В одном из сенотов на окраине Майяпана археологи нашли останки людей и животных. Что бы это значило?
На юге Мексики есть яма Сак-Уаюм, заполненная водой. Она до сих пор пугает жителей близлежащих деревень. Древние майя, скорее всего, тоже предпочитали обходить её стороной. Подводные археологи во главе с Брэдли Расселом нашли намёк на разгадку дурной репутации этой пещеры (точнее, сенота), обнаружив, что пол двух камер усыпан человеческими костями. То, что открылось их взгляду, сейчас увидите и вы. (Фото из журнала National Geographic.)
Вода начинается на глубине 11,5 м.
Сенот расположен рядом с развалинами древнего города Майяпан примерно в 40 км к югу от Мериды, столицы штата Юкатан. В период своего расцвета (1150-1450) Майяпан был крупным политическим центром. Там жили по меньшей мере 17 тыс. человек. Каменная стена окружала пространство в 4,2 км², причём она изгибалась таким образом, чтобы Сак-Уаюм оставался за пределами города, но соседний сенот Шкотон, напротив, оказывался внутри городской черты вместо с сорока другими, которые служили источниками воды на этом засушливом известняковом плато. И такой зигзаг стена делала только в этом месте.
Прежде чем археологи приступили к изучению пещеры, шаман Теодормио Сан-Сорес провёл традиционный обряд, который на языке современных майя носит название хец-лум, что переводится как «успокоение земли». У богов спрашивают разрешения войти в сенот и просят угомонить местного стража - гигантского оперённого змея с лошадиной головой, который, по местному поверью, ворует детей, подходящих слишком близко. Как видим, легенда объединяет традиционные верования майя и воспоминания об испанских колонизаторах. Обряд носит те же черты: шаман ставит на стол алтарь, ориентированный по четырём сакральным точкам вселенной майя и центральной оси, соединяющей землю с небом и подземным миром, но не забывает и о христианском кресте. Текст молитвы древним богам включает современные религиозные вкрапления. Востоку, западу, северу и югу предлагаются три вида пищи: тушёный цыплёнок, смесь кукурузной муки с сахаром и водой (сака) и густой пряный бульон (кол). Стражу достаётся чаша с сака, вырезанная из тыквы.
Когда археологи опускаются под воду, со дна поднимается осадок, и его клубы действительно похожи на потревоженное нежданными гостями чудовище. Одновременно из небольшой трещины вырывается облако известнякового тумана. Совпадение?
Один из первых черепов, обнаруженных исследователями, принадлежал, скорее всего, женщине. Его верхушка сплющена: известно, что майя того периода умышленно деформировали черепа своих детей. Дыра во лбу, по-видимому, сделана уже после смерти.
Встречаются останки не только людей, но и животных. Археологи склоняются к тому, что это не результат жертвоприношений, а случайность: неосторожная скотина просто падала в яму и тонула, причём происходило это не в древние времена. Сегодня в этих местах пасётся много коров, и их приводят к сенотам на водопой.
Какая удача - хорошо сохранившаяся нижняя челюсть 18-летнего человека! Эмаль защитила зубную ткань, а это значит, что есть надежда на её датирование радиоуглеродным методом.
По этому узкому проходу археолог Лиссет Педроса Фуэнтес проникает во вторую камеру, прижимаясь животом к полу и скребя баллонами по потолку. Помещение, которое полностью находится под водой, примерно вдвое больше первого. Глубина доходит до 35 м. Хотя выхода на поверхность нет, здесь тоже лежат кости. Вероятно, они попали сюда после обрушения пола первой камеры.
Всего обнаружено 15 черепов, ещё больше скрыто обломками и осадком. Встречаются останки мужчин и женщин, юных и взрослых людей. Почему они здесь? В Майяпане покойников хоронили рядом с домами - следовательно, перед нами не кладбище. На костях нет отметок, свидетельствующих о насильственной смерти, то есть это не результат жертвоприношений. Останкам сопутствуют обыкновенные кувшины для воды: едва ли в сенот бросали представителей элиты, оказывая им тем самым особое почтение.
Г-н Рассел полагает, что ответом на загадку может служить расположение Сак-Уаюма. Он находится к югу от Майяпана - в направлении мифологической подземной прародины человечества под названием Шибальба. Мёртвых могли хоронить здесь, чтобы они могли дождаться следующего цикла сотворения мира, но почему не всех?
Табу, выразившееся в представлении о существовании стража и вынесении сенота за пределы города, было связано, возможно, с тем, что туда сбрасывали людей, погибших от какой-нибудь заразы. До сих пор старики рассказывают, что кто-то видел странную змею, которая трижды проползла вокруг сенота и нырнула под воду. Молодёжь не верит.
По материалам автора