"ЗВЕРИНЫЙ НАРОД"
здоровский материал в журнале Nexux
- о том, как религии заставили человека видеть в животном бездумные предметы.
- о том, как смеются крысы, как поражают людей приматы, выражая свои мысли языком жестов.
- о разуме и самосознании зверей и общем морфическом поле.
- о том, как одноклеточные организмы при отсутствии мозга способны решать логические задачи.
- о том, насколько быстрее нас принимают решения пчёлы.
- об эмоциях, самовыражении, взаимопомощи животных, о том, как они разговаривают друг с другом и выходят на контакт с человеком, как выражают солидарность между видами.
- о десятках миллионов неоткрытых видов животных, которые общаются друг с другом с помощью света.
Антрополог Джереми Нарби говорит о сознании природы и о том, как шаманы Амазонии видят ДНК животных и растений.
скачать Краткие уроки «зверства»
В последние годы на обочине магистрали механистического взгляда на природу и животный мир образовалась пока еще узкая тропинка, протоптанная этологами, натуралистами, биологами и съемочными группами документального кино. Настойчивые и изобретательные, эти ученые и документалисты наблюдают и снимают животных в их естественной среде обитания - джунглях, саванне, лесу, океане. И животные предстают нашим взорам такими, какими являются в действительности, - чувствительными, сообразительными, общительными, солидарными, умными...
Солидарность
Во время съемок документального фильма о жизни стада слонов в Африке, супруги Беверли и Дерек Джуберт, фотографы и кинодокументалисты журнала «National Geographic», специализирующиеся на изучении жизни слонов, крупных хищников и гиен, оказались свидетелями удивительной сцены солидарности между животными. В разгар сезона засухи, особенно жестокой в том году, изнуренные жаждой слоны столпились в центре бывшего пруда, превратившегося в топкое болото. Они засасывали воду длинными хоботами и выливали в рот. Между ними, шатаясь от слабости и едва удерживаясь на ногах в топкой грязи, неуклюже суетился слоненок. Ему никак не удавалось напиться: всякий раз, как он опускал в воду свой короткий хобот, под водой оказывался и рот, и тогда он не мог дышать. В конце концов он завяз в трясине и начал тонуть. Предводительница стада поспешила ему на помощь и, опустившись на колени, хоботом и бивнями стала пытаться поддеть его снизу. К ней на подмогу пришла вторая предводительница, работая бивнями, а голосом подбадривая слоненка. Вскоре вокруг собрались остальные слоны и, как бы посоветовавшись, разделились на две группы: одна начала возводить нечто вроде насыпи от берега к месту, где застрял слоненок, другая несла караул, отгоняя сбежавшихся на шум буйволов. Совместными усилиями вытащив малыша на сушу, слоны столпились вокруг него, ощупывая его хоботами, как бы справляясь о его самочувствии и успокаивая. Явно довольный таким вниманием, слоненок катался по траве, стирая с боков налипшие комья глины.
Альтруизм
Приматолог Роджер Фаутс рассказывает в своей книге «Школа шимпанзе» поразительную историю о том, как в детстве их собака Брауни, действуя, по мнению ученого, совершенно сознательно, пожертвовала собой, чтобы спасти жизнь его младшему брату. Эта собака, «ласковая и бесконечно преданная, выполняла двойную задачу, охраняя дом и присматривая за детьми». Всем своим поведением она показывала, что заботится о Роджере и трех его братьях как настоящая мать. Роджеру было четыре года, когда случилась трагедия. Лето тогда выдалось на редкость засушливым, ветреным, и пыльные бури поднимались едва ли не каждый день. Роджер со старшим братом за рулем пикапа на полной скорости возвращались на ферму по проселочной дороге. «Дождя не было по крайней мере месяцев шесть, и дорогу покрывал толстый слой пыли, - вспоминает Роджер. - Всякий раз, когда колесо попадало в рытвину, оттуда поднималось пыльное облако, настолько плотное, что дорога совершенно терялась из виду. Вдруг мы услышали лай Брауни. Высунувшись из окна, я увидел, что она бежит рядом с машиной, оскалив зубы и пытаясь укусить переднее колесо. Это было странно. Она сотни раз сопровождала нас в поле и никогда не делала ничего подобного. Теперь же она буквально атаковала пикап. Брат удивленно пожал плечами, но продолжал ехать в облаке пыли с прежней скоростью. Лай Брауни перешел в неистовый и вдруг оборвался. Раздался короткий визг, после чего машина подпрыгнула, как на большом ухабе, и мы остановились. Брауни лежала мертвая на дороге. В трех метрах впереди, застряв под велосипедом в глубокой рытвине, сидел мой братишка Эд. Еще секунда, и мы бы наехали на него»...
**********************************
Разумные от природы
Новейшие исследования подтверждают наличие разума и сознания у всех видов животных. Некоторые ученые, такие как антрополог Джереми Нарби, идут еще дальше и утверждают, что разумом обладают растения и Природа как общее целое.
Пчела: мозг маленький, да удаленький
Животные отличаются от нас иным мироощущением не только на уровне органов чувств, они живут и в иных измерениях времени. Встречаясь с учеными-этологами, Джереми Нарби узнал, что жизнь животных течет быстрее или медленнее в зависимости от их сердечного ритма и от числа нейронов, задействованных в процессе принятия решений. Возьмем, к примеру, пчелу. По мнению Мартэна Джюрфа из Тулузского университета, опытным путем продемонстрировавшего способность пчел к абстрактному мышлению, эти насекомые «обладают видением мира как логической структуры благодаря особенностям строения их мозга - крохотного, но наделенного своего рода "процессором чувств", почему-то называемым "грибообразным телом", представляющим собой компактную массу из 170 000 нейронов». Мартэн Джюрфа отмечает: «Пчелы рождаются на свет с крошечным мозгом и получают полное представление об окружающем мире почти мгновенно. Продолжительность их жизни составляет всего две-три недели, но они совершенно готовы к ней с самого первого мига».
Живя в более «быстротечном» мире, чем наш, пчелы думают и принимают решения тоже намного быстрее нас. Почему? Потому что в процессе обработки информации участвует меньшее число нейронов: несколько десятков тысяч вместо миллиардов у человека. В результате процесс принятия решений у пчел быстрее, эффективнее и лучше соответствует миру, в котором они живут.
Еще один тест с использованием лабиринта. Над входом помещен символ, таким же символом на развилке внутри лабиринта отмечен коридор, ведущий к «вознаграждению» (сладкому сиропу). Проводившие эксперимент исследователи были ошеломлены быстротой, с какой пчелы установили связь между символом при входе в лабиринт и символом, указывающим путь к «вознаграждению». Они ни разу не заблудились ни в новых лабиринтах, ни при смене символов, всякий раз выбирая коридор, отмеченный символом, который они видели при входе, и игнорируя коридоры, отмеченные другими символами. Не всякому четырехлетнему ребенку такая задача была бы по силам: большее число задействованных нейронов повысило бы и вероятность ошибки.
Пчелы общаются между собой на языке, непереводимом на язык нашей логики и наших органов восприятия. Известно, к примеру, что, желая указать другим место, где она нашла нектар, пчела исполняет нечто вроде танца, передавая телодвижениями информацию о расстоянии, направлении и т. д. Неизвестно, испытывают ли пчелы эмоции, хотя бы самые элементарные. Тем не менее, отрицать это a priori лишь потому, что у них не обнаружено соответствующих, с нашей точки зрения, мозговых центров, было бы преждевременным: столько животных уже заставили нас изменить о них мнение...