На пути к социальному и персональному коллапсу
Culture Change
27 февраля 2010 г.
По всей видимости, США распадаются на всех уровнях, захватывая с собой остальной мир. Анализируя этот распад, мы можем понять всю безнадежность изначально порочной системы. Кроме того, распад позволяет увидеть надвигающийся коллапс в новом свете.
Мы начинает понимать: порядок становится иллюзией. Распад предшествует и усугубляет будущий коллапс. В то же время, не прекращаются мириады чудесных попыток улучшить жизнь людей и сохранить здоровье Земли. В целом, однако, я предчувствую ускорение распада всей системы, который нельзя удержать в данных условиях. Он проявляется во многих сферах, и заметен прежде всего по минимальному гражданскому участию в чьей-либо жизни и смерти.
Те из нас, кто продолжает заниматься повседневными делами и считает, что у них дела идут хорошо, очевидно заблуждаются, судя по тому, что происходит вокруг. То же можно отнести к глобализованным сообществам, хотя и маленькие государства уже чувствуют на себе приближение катастрофы, например таяние ледников в Андах и Гималаях.
Многие в США все еще отрицают, что их империя и экономика движутся к коллапсу. Вот краткий список указателей, которые красноречиво свидетельствуют об обратном:
• Ослабление семейных связей; например уровень разводов превышает 50%
• Разрыв финансового пузыря с массовой безработицей
• Растущая жадность банкиров
• Военная машина и анти-террористический сектор подпевают банковскому сектору
• Мать-природа в бегах или же дает отпор
Знание этих вещей может быть полезным, но может и нагнать тоску. Поддерживает ли правда так же как здоровая диета?
20-й век был самым жестоким и разрушительным за всю историю человечества, несмотря на заявления о вечном «прогрессе» и часто отчаянную и не менее жестокую борьбу за справедливость. Верно и то, что самые ужасные вещи все же не повторились. Нацистская военная машина и американская ядерная бомбежка Японии были самыми ужасными за всю историю, и к счастью, пока не повторились.
Перенаселение составило одну из проблем 20-го века, когда миллионы людей уничтожались как скот, или убирались с пути, как мешающие «проектам» других. Первая мировая война положила начало массовым убийствам.
Экономически и демографически, мы увидели в 20-м веке массовую урбанизацию, изменение стиля жизни и занятости, уход от умения работать на земле или занятий ручным трудом. Работа в офисах вначале основывалась на бумажной работе, затем в конце концов перешла на компьютеры, стала повсеместно востребованной, в сравнении с другими видами работ. К концу века средний класс уменьшился, ручной труд облегчился и стал все более ориентироваться на услуги. Материальное процветание и досуг населения были подпорчены (1) электронными игрушками, отвлекающими население от более серьезного времяпровождения и (2) страхом, намеренно генерируемым в отношении иностранцев и террористов - хотя намного большую опасность представляли собой сигареты и автомобили (на что никто не обращает внимания).
Несостоятельность промышленной технологической культуры в контексте экологического кризиса не признается ни корпоративными массмедиа, ни государством. Кроме эпизодических репортажей о пикойле, изменении климата или загрязнении планеты, ничего не говорится о их взаимосвязи и о тяжести экологического кризиса. Проблемы по-прежнему делегируются отдельным ученым-климатологам или лицам, занимающимся проблемой истощения ресурсов.
По мере того, как социальная ткань общества начала расползаться в середине 20-го века с появлением группы ядерных держав, руководители стран предприняли усилия, чтобы уменьшить дискриминацию и не допустить приход фашистских режимов. Объединенные Нации, Декларация Прав Человека, широкое стремление молодежи к миру во всем мире в 1960-х, и осознание экологического кризиса создали впечатление у многих, что уроки прошлого были хорошо усвоены. Послевоенное общество казалось занято позитивным строительством, Германии и Япония мирно перестраивались, больше внимания обращалось на общественное здоровье, например, устранялся свинец из красок и бензина. Для того, чтобы окончательно успокоить население и устранить проявления расизма и сегрегации, в США выбрали наконец афро-американского президента.
