В связи с некоторыми удивительными заявлениями вполне официальных лиц (Председатель комитета по печати Юрий Зинчук:
"...по закону о проведении публичных слушаний... На обсуждение допускаются только жители района и аккредитованная пресса") поясняем:
Право на участие в принятии решений основано на общедемократических принципах и отражено в статье 32 Конституции РФ
«Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей»
Для каждой сферы деятельности это право конкретизировано в ответствующем отраслевом законодательстве. В Градостроительном кодексе в статье 2 установлены следующие принципы, указывающие на требование обеспечения участия граждан в градостроительной деятельности:
«участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия»
Кроме того, Градостроительный кодекс содержит принципы:
«обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности»
«осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий»
Раскрывая более детально право на участие, Градостроительный кодекс в статье 28 устанавливает, что обсуждение градостроительной документации направлено на соблюдение прав и законных интересов.
«1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке».
Таким образом, определено, что участвовать в принятии градостроительных решений могут все, чьи права и интересы могут быть данным решением затронуты. При этом нет ссылок на гражданство или принадлежность территории.
Соответствующее положение содержится также в законе СПб "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" от 20 июля 2006 года N 400-61
«Публичные слушания проводятся … в целях учета интересов физических и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности, соблюдения прав человека на благоприятные окружающую среду и условия жизнедеятельности»
Учитывая, что вопрос строительства «Охта-центра» связан с сохранением Санкт-Петербурга, как объекта культурного наследия мирового значения, заинтересованными в обсуждении соответствующей документации могут быть любые физические лица.
Исходя из вышесказанного, положение статьи 39 Градостроительного кодекса, касающееся обсуждения проектов решений об отклонении от предельно допустимых парамметров, в соответствии с которым
«…публичные слушания … проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение»
следует трактовать, не как ограничение для иных лиц принимать участие в обсуждении, а как принятие специальных мер для вовлечения именно граждан, проживающих на указанной территории.
Следует отметить, что применительно к Санкт-Петербургу буквальное применение этой нормы лишено смысла, поскольку любая территориальная зона представлена сотнями участков, разбросанных по территории всего города. Обеспечить участие в слушаниях всех жителей территориальной зоны не представляется возможным. Необходимая трактовка положений статьи 39 ГрК должна быть дана в законодательстве Санкт-Петербурга.