Оригинал взят у
mamadeti в
ЗЕЛЁНЫЕ ЛЁГКИЕ МОСКВЫ - РЕЗЕРВЫ ИСЧЕРПАНЫ!К ВЫБОРАМ В МОСГОРДУМУ
Все мы из школьной программы знаем или, по крайней мере, должны знать о ничем не заменимой экологической роли растительного покрова. Любая растительность - и естественная (лесная, луговая, бурьянистая и др.) и искусственно создаваемая человеком (озеленительные, защитные и т.п. зелёные насаждения), находящаяся как в природных ландшафтах, так и в городах - оказывает самое благотворное влияние на окружающую среду, с большей или меньшей эффективностью выполняя средозащитные, средостабилизирующие и другие полезные функции по её оздоровлению. Фактически - это «зелёные лёгкие» всех и каждого из нас. Особо важное экологическое значение леса, зелёные насаждения и другая растительность имеют для крупных городов, тем более - мегаполисов, среди которых Москва является крупнейшим в Европе.
Экологическая эффективность растительности, являющейся столь важным фактором оздоровления окружающей среды и от состояния которой зависит не только наше с вами здоровье (а это главное!), а теперь уже просто выживание в Москве, определяется в основном двумя показателями. Это площадь, занятая растительностью, и объём травы, листьев на деревьях и кустарниках, т.е. продуцирующей зелёной биомассы. Кто-то предложит дополнить значимые для оценки экологической эффективности «зелёных лёгких» показатели состоянием растительности, но объём зелёной биомассы как раз и является одним из самых объективных критериев её состояния.
О роли «зелёных лёгких» в жизни каждого из нас знают если не все москвичи, то хотя бы многие из них. Но мало кому из жителей нашего города известно, что для поддержания благоприятного для здоровья горожанина состояния окружающей среды на его долю должно приходиться не менее 50 кв. м «зелёных лёгких» в границах Москвы (речь идёт только о т.н. «старой» Москве - единой территории в границах МКАД и прилегающих к ней «протуберанцах», включённых в состав Москвы в 1984 г., где проживают не менее 11,5 млн. чел.) и 300 кв. м - в пригородной зоне. Причём оба эти норматива «работают» только в паре: если нет 300 кв.м/чел. в пригородной зоне, то и 50 кв.м/чел. «зелени» в самом городе уже недостаточно. Это - рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это - экологический норматив обеспеченности человека «зелёными лёгкими», а не рекреационный, которым до сих пор в официальных документах пользуются у нас и который всего-то определяет комфортность отдыха на природных и озеленённых территориях. При этом площади под дорогами и дорожками, площадками и застройкой в границах таких считающихся экологически эффективными территорий при подсчёте этого показателя не учитывают: во внимание принимают только занятые растительностью участки, т.е. их площадь «нетто». Следует особо подчеркнуть, что чем больше в составе «зелёных лёгких» лесных и других природных сообществ, отличающихся, как известно, максимальной экологической эффективностью, чем более «природоподобны» создаваемые человеком городские зелёные насаждения, тем более эффективно наши «зелёные лёгкие» оздоровляют окружающую среду, а значит - каждого из нас.
Следует также знать, что у Москвы пригородной зоны нет, её лесопарковый ЗАЩИТНЫЙ пояс (ЛПЗП) был самовольно упразднён властями Московской области ещё в конце 1990-х гг., а уцелевшие леса, поля и луга бывшего ЛПЗП активно поглощаются городами и другими населёнными пунктами ближнего Подмосковья, застраиваются жильём и иными объектами, так что 300 кв.м/чел. растительного покрова вокруг Москвы для её жителей просто нет. И рассчитывать нам теперь приходится только на свои собственные внутригородские леса, парки и другие природные и озеленённые территории. Именно они в сложившейся ситуации во многом определяют чистоту воздуха, микроклимат всего мегаполиса, отдельных его районов и каждого двора, особенно - в экстремальных погодных условиях, которые во всё более урбанизируемой и раздвигающей свои границы Москве по вполне объяснимым причинам возникают всё чаще и чаще.
