По расчетам специалистов предприятия, с учетом сложности работы в месяц можно проходить от 200 до 300 метров. А строительство всего подводного перехода (1700 метров) займет полтора года. Стоимость резервной нитки вышла в 1,6 млрд рублей без стоимости рабочей трубы, причем статьи "обслуживание" нет, существует только мониторинг трубы. Для сравнения: при траншейном способе требуется целая система береговых укреплений на выходе трубы из реки плюс обслуживание самой траншеи.
***
Впрочем, в свете разоблачений Алексея Навального складывается впечатление, что вариант "дешевле" для "Транснефти" имеет отталкивающий эффект. Ведь чем меньше затраты, тем меньше может отпилить Эффективный Менеджер
Максим УЛАНОВ
Click to view
НАВАЛЬНЫЙ И ВСТО
Напомним, что несколько недель назад известный в России юрист и борец с коррупцией Алексей Навальный опубликовал на своем сайте материалы внутренней проверки ВСТО, которые изобличали всевозможные финансовые нарушения, допущенные при строительстве трубы на миллионы и миллионы рублей. По версии Алексея Навального, при реализации сего "мегопроекта" Эффективные Менеджеры на приписках и завышениях цен, фиктивных договорах и раздутых сметах, откатах и переплатах распилили около 4 млрд долларов.
Эти документы были переданы в свое время в Счетную палату, где их засекретили и спрятали.
После их обнародования никто не поспешил подать на человека, публично обвинившего госкомпанию в воровстве 4 млрд долларов, в суд. На сайте генпрокуратуры прекратила работать электронная приемная (последователи Навального начали засыпать ее требованием провести проверку хищений). Счетная палата "слила" тему, заявив о необходимости проверить подлинность документов Навального, но так и ничего для этого не сделав.
From: "Зинаида Алтухова"