http://ecom.su/news/index.phpВчера Горизбирком передал в Законодательное Собрание заявку инициативной группы граждан о проведении референдума по вопросу о допустимой высоте на месте строительства «Охта-центра». Следующий шаг в непомерно усложнённой процедуре назначения общегородского голосования должны сделать депутаты. Весьма вероятно, что они будут аргументировать свою позицию прогнозами явки по результатам двух опросов, проведённых в декабре 2009 года. Выводы одного из них, выполненного Агентством социальной информации под руководством Романа Могилевского, носят почти сенсационный характер.
via
irgend_etwas Публикации по итогам очередного «исследования» АСИ появились в начале февраля 2010. Как обычно, АСИ (в отличие от всех уважающих себя исследовательских центров) не публикует ни полную версию анкеты, ни методику проведения опроса, поэтому независимая, внешняя оценка достоверности результатов достаточно проблематична. Но в этот раз на сайте АСИ СПб была размещена ссылка на презентацию, вероятно, представленную журналистам (
http://www.asinfo.ru/news.php?new=0 ,
http://webfile.ru/4285435 )
Судя по презентации, ключевым для данного исследования являлся вопрос об отношении горожан к возможному референдуму. Итоговый вывод, который был процитирован многими СМИ
[1], заключается с том, что «максимально возможный уровень явки при сохранении существующих условий - 33%».
Каким образом получена эта цифра? Готовности участвовать в референдуме были посвящены два вопроса. Первый звучал так: «Некоторые политики
[2] предлагают провести референдум по вопросу ограничения высоты строительства в районе реки Охта. Если бы референдум состоялся, Вы бы приняли в нем участие?». В ответ на него 59,5% людей старше 18 лет заявили, что в той или иной мере готовы участвовать в референдуме.
«Определенно, да» - 36,3%
«Скорее, да» - 23,2%
«Определенно, нет» - 16,7%
«Скорее, нет» -18%
Затруднились - 5,9%
Откуда же взялась цифра «33 процента»?
Второй вопрос звучал так: «Если бы референдум проводился в ближайшее воскресенье, Вы бы пришли на избирательный участок?» О готовности участвовать заявили 44,7% опрошенных старше 18 лет. Далее в презентации поясняется: «Заявленный уровень явки снижается при переходе на более конкретный уровень условий. С учетом традиционных понижающих коэффициентов явки реальная доля участия еще ниже». По мнению сотрудников АСИ «традиционный коэффициент» равен 0,75, что и дает скорректированный результат - 33%-ную явку. Поскольку величины «традиционных понижающих коэффициентов» никак не обоснованы, у читателей не остаётся иного выбора, кроме как принять это за чистую истину.
Однако от внимания журналистов и публики ускользнул один важный факт - даты проведения опроса: 19-28 декабря 2009 г. (возможно потому, что в заголовке презентации указано «декабрь 2009 - январь 2010»). Напомним, респондентов спрашивали, придут ли они на референдум в ближайшее воскресенье. Предположив, что выборка была примерно равномерно распределена по всему временному отрезку, мы обнаруживаем, что ближайшее воскресенье, в которое проводился бы гипотетический референдум, для большинства респондентов приходилось на 27 декабря - последний выходной перед новогодними праздниками. Для остальных - на 3 января. Такие вот конкретные условия.
Остается только восхищаться тем, что 44,7% взрослых горожан в той или иной степени выразили готовность прийти на избирательные участки даже в предновогодние и новогодние выходные! «Представители АСИ могут, конечно, заявить, что «респонденты не думают, когда отвечают на этот вопрос» и имеют ввиду не конкретную дату, а некое абстрактное «ближайшее воскресенье», - говорит директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов, - но мне это не кажется достоверным. Большинство людей сейчас планирует выходные, поэтому представленные данные характеризуют очень высокую степень заинтересованности петербуржцев в референдуме».
В вопросе соотношения числа сторонников и противников проекта Охта-центра данные АСИ традиционно резко противоречат результатам всех других опубликованных исследований, дающих не более 25% сторонников проекта, и около половины населения Петербурга - противников. Как удаётся АСИ получать такие данные?
Согласно презентации, сначала респондентам был задан вопрос об отношении к различным инвестиционным проектам, список которых не приводится (ответы приведены только для позиции «ОДЦ «Охта»):
1) Какие из новых непромышленных инвестиционных проектов Вы поддерживаете (одобряете)?