А сколько же «зелёных лёгких» в самой Москве вообще, и какова обеспеченность ими жителей столицы? К сожалению, этого никто из нас не знает. Если даже такие экологические характеристики российской столицы где-то и существуют, то они не доводятся до москвичей. Их нет в действующем Генеральном плане и другой градостроительной документации, в которых приводятся только площади природных (особо охраняемые природные территории, городские леса и лесопарки, речные долины) и озеленённых территорий разных категорий (парки, сады, скверы, бульвары, всевозможные НИИ, больницы, кладбища и т.д.). Но в них учитываются и лишённые растительного покрова участки, занятые дорогами, площадками, разного рода строениями и сооружениями и т.п. Занятые лесной и другой естественной растительностью, зелёными насаждениями площади подсчитывались при разработке документации по планировке особо охраняемых природных территорий, но постановлениями Правительства Москвы они не утверждались и, соответственно, известны только разработчикам этой документации. Так что мы, москвичи, в полном неведении о том, какая же площадь в нашем городе на самом деле занята «зелёными лёгкими» и работает на наше здоровье. Зато с полной определённостью можем утверждать, что её явно недостаточно для благополучия окружающей среды в городе с населением не менее 11,5 млн. чел. по официальным данным и до 20 млн. чел. - по неофициальным. Если следовать рекомендациям ВОЗ, то в пределах «старой» Москвы площадь под растительным покровом всех видов должна составлять от 57,5 тыс. га до 100 тыс. га в зависимости от того, какую численность населения нашего города мы учитываем - официальную или реальную. Но в любом случае, в «старой» Москве таких площадей нет.
Московский Департамент природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) утверждает: «По данным дешифрирования аэрофотоснимков территории города за 2012 год площадь территории города, фактически занятая зелеными насаждениями, составляет 54%. Оценка суммарной площади природных и озелененных территорий города в границах красных линий составляет 49,36%, при показателе обеспеченности озелененными территориями различных категорий на одного человека 42,21 кв.м/чел.». Однако приводимые ДПиООС цифры доверия не вызывают, если, конечно, речь не идёт о Москве в её новых границах, куда вошла юго-западная часть Московской области вплоть до Калужской области - с лесами, лугами, полями. И это подтверждается элементарными расчётами.
В начале 1980-х гг., когда Москва занимала 87866 га, общая площадь всех «зелёных массивов и насаждений в пределах городской черты» (не территорий!) составляла 40495 га, т.е. 46%. Обеспеченность москвичей «зелёными лёгкими» в целом достигала 50,3 кв.м/чел., а «зелёными массивами и насаждениями» общего пользования, т.е. городскими лесами, парками, садами, скверами и бульварами, занимавшими тогда 16010 га, - 19,87 кв.м/чел.
В 1984 г. в границы Москвы были включены 11 тыс. га примыкающих к МКАД подмосковных территорий - т.н. «протуберанцев». Даже если половина этой площади к настоящему времени оставалась бы «зелёной», а на территориях внутри МКАД не застроили бы ни одного гектара с зелёными насаждениями, лесами или лугами, то к 2012 г. под всеми «зелёными массивами и насаждениями» должно бы быть 45995 гектаров, или 47% «старой» Москвы. А вот обеспеченность «зелёными лёгкими» москвичей, проживающих в этой самой урбанизированной части российской столицы с запредельной плотностью населения, была бы ниже 40 кв.м/чел. Однако в действительности эти показатели существенно меньше. Ведь за последние 30 лет площадь «зелёных лёгких» в Москве постоянно уменьшалась при строительстве и реконструкции дорог и линий метрополитена, строительстве новых жилых домов и кварталов, всевозможных спортивных и других капитальных и некапитальных объектов, а также при благоустройстве природных и озеленённых территорий со строительством и реконструкцией прогулочных дорог, всевозможных площадок отдыха и спортивных площадок, объёмных сооружений спортивного и досугово-развлекательного назначения и т.д.
Особенно большие потери, очень часто - необратимые, наши «зелёные лёгкие» понесли после 2010 г., и они растут чуть ли не с каждым днём. А новых объектов озеленения, которые создавались бы с нуля, т.е. на освобождаемых от асфальта или застройки и рекультивируемых землях, и компенсировали бы все эти потери, в Москве не создают уже давно. Нельзя же, на самом деле, считать таковыми занятые стихийной растительностью территории только потому, что их нарекли «народными парками» и благоустроили, сократив, кстати, площадь под насаждениями и травой. Вот как описывается работа по созданию одного из таких парков: на существующей озеленённой территории подрядчику предстоит «вырубить растущие там деревья и кустарники; обустроить дорожки, установить малые архитектурные формы, бетонные и деревянные конструкции, обустроить детские и спортивные площадки, наружное освещение и дренаж». На заседании Правительства Москвы 29 июля с.г. заместитель Мэра Москвы П.П.Бирюков сообщил, что Правительство Москвы реализует важный запрос москвичей на создание новых парковых и озеленённых территорий, и отрапортовал, что «на месте пустырей и заброшенных территорий появились 52 народных парка… В 2014 году у нас будет ещё 53 таких парка, общая площадь - их 105 - составит примерно 320 гектаров. За три года реализации программы благоустройства парков горожане получили около 190 современных озеленённых территорий, где можно полноценно отдыхать». Однако это же означает, что экологическая эффективность 190 «новых» озеленённых территорий - благоустроенных и «причёсанных» - существенно сократилась: ведь новые "зелёные" площади на них не появляются.
Негативная для благополучия окружающей среды и здоровья москвичей ситуация усугубляется экологически неграмотным и неприемлемым для столь огромного города как Москва содержанием как озеленённых, так и природных территорий, когда в жертву «эстетичности и декоративности» деревьев, кустарников, травяного покрова приносится их экологическая эффективность. Нынешние «специалисты» от зелёного строительства и охраны природы рассматривают растительность не как важнейший фактор, обеспечивающий благоприятную для человека среду обитания и экологическую безопасность города, а как элемент его декоративного оформления. А если ещё будут реализованы озвученные руководителем ДПиООС А.О.Кульбачевским намерения руководства города вырубить в Москве значительную часть тополей - самых эффективных в средозащитном отношении и устойчивых к воздействию городской среды деревьев, то это приведёт к самым печальным последствиям для экологической безопасности многомиллионной столицы - качество атмосферного воздуха в городе ухудшится настолько, что на этом фоне тополиный пух, досаждающий москвичам 2-3 недели в году, покажется мелкой неприятностью. Тем более, что, скорее всего, высаживаемые вместо взрослых тополей молодые деревца других пород в сложившейся в Москве неблагоприятной экологической ситуации, если и приживутся, то будут расти очень плохо. Это наглядно подтверждает нынешняя практика озеленительных работ в Москве.
Можно однозначно утверждать, что нынешние власти российской столицы полностью игнорируют приоритетное значение городских лесов, зелёных насаждений и другой растительности как важнейшего фактора нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды в городе. И не случайно Москва осталась без жизненно необходимой миллионам её жителей государственной программы города Москвы «Охрана окружающей среды» - это единственная госпрограмма, которая так и не была утверждена, а все экологически значимые, т.е. занятые растительностью территории - «зелёные лёгкие» москвичей - отданы на откуп программе «Развитие индустрии отдыха и туризма», а если уж называть вещи своими именами - на потеху и развлечения. Лозунг "Хлеба и зрелищ!", которым в древности римские патриции завлекали плебеев, торжествующе шествует по российской столице.
А что же в этой ситуации Мосгордума (МГД), большинство в которой составляют депутаты от Единой России (ЕР), причём 2-х и 3-х, а кое-кто - 4-х и даже всех 5-ти созывов, т.е. работающие в Думе на постоянной основе кто 13 лет, а кто - аж с 1993 г.? Как законодательно обеспечивается экологическая безопасность российской столицы? И как депутаты МГД защищают конституционные права москвичей на благоприятную окружающую среду, которая напрямую зависит от площади и состояния городских «зелёных лёгких»? К сожалению, приходится констатировать, что практически никак. И это подтверждается многочисленными примерами.
В 2008 г. в Закон города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" внесена поправка, разрешающая выделять на ООПТ не просто "физкультурно-оздоровительные зоны, предназначенные для индивидуальных и групповых занятий физкультурой и специально обустроенные для этих целей", а "физкультурно-оздоровительные и спортивные зоны, предназначенные для организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий и специально обустроенные для этих целей". Разница заметна?
