Сплошные санитарные рубки - настоящие бедствие в Московской области!

Mar 06, 2016 22:34



image Click to view


ПОДПИШИТЕ ПЕТИЦИЮ ПРОТИВ СПЛОШНОЙ ВЫРУБКИ ЛЕСОВ!

20 февраля 2016г. в Москве по адресу ул. Малая Лубянка, д. 16/4 состоялся круглый стол по проблеме сплошных санитарных рубок, организованный Народной палатой Московской области. В мероприятии приприняли участие экологические организации и общественные движения: «Экооборона Московской области», «Зеленая Россия», «Зеленый патруль», представители Комитета лесного хозяйства Московской области и гражданские экологические активисты со всего Подмосковья.

Были озвучены основные нарушения, имеющие место при проведении таких рубок, а так же обсуждалась возможность наложения моратория на СРС (санитарные рубки сплошные) до проведения повторных лесопатологических экспертиз по всем участкам намеченных к вырубке на 2016г.

К наиболее типичным и распространенным нарушениям, связанным с проведением сплошных санитарных рубок, относятся:

- отсутствие информационных щитов на месте проведения работ;

- отсутствие в открытом доступе полной информации о проводимых работах;

- отсутствие телефона для сообщения о нарушениях при проведении работ по СРС (телефонные номера, расположенные на информационных щитах, оказывались устаревшими);

- вырубка более половины здоровых деревьев (в общем составе вырубленного объёма), без оставления деревьев для осеменения, деревьев с дуплами для укрытия животных и устойчивых групп деревьев (в том числе сосны, дуба, березы);

- несоответствие данных лесопатологических экспертиз реальному лесному разнообразию и фактическому состоянию леса на местности;

- указание в лесопатологических экспертизах заведомо недостоверных, невозможных с научной точки зрения сведений (напр., поражение березы короедом-типографом) а также внесение в экспертизы взаимоисключающих сведений;

- назначения СРС в случаях, не предусмотренных законодательством и регламентами проведениями сплошных санитарных рубок;

- оставление порубочных остатков на вырубках, что приводит к вспышке и заселению уже здорового леса вредителем;

- сокрытие Комитетом лесного хозяйства МО информации и документов об экологических экспертизах и заключенных договорах при проведении рубок на землях лесного фонда.

В целом работа по проведению санитарных рубок на территории Московской области названа неудовлетворительной ввиду отсутствия надлежащего контроля проведенных лесопатологических экспертиз (с учетом выявления фактов сфалисифицированных экспертиз) и сокрытия документации по экспертизам, что, в свою очередь, создает препятствия в проведении общественного контроля.

Мы положительно оцениваем начатую Комитетом лесного хозяйства работу по обеспечению доступности информации о планируемых санитарно-оздоровительных мероприятиях в лесах Московской области, качества данной информации, создания карты с точной привязкой лесных участков, на которых запланированы санитарные рубки, предоставления чертежей лесного участка, актов проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка. Мы надеемся, что работа по обеспечению доступности максимально открытой и качественной информации о состоянии подмосковных лесов и планируемых санитарно-оздоровительных мероприятиях будет продолжена.

Мы поддерживаем намерение и готовность со стороны Комитета лесного хозяйства М.О. провести совместные проверки (с участием общественных экологических организаций) на территориях, назначенных для проведения СРС, на предмет соблюдения лесохозяйственных норм и правил, сверки документов лесопатологической экспертизы с фактическим состоянием территории. Так же положительно оценивается создание Комитетом лесного хозяйства М.О. интерактивной карты санитарных рубок на 2016г., с приложением данных лесопатологических экспертиз (сейчас карта работает в тестовом режиме). Вместе с тем на сайте Комитета лесного хозяйства М.О. в настоящий момент отсутствует (или не является общедоступной) информация о границах лесничеств - филиалов ГКУ МО «Мособллес», участковых лесничеств, что в ряде случаев затруднит для жителей работу с документами.

Практика привлечения к санитарным рубкам коммерческих организаций с правом присвоения и реалиазации к собственной выгоде добытой древесины (порубочных отстатков) приводит к многочисленным злоупотреблениям, поскольку создает заинтересованность хозяйствующего субъекта в максимальном увеличении объемов добытого сырья, а не бережного отношения к лесу и максимального сохранения практически здоровых деревьев.

Угрозу лесам Подмосковья наносит небрежительное отношение к учету лесных территорий, проведению лесоустройства. Участники круглого стола сделали наблюдение о том, что подмосковный короед весьма избирателен и с 2012 г. предпочитает поражать не поставленные на кадастровый учет леса, создавая тем самым основания для заготовки древесины в ходе/под видом сплошных санитарных рубок. Лес является государственной собственностью, в связи с чем подобные безосновательные санитарные рубки практически здоровых деревьев имеются основания считать хищением государственной собственности.

Сопутствующее освещение санитарных рубок в подконтрольных правительству Московской области СМИ, а также пиар-акции санитарных рубок, проводимые отдельными общественными организациями, являются, по нашему мнению, способом прикрытия необоснованного уничтожения подмосоквных лесов в интетересах частных коммерческих предприятий, аффилированных с должностными лицами аппарата правительства Московской области.

Не ставя под сомнение полезность и необходимость акций по лесовосстановлению и информационной поддержки таких акций, вместе с тем, мы отмечаем, что подобные акции не оправдывают небрежного отношения к задаче сохранения существующих лесных массивов.