Однако, со временем мы становились все менее защищенными и все более встревоженными. Сдерживание растущего населения происходило прежде всего благодаря массовому отравлению наркотиками и изобретению фармакологическими компаниями новых болезней. Разложение социальных и моральных норм происходило достаточно медленно и почти незаметно, например, люди стали закрывать двери на ключ в дневное время. Двадцать лет назад люди закрывали двери на ключ только, если уезжали из дома. Угон автомобилей сравнительно новое явление, участившееся в темное время суток в таких городах как Мехико-сити.
Причин расползания много, включая экопсихологические. Отрезанные от природы, отгороженные и заасфальтированные общественные земли создают для человека совсем новые условия существования,отличные от тех, которые были заложены его эволюцией. За последнее время экономический стресс возрос катастрофически, многие миллионы рабочих потеряли работу и зарплату. Долговой кризис для людей и государств в некотором смысле имеет положительный аспект. Потеряв работу, люди могут с пользой использовать свой досуг - например, заняться огородничеством или приобретением полезных навыков.
Специалисты по пикойлу и глубинные экологи предсказывают коллапс вот уже два десятилетия, причем некоторые из них считают, что перемены пойдут на пользу - правда, плата за такой переход может быть весьма болезненной. Чем мрачнее картина, нем насущнее становятся альтернативы, тем больше признания неизбежности приближающегося коллапса и культурных перемен.
Но беспокойство по поводу будущего коллапса и подготовка к нему не должны закрывать от нас другую картину: ускоряющееся расстройство умственного, физического и духовного здоровья людей. Нарастание кризиса имеет кумулятивный эффект из-за плохого питания, повышенного стресса, бессмысленной работы (или отсутствия таковой), осознания глобального потепления, и бесконечной войны, которую обещает закончить популярный лидер.
Одним из источников общего распада следует считать создаваемую беспроволочной технологией изоляцию людей друг от друга, когда люди чаще смотрят на экраны и клавиатуру, чем на своих родных. [Что я и делаю, печатая на лэптопе и касаясь токсичного пластика. В данном случае я принимаю участие в разложении - предвестнике глобального коллапса.] Дополнительная информация, получаемая через техно-игрушки и растущее число коммуникаторов, не спасают нас ни от одной проблемы; напротив, усугубляют их.
Когда мы разделены, нас легко победить, а машины и электронные устройства разделяют нас все сильнее. Без этих устройств социальное взаимодействие минимально,исключая, возможно, общение в школах. Понимая, что мы сильно зависимы от машин и контролирующей наши жизни эфемерной цифровой информации,нам бы следовало начать разумно использовать компьютеры и освобождаться от них - перед тем как мы попадем в окончательное рабство. Подумайте, что будет с нами, когда сеть отключат, а батарейки не подвезут в магазин (вместе с продуктами питания).
Тем временем, изоляция мешает нам соединиться. Беспрецедентная изолированность, вызванная технологией и озверевшей рыночной системой, постоянно ослабляет нас. Тщетные попытки увлечь нас романтическими кинофильмами не могут сравниться с губительным накоплением негативных стимулов.
Ухудшение здоровья: Даже тому, кто может позволить себе иметь докторов, лекарства и операции, катастрофически не хватает времени для отдыха или необходимых физических упражнений, чтобы поддержать тело и психику в порядке.
Беспомощность, возникающая из-за: (1) недостатка настоящей свободы, (2) средств к существованию, (3) отсутствия навыков выживания ввиду зависимости от магазинов и специалистов (которые могут исчезнуть в один прекрасный день) - только ускоряет распад.
Преодоление этих несчастий возможно лишь в том случае, если красота Земли и непосредственное общение с ней не будут отсечены. Чем «современнее» люди, тем меньше они знают как жить. Исключения из этого правила можно найти там, где люди знают, чего искать и прилагают для этого все усилия.