ОДЦ «Охта»
«Не поддерживают», и «скорее не поддерживают» - 46,9%
«Поддерживают», «скорее поддерживают» - 30,6%
«Ничего не знают о проекте» 11,4%
«Затруднились ответить» - 11,1%
Безусловно, только наличие полной версии вопроса, с перечнем объектов, с информацией о том, как задавался вопрос, как выбирались ответы, позволила бы интерпретировать представленные данные. Кроме того, в какой именно формулировке был предложен респондентам собственно «Охта-центр», мы тоже не знаем.
Впрочем, авторы исследования, вероятно, не считают эти данные окончательными, и далее выявляют так называемое «информированное отношение», предлагая респондентам вопрос в следующей формулировке:
Охта Центр - это проект строительства в Красногвардейском районе Петербурга нового делового центра, состоящего из высотного здания высотой около 400 метров, торговых павильонов, пятизвездочной гостиницы, жилых домов, объектов социальной и культурной инфраструктуры
Вопрос: Как Вы относитесь к проекту в целом?
«Положительно» и «Скорее положительно» - 43,3%
«Отрицательно», «Скорее отрицательно» - 35,4%.
«К научным методикам выявления «информированного или обогащённого общественного мнения» эти приёмы не имеют никакого отношения. Одним из базовых принципов такого подхода является сбалансированность предоставления информации и возможность её обсуждения перед замером мнения», - комментирует Александр Карпов. Прочитать о методике Deliberative Polling можно на сайте Центра ЭКОМ:
http://ecom.su/other_technologies/index.php?id=981 В противоположность требованиям научного метода описание будущего района ОДЦ «Охта», предлагаемое респондентам в опросе АСИ, включает не только стандартный набор штампов из рекламных материалов «ОДЦ «Охта», но и неизвестно откуда появившиеся жилые дома (в проектной документации их нет).
Более того, в презентации присутствует следующий вывод:
По балансу положительных и отрицательных мнений выделяются три группы факторов:
• Факторы выраженно положительного влияния - новые рабочие места; запланированные здания делового, жилого, социального, культурного и спортивного назначения; доход бюджета города от выплаты налогов по проекту; туристическая ценность проекта.
• Факторы выраженно отрицательного влияния - высота центрального здания; вид «Охта центра» в ландшафте Петербурга; место, выбранное для строительства.
Каким образом получены эти данные, неизвестно. Означает ли это, что ДО ответа на вопрос об отношении к проекту респондентам сообщали также о доходах в бюджет от реализации проекта, его туристической ценности и рабочих местах? Вероятно, как и в предыдущий раз, перед вопросом об отношении к Охта-центру, респондентам задавались «наводящие» вопросы, направленные на формирование лояльности к проекту, на самом деле воспроизводящие ключевые сообщения рекламной кампании «ОДЦ «Охта» - о тех самых налогах, рабочих местах и прочем.
Примечательно, что в отрицательных факторах не указаны археологические находки - похоже, «ОДЦ «Охта» стремится избегать этой темы.
Следует также отметить, что компания АСИ традиционно включает в выборку респондентов от 14 лет (тогда как уважающие себя социологические центры - от 16 или от 18 лет).
Все проводившиеся по данной теме опросы показывают, что удельный вес сторонников проекта «Охта-центр» наиболее высок в самых молодых возрастных группах. Известно, что молодёжь более «благосклонна» к небоскрёбу, а степень информированности подростков, например, о правовых вопросах строительства оставляет желать лучшего. АСИ, похоже, использует эту закономерность - чем иначе объяснить такой состав выборки? Таким образом, проецировать результаты опроса на взрослое население Петербурга невозможно.
Единственное, в чем данные АСИ и в этот раз не противоречат результатам других исследований - это уровень информированности о проекте «Охта-центр». У АСИ он составляет 88,6%, согласно последнему опросу Той-опинион (декабрь 2009г.,
http://ecom.su/news/index.php?id=1352), - 91%. Впрочем, формулировка вопроса в презентации АСИ отсутствует, так что мы не можем в точности знать, о чем именно информированы респонденты АСИ.
Последний же представленный в презентации слайд содержит такой вывод:
1. 41,7% опрошенных считают, что одинаково часто в СМИ встречали и отрицательные, и положительные материалы по проекту. Треть респондентов (36,6%) чаще видели отрицательные материалы, каждый десятый (9,2%) - чаще положительные.
2. На данный момент в представлениях значительной части населения о проекте «Охта центр» наблюдается отсутствие четкого понимания характеристик проекта и нехватка разносторонней информации о том, какой эффект для жизни города повлечет за собой реализация проекта.
На наш взгляд, это послание для совершенно определенной и весьма узкой целевой аудитории - тех, кто уполномочен принимать решение о выделении PR-бюджета для ОДЦ «Охта».