Вопросы эксплуатации и ремонта регулирующих клапанов

May 21, 2014 16:59

Как часто за последнее время вам приходилось производить замену внутренних деталей (седло и плунжер клапана) регулирующих клапанов? А сколько времени и усилий вы на это потратили?

Думаю, что среди тех, кто ответит на первый вопрос утвердительно, большинство отметит, что времени и усилий на выполнение этой операции потребовалось куда больше, чем хотелось бы. И это понятно, ведь в подавляющем большинстве случаев для проведения операции по извлечению седла приходится бороться с резьбовым соединением, посредством которого закреплено седло в корпусе: со временем в процессе эксплуатации, резьба намертво «прикипает», и выкрутить седло становится очень сложно.



Рисунок1. Клапан в сборе на линии

Эта проблема обусловлена конструктивными особенностям и клапана. На рисунке 2 изображен типичный регулирующий клапан, в котором седло вкручено в корпус. Такая конструкция на сегодняшний день является самой распространенной, именно так устроены клапаны большинства производителей.



Рисунок 2. Типичный регулирующий клапан

Между тем, ремонт клапана вовсе не всегда означает огромные потери времени. За последние пару лет мне приходилось проделывать эту операцию несколько раз. При этом время замены седла клапана не превышало 10-15 минут, без учета времени, необходимого на то, чтобы клапан остыл. Замечу также, что все работы проводились на оборудовании, не снятом с паропровода!

За счет чего удается достичь такой простоты и скорости проведения работ?

Секрет прост. Конструкция регулирующих клапанов серии Spira-Trol, выпускаемых компанией Spirax Sarco, позволяет легко извлекать седло из корпуса клапана. На рисунке 3 показана принципиальная компоновка клапана Spira-Trol: в корпус клапана вставлено седло, которое прижимается к корпусу крышкой клапана и специальной камерой. Между седлом и корпусом клапана, а также между камерой и крышкой установлены специальные прокладки. Таким образом, в конструкции клапана нет никаких основных узлов с резьбовыми соединениями. Размер и форма отверстий в прижимной камере определяют расходную характеристику клапана, которая может быть линейной, равнопроцентной или быстрого открытия. Кроме этого существует так называемая малошумная камера, позволяющая значительно (до 10-15 Дб) снизить шум при прохождении пара через седло клапана.



Замена внутренних деталей клапана может осуществляться как для устранения неполадки, так и в случае, когда необходимо изменить пропускную способность или характеристику клапана в связи с изменившимися требованиями и условиями эксплуатации.
Чтобы добраться до внутренних деталей клапана необходимо снять привод клапана и крышку вместе со штоком и плунжером. (Рис. 4 и 5).



Для последующего извлечения прижимной камеры и седла требуется несколько секунд (Рис. 6)



Рисунок 6. Старые седло и прижимная камера

На рисунке 6 видно, что комплект, который извлекли из клапана, состоит из двух деталей. Возвращать на место мы будем только одну деталь (Рис. 7) - малошумное седло/прижиная камера объединены в единую деталь. Отверстия в стенках камеры обеспечивает равномерное распределение потока пара и снижение шума.



Рисунок 7. Новая запчасть- седло/прижимная камера (справа)

Но чтобы новое седло работало правильно, необходимо заменить и плунжер (Рис. 8). Он тоже отличается от стандартного. Благодаря внесенным изменениям клапан приобретает новые характеристики: вместо стандартного клапана с равнопроцентной характеристикой мы получили клапан с уменьшенным уровнем шума. Характеристика при этом может остаться равнопроцентной, а может быть линейной.

Представьте ситуацию, когда вам нужно заложить в проект клапан с заведомо большей пропускной способностью, чем это необходимо на данный момент. Понятно, что клапан, работа которого ограничена очень небольшим диапазоном хода штока будет работать не так эффективно, как работал бы клапан с меньшей пропускной способностью. Можно было бы поставить два клапана и при увеличении со временем расхода пара запустить в работу второй, но вряд ли это будет рационально. Правильней будет установить корпус клапана с расчетом на максимальную нагрузку, а седло и плунжер с расчётом на реальную. Как только придет время увеличения нагрузки можно будет легко и просто установить в клапан новое седло с повышенной пропускной способностью.


Previous post Next post
Up