Мнение инженера-строителя о проекте Генплана г. #Химки

Mar 27, 2013 21:41


Вот какую статью-доклад о проекте Генерального плана г.о. Химки написала (и частично озвучила на заседании в Общественной палате РФ 26 марта) защитница Химкинского леса Серафима Наумочева - инженер-строитель по специальности.
Существующее положение
По существующему положению, можно сказать, что в г.о. Химки, как и везде в Московской области, ведется политика максимальной застройки земель коммерческими объектами с целью получения максимальной выгоды, причем за счет ухудшения условий жизни постоянно проживающих горожан. В погоне за прибылью не уделялось внимания строительству социальной сферы, уничтожались рекреационные зоны, планируемые особо охранямые природные территории, застраивались парки, скверы, водоохранные зоны, велось многоэтажное строительство в зонах со сложившейся малоэтажной застройкой, игнорировались придомовые территории, санитарно-защитные зоны, а под окнами жилых домов устраиваются несанкционированные стоянки частных грузовых и легковых автомобилей. Из-за высокой плотности населения и большого количества автомобилей на дорогах постоянно образуются пробки. Масштабная точечная застройка велась с нарушениями Генплана 1999-2009 гг., а с 2010 г. была продолжена и без Генплана.
Оценка проекта нового Генплана
Изучив материалы проекта нового Генерального плана, можно сделать вывод, что вместо ожидаемых проектируемых комфортных условий проживания будет продолжена политика по дальнейшей уплотнительной застройке и увеличению численности населения, и это при том, что на сегодняшний день новые дома заселены не полностью. Планируется еще застроить 1 377,2 га, из них жилыми строениями - 201,3 га, для размещения автомобилей помимо существующих потребуется еще 71 776 м/м, под общественно-деловые зоны отдается 292 га.
Что собой представляют эти сомнительные зоны, для чего они нужны в таком количестве? Планируется отдать огромную территорию 657,9 га сельхозземель вблизи аэропорта Шереметьево, в основном под строительство складов, когда их и так великое множество вокруг аэропорта. По карте состояния окружающей среды видно, что мкр Старых и Новых Химок накрывает волна сверхнормативного шумового и токсического воздействия от транспорта.
Город остро нуждается в озеленении. Последние остатки зеленых насаждений безжалостно вырубаются Химкинским КБиО. В Генплане запроектированы зоны озеленения в количестве 419,6 га, но не приведена конкретная разбивка по территориям, и это в 4,6 раза меньше минимального нормативного ТСН ПЗП-99 МО. Планируется дальнейшее постепенное уничтожение Химкинского лесопарка, теперь под строительство местной дороги от кв. Старбеево до Ленинградского шоссе, в которой нет необходимости при такой высокой плотности транспортной сети в Химках, тем более что лесов остается все меньше и меньше. Не обеспечивается минимальный нормативный показатель по озелененным территориям г. о.: вместо 40% по Генплану запланировано только 8%. По действующим минимальным нормативам градостроительного проектирования Московской области для Долгопрудненско-Химкинско-Красногорской устойчивых систем расселения (табл. 36, разд. IX) застроенные, лесные и сельхозземели должны иметь соотношение 0,48; 0,38; 0,14 соответственно. На сегодняшний день это соотношение сильно сдвинуто в сторону застройки за счет уменьшения доли лесов и сельхозземель и составляет 0,63; 0,25; 0,06. Чтобы исправить положение и обеспечить благоприятные условия проживания в Химках, необходимо увеличить долю лесов на 1 986 га, сельхозземель - на 1 074 га, зеленых насаждений - на 1 916 га. Для этого не хватит оставшейся территории Химок. Эти цифры потрясают, насколько хищнически застраивались земли. Отсюда вывод: дальнейшее строительство на новых участках просто недопустимо. Возможна только реконструкция старого жилого фонда без увеличения плотности населения и развитие промышленных предприятий и социальной инфраструктуры только на старых территориях.
В связи с проблемой озеленения у меня лично есть такое предложение главе Химкинского городского округа дополнительно обратиться в Правительство РФ с просьбой произвести компенсационное озеленение в Химках, связанное с вырубкой Химкинского леса под дорогу Москва - Санкт-Петербург.
Что касается проекта Генерального плана Химок, то в основном принятые ключевые решения по Генплану научно не обоснованны, они еще более усугубляют имеющиеся проблемы в городском округе. Пора бы уже зарабатывать деньги, не распродавая городскую землю и все более уплотняя жителей, а внедряя на производствах новые технологии, тем более такая возможность в Химках есть с учетом научного потенциала наших НИИ.