Отмечены признаки коррупции в действиях должностных лиц, определявших места планируемых сплошных санитарных рубок и составлявших лесопатологические заключения. Выявлен случай размещения несанкционированной лесопилки непосредственно на территории лесосеки, что является нарушением действующих правил ведения лесного хозяйства. В ходе обсуждений высказано предположение о том, что чрезмерное назначение санитарных вырубок направлено не на оздоровление лесных массивов Московского региона, а на обеспечение сырьем лесоперерабатывающих предприятий, недавно открывшихся на территории Московской области. Аналогичные коррупционные схемы были вскрыты в Иркутской, Ленинградской, Курской областях с последующим возбуждением уголовных дел.

В свете вышесказанного прозвучали следующие предложения для решения сложившихся проблем:
1. Ввести полный мораторий на проведение сплошных санитарных рубок в Московской области в 2016-2018 гг. Соответственно, отменить проведение открытых конкурсов на право заключения договоров по сплошным санитарным рубкам с правом выкупа заготовленной древесины. За этот период разработать и внедрить практические рекомендации для проведения действительно санитарно-восстановительных мероприятий в лесах, предусматривающих выборочные рубки.

2. С 2018 года, используя европейский и мировой, а главное советский опыт управления лесным хозяйством, на законодательном уровне ввести запрет на сплошные рубки в М.О. с заменой таковых на выборочные рубки.

3. В 2016 году провести повторные лесопатологические исследования на всех участках, которые появились на интерактивной карте. В случае выявления неточностей и /или прямых фальсификаций привлечь допустивших данные нарушения лиц к уголовной ответственности.

4. В перечень рекомендуемых санитарно-оздоровительных мероприятий для участков, на которых запланированы СРС и, по результатам повторных проверок, признаны обоснованными и необходимыми, в обязательном порядке должны быть включены такие мероприятия, как: сохранение куртин здорового леса (приказ Рослесхоза от 9 июня 2015 года № 182 п. 112 "Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах"), устойчивых групп здоровых деревьев (на основании актов лесопатологических обследований), сохранение отдельных здоровых деревьев в целях обеспечения процесса естественного осеменения и сохранение естественного подроста (основание: Лесной кодекс: статья 17. ч.3 ) , сохранение деревьев с дуплами для укрытия животных (основание: Приказ от 12 мая 2-15г. № 159 п.31 Фед. аген. лесного хозяйства, приказ Рослесхоза от 9 июня 2015 года № 182 п. 103 "Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах").

5. Акты лесопатологического обследования должны быть заверены не только представителями лесничеств и лесопатологами, но и подписями ответственных за контроль специалистами Комитета лесного хозяйства Московской области или министерства экологии Московской области. Ими же должен быть согласован и утверждён перечень рекомендуемых для обследованного участка леса санитарно-оздоровительных мероприятий.

6. В данные о проведении сплошных санитарных рубок выкладываемых в открытый доступ необходимо внесене документов: Сводная ведомость поврежденных, расстроенных и погибших участков леса и пробных площадей, заложенных в них для обоснования СОМ.

(основание: приказ Рослесхоза от 9 июня 2015 года № 182 п. 86 "Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах").

7. Направить все высвободившиеся финансовые средства, в настоящий момент предназначенные для проведения сплошных санитарных рубок, на мероприятия по лесовосстановлению.

8. Необходимы срочные изменения в Лесном Кодексе РФ. Первоочередная задача: вернуть реальную власть в лесах лесничим. Необходимо существенное повышение окладов сотрудникам лесничеств, увеличение числа сотрудников, оснащение лесничест современной техникой и оборудованием.

9. Лесничества должны быть нацелены на защиту лесных угодьев. Необходимо выявлять и строго наказывать тех сотрудников, которые вступают в преступный сговор с лесозаготовителями и /или местными администрациями.

10. В 2016 году поставить на кадастровый учет все имеющиеся фактически леса. По странному стечению обстоятельств, под сплошную санитарную рубку попадают в основном участки леса, не поставленные на кадастровый учет.

11. Необходимо всячески поддержать инициативу ОНФ «Зеленый щит» и другие предложения многих экологических организаций о воссоздании лесозащитного пояса вокруг Москвы.

Текущий приоритет коммерческого освоения над сохранением и восстановлением природных объектов, отчетливо присутствующий в деятельности Правительства Московской области и лично Губернатора Воробьева А.Ю., мы считает деструктивным.

К объявленному Президентом России Году экологии (2017 год) Московская область подходит с нарастающими экологическими проблемами, одной из которых является искусственное, не обоснованное научно и практической необходимостью, сокращение лесных территорий, влекущее за собой изменения гидрологического режима (обмеление водных объектов) и смещение климата региона к степному, что ухудшает условия жизни населения и влечет эрозию плодородных почв, делая их непригодными для создания благоприятных условий жизни, ведения сельского хозяйства.

Видео с мероприятия:

image Click to view


image Click to view


image Click to view


image Click to view



Моссовет, беспредел, фитопатологическое обследование, рубки, коррупция, сплошные санитарные рубки, комитет лесного хозяйства, санитарные рубки, вырубка, Московская область, МО, вырубка леса, Трунин, реестр, Подмосковье, рубка, санитарная рубка, фитопатологическая экспертиза, народная палата, Воробьев, сплошная санитарная рубка, губернатор

Previous post Next post
Up