Бесконтрольный процесс распада
Повсеместный распад не ощущают прежде всего: (A) люди, которые считают, что удача улыбается исключительно им, или (B) богатые, у которых много досуга и свободный доступ к природе. Тот, у кого большие деньги и роскошная жизнь, может позволить себе неограниченную еду, наркотики, алкоголь, секс, развлечение, тихое уединение и другие занятия, делающие жизнь более или менее приятной. Но это становиться чаще исключением, чем правилом, поскольку техноутопия оказалась не такой розовой, как ее представляли в 1950-х.
Поскольку распад отрицается, он будет усиливаться пока не наступит коллапс и не будет никаких сдерживающих факторов. Сдерживаемое до сих пор напряжение прорвется и приведет к массовому насилию, как организованному, так и спонтанному, причем по масштабу сравнимому разве что с приходом нацистов. Современный распад и будущий коллапс происходят на стольких уровнях, что трудно подыскать этому процессу подходящее название. Если климатический хаос и петроколлапс совпадут с фашистскими атаками правительств и полиции, даже без ядерной войны (до сих пор вероятной), ничто не сможет сдержать отчаявшихся людей. Тогда насилие заглушит голос рассудка и затуманит примеры конструктивной и лучшей жизни. Вот почему сельские (и плавающие) оазисы жизни будут все более и более востребованы.
Тем временем, крайне важно, чтобы как можно больше населения подготовились для перехода к новым устойчивым моделям жизни, на примере движения Транзишн-таунс, экодеревень, кружков выживания, традиционного ремесленничества, и всех тех, кто укрепляет сообщества. Возрождение племени, возможно, самое важное начинание для людей, которые плохо знают своих соседей.
Позитивные альтернативы, которые могут смягчить или даже предотвратить коллапс, следует продолжать вплоть до того момента, когда города станут опасным местом для проживания. Страх или понимание ситуации приведут к тому, что люди будут уходить из городов чтобы избежать беспрецедентного насилия и найти средства для пропитания. Наступившие после окончания нефти коллапс и депопуляция будут длиться всего несколько месяцев, поскольку люди не смогут жить без еды более 50 дней (и это при условии достаточной воды и отдыха). После коллапса, возвращение квалифицированных и коллективистски-настроенных людей в оставленные города дает некий шанс для превращения этих городов в сады-огороды и экодеревни. Если социальная организация или общее сознание людей не улучшатся после коллапса, и не помешают возрождению несправедливых и эксплутационных моделей сегодняшнего дня, у человечества нет будущего. Нам потребуется коллективное восстановление нарушенной экосистемы, чтобы как можно быстрее выкарабкаться. Отдельный человек должен будет служить коллективу.
В программе радио Ecoshock под названием "На пути к коллапсу" недавно рассказывалось о численных расчетах, показывающих, что снижение экономики - единственный выход для устранения парниковых газов и приостановки общего вымирания. Экономика представляет собой тепловую машину, которую нельзя модифицировать на данном этапе (слишком поздно); это научный факт, и это здравый смысл. Если вы с этим не согласны и за вами пойдут миллионы, жизни ни у кого не будет. В любом случае, не может быть "зеленого" общества потребления. В программе также исследовалась возможность активной разборки цивилизации мирным путем, принимая во внимание ее тяжкие последствия для человека и других биологических видов.
Тем не менее, человеческий потенциал огромен для позитивных сдвигов, в особенности, когда побеждает единство и просвещенное сознание. Один из примеров - песни, отражающиеся в каждом сердце. Если мы не сможем придать этой здоровой гармонии шанс, если мир и любовь не зазвучат в каждом сердце, общий распад будет продолжаться и 20-й век предстанет как репетиция финального акта человечества, после чего... занавес.
http://culturechange.org/go.html?609http://www.proza.ru/2010/02/28/619 Перевод: Виктор Постников, 2010