Замечания и предложения
1.  При разработке Генерального плана мы требуем применить основной принцип проектирования :
a​  Отказаться от изыскания дополнительных площадок земли под новое строительство. Освоению должны подлежать уже произведенные отводы;
b​  Соблюдать строгое зонирование промышленных, жилых и торгово-развлекательных территорий, не допускать их смешивания;
2​.  Как уже говорилось, согласно действующим нормативам ТСН ПЗП-99 МО, минимальная площадь зеленых насаждений городов должна быть не менее 40% от площади застройки города. В сводной таблице показателей Положения о территориальном планировании к Генплану эта цифра равна 8% вместо 40. Ну это просто нонсенс!
Не обеспечив минимальную потребность в зеленых насаждениях в количестве 1 916 га, власти планируют новую застройку оставшихся территорий. Кроме того, в нормативах ТСН ПЗП-99 МО сказано, что «удельный вес озелененных территорий различного назначения в границах территории жилого района должен быть, как правило, не менее 25% (без учета участков школ и детских дошкольных учреждений). Мы требуем обеспечить при проектировании Генерального плана данные минимальные нормы озеленения территории городского округа и отразить это в Положении о территориальном планировании, картах Генплана и ПЗЗ;
3.​  В сводной таблице 6 Положения обозначены территории, не вовлеченные в градостроительную деятельность, в количестве 1 024,8 га. Это огромная территория, просим дать пояснения и планы по ее использованию;
4​.  Кроме того, во всех нормативных документах по градостроительному проектированию сказано, что планируемые показатели должны быть обоснованы. В проекте Положения о территориальном планировании отсутствует обоснование необходимости в новом жилищном строительстве. Обеспеченность жильем жителей городского округа в 2013 г. составила 30,8 м2/чел. Это примерно 2-комнатная квартира на 1 человека. А расчетные нормативы по ТСН ПЗП-99 МО - 20 м2/чел. Поэтому возникает естественный вопрос: а необходимо ли нам новое строительство жилья, если оно ухудшит условия проживания в городе?
5​. Почему зоны смешанной общественно-жилой застройки размещены на берегах существующих водных объектов? Чем обоснована необходимость таких решений?
6.​  В Положении о территориальном планировании полностью умалчивается важнейший вопрос о невозможности нового жилищного строительства в микрорайонах Сходни, Фирсановки, Новоподрезково, Подрезко, Клязьмы, микрорайона Старбеево, вблизи аэропорта Шереметьево, уровень шума в которых, согласно карте современного состояния окружающей среды, составляет от 56 до 85 дБа, что значительно превышает санитарные нормы, и это без учета строительства новой взлетно-посадочной полосы;
7.​  Согласно нормативам ТСН ПЗП-99 МО, необходимо запроектировать шумозащитные мероприятия в зоне проживания населения с превышением предельно допустимого уровня шума. Об этом ничего не сказано в Положении о территориальном планировании, и это при том что 1/3 территории г.о. Химки является приаэродромной территорией, и через Химки проходят важнейшие транспортные магистрали с высокими шумовыми характеристиками: Октябрьская железная дорога, Ленинградское шоссе, МКАД. Согласно ТСН ПЗП-99 МО, разрабатываемые меры защиты должны включать:
- устройство санитарно-защитной зон, использование планировочных решений застройки, шумозащитных свойств окружающей среды, шумозащитных экранов, усиление звукоизоляции наружных ограждающих конструкций. Можно было бы частично, отселить жителей из самых неблагоприятных районов в свободные квартиры новостроек, расположенных в наименее худших экологических условиях. И это было бы более реально, если бы бывший глава г.о.Химки подписывал договора о выделении земли под коммерческое строительство не под 5-10% бесплатного выделения жилья для нужд города, а под 25-30%, как в Москве;
8​. Согласно нормативам ТСН ПЗП-99 МО, обеспеченность плоскостными сооружениям на сегодняшний день составляет примерно 15%, запланировано в 1,64 раза меньше нормативного. Хотя, почему-то по нормативам МО это нормально. Но в нарушение Закона о спорте все большие стадионы в Химках, кроме «Маяка», закрыты для свободного посещения. Жители испытывает острую нехватку в этих сооружениях. Причем стадион  «Маяк», также планируют застроить. Поэтому, просим реализовать наши права на занятие спортом и запроектировать минимальную площадь общедоступных плоскостных сооружений не менее 150 га по нормам ТСН ПЗП-99 МО;
9​. В связи с постепенной застройкой