В 2010 г. МГД, несмотря на протесты значительной части москвичей и специалистов по охране природы, утвердила Генеральный план Москвы до 2025 г., который содержит немало решений, реализация которых причинит вред природному наследию Москвы и приведёт к дальнейшему ухудшению состояния окружающей среды, особенно - в давно сложившихся и малоозеленённых центральных районах города. А также депутаты разрешили строительство в границах ООПТ объектов капитального строительства "в физкультурно-оздоровительных, спортивных ... целях".
В 2012 г., уже при новом руководстве города, МГД одобрила безумное расширение Москвы с включением в её состав юго-западной части Московской области. А если кто-то из депутатов от ЕР и задумался о катастрофических для «старой» Москвы экологических последствиях этого решения, то свою озабоченность никак не проявил. В том же 2012 г. депутаты МГД приняли поправки в московское законодательство, разрешающие бескомпенсационное исключение из границ ООПТ земельных участков, которые в своё время были самовольно заняты под автостоянки и гаражи и документацией по планировке конкретных ООПТ предназначались для рекультивации, озеленения и создания рекреационных центров - мест массового отдыха москвичей в природном окружении. Площадь ООПТ необратимо сократилась на десятки, если не на сотни гектаров, причём с самыми негативными для окружающей среды и природы последствиями: возможность увеличить на ООПТ площадь под деревьями, кустарниками, травами и снизить рекреационные нагрузки на их природные комплексы утрачена полностью, а для создания мест отдыха придётся "осваивать" лесные участки, что всегда сопровождается снижением их средозащитной и природоохранной эффективности.
В 2013 г. депутаты МГД разрешили "предоставление земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий государственным учреждениям города Москвы, осуществляющим свою деятельность в сферах культуры, физической культуры и спорта, образования и здравоохранения ... на праве постоянного (бессрочного) пользования" - несмотря на то, что тем самым нарушается федеральное законодательство - Земельный кодекс РФ. Внести же уточнение, что это разрешение распространяется только на те учреждения, которые были размещены на нынешних ООПТ до их создания, депутаты отказались. И раздача земель ООПТ непрофильным для охраны природы учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сферае культуры, началась - естественно, не для сохранения и восстановления природы, а для "развития индустрии отдыха и туризма". Природный заказник "Воробьёвы горы" передан ЦПКиО им. Горького, участок Терлецкого лесопарка в природно-историческом парке "Измайлово" - близлежащему ПКиО. Что дальше?
Так что депутаты МГД последних созывов проявили себя по отношению к московским ООПТ, мягко выражаясь, отнюдь не как москвичи, которым следует гордиться природным наследием родного города - ведь в тех же европейских столицах, на пример которых очень часто ссылается нынешнее руководство Москвы, такого богатства нет.
А вот контроль за реализацией в полном объёме принятого ими в 2005 г. Закона города Москвы «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве» депутаты не осуществляли - после 2010 г. не создана ни одна из более чем 50 подлежащих созданию ООПТ. В результате часть из них или уже застроена или намечена под застройку, как, например, уникальная Братеевская пойма, междуречье Сходни и Муравки в проектном ландшафтном заказнике «Долина реки Сходни в Митине».
И каждый год, несмотря на отсутствие государственной программы города Москвы «Охрана окружающей среды», депутаты утверждают бюджет города Москвы с небывалым ранее многомиллионным и миллиардным финансированием проектных разработок, всевозможных работ по благоустройству, реконструкции и приспособлению «к современному использованию», содержанию ООПТ, природных и озеленённых территорий, большинство из которых если не уничтожают наши «зелёные лёгкие», то приводят их к деградации - со всеми вытекающими для окружающей среды и нашего здоровья последствиями.
Казалось бы, депутаты МГД должны защищать гарантированное Конституцией РФ право своих избирателей на благоприятную окружающую среду, важнейшим фактором которой в Москве, повторюсь, являются городские леса и другие природные комплексы, зелёные насаждения. Но выполняют ли они эту обязанность? Однозначно нет, судя по законотворческой деятельности в области охраны окружающей среды в Москве (ООПТ, городские почвы, защита зелёных насаждений и др.). И, за редчайшим исключением (это исключение - депутаты от КПРФ), не помогают своим избирателям в защите конкретных природных и озеленённых территорий от застройки, «злоустройства», как природоохранные активисты стали именовать проводимое на них антиэкологичное благоустройство, и прочих действий, причиняющих вред нашим «зелёным лёгким».
Что-то не припомню, чтобы, например, депутат от СЗАО оказывал поддержку жителям районов Южное Тушино и Северное Тушино, защищавшим от «злоустройства» Дубовую рощу «Маяк» и парк «Северное Тушино», жителям района Куркино, выступавшим против строительства жилого квартала в правобережной пойме р.Сходни у границы ландшафтного заказника «Долина р.Сходни в Куркине», митинцам, протестующим против строительства многоэтажного жилого района, по европейским меркам - целого города, на бывших полях в окрестностях пос. Рождествено, которые должны войти в состав новой ООПТ - ландшафтного заказника «Долина реки Сходни в Митине». А депутат от ЮВАО под предлогом переустройства ЛЭП на территории парка им. 850-летия Москвы, что действительно необходимо, лоббирует не просто застройку парковой территории, а изъятие "из территорий природного комплекса земли для компенсации затрат инвесторам на перекладку ЛЭП со строительством объектов, необходимых жителям Марьино, в том числе спортивных объектов, гостиниц, общественных зон и зон общественного питания, обустройства набережной". И где? В ЮВАО, который вместе с САО характеризуется минимальной обеспеченностью жителей "зелёными лёгкими". Ну, жизненно не хватает жителям Марьино гостиниц, общепита, спортивных объектов! А то, что Москва и москвичи ежегодно теряют свои "зелёные лёгкие", депутату, вероятно, неважно.
Не принимают депутаты и мер, которые положили бы конец убийственному содержанию многих миллионов квадратных метров озеленённых территорий с тотальным выстриганием травы и удалением листового опада, что уже привело к полной деградации травяного покрова, истощению почв и, как следствие, к ослаблению и преждевременному усыханию деревьев в Москве.
Среди кандидатов в депутаты МГД на выборах-2014 есть и нынешние депутаты от ЕР. Это бессменный председатель МГД с 1994 г. (!), депутат с 1993 г. Платонов В.М., Антонцев М.И. (с 2001 г.), Герасимов Е.В. (с 2001 г.), Зверев С.И., Кругляков В.М., Метельский А.Н. (с 2001 г.), Милявский А.Б. (с 2005 г.), Орлов С.В. (с 1997 г.), Палеев А.Р. (с 2005 г.), Портнова Т.В. (с 2001 г.), Святенко И.Ю. (депутат с 2001 г.), Семенников В.Г. (с 2001 г.), Стебенкова Л.В. (с 1993 г.), Скобинов В.П. (с 2001 г.), Щитов К.В. Как они защищали наши права на благоприятную окружающую среду, законодательно обеспечивали сохранение природного наследия Москвы, мы видим на практике. Российская столица утрачивает то, чему всегда завидовали жители других европейских столиц.
Сейчас нам, избирателям, предоставилась возможность исправить сложившуюся ситуацию. В новый состав Мосгордумы нужно избрать людей, которые не на словах, а на деле занимают активную жизненную позицию и занимаются общественной природоохранной деятельностью, понимая, что экологические проблемы Москвы - это проблемы выживания её многомиллионного населения, что леса, луга, зелёные насаждения в городе - это не декоративное его оформление, а важнейший фактор оздоровления окружающей среды и повышения качества жизни в мегаполисе.
Если в Мосгордуме будут такие депутаты, то мы, москвичи, сможем рассчитывать, что многие экологические проблемы столицы, обусловленные в том числе и нынешним законодательством Москвы в области охраны окружающей среды, которое не учитывает специфики Москвы как крупного мегаполиса, игнорирует современные принципы охраны природы в сильно урбанизированных регионах и приоритетное средозащитное, климаторегулирующее и оздоровительное назначение городских природных и озеленённых территорий, будут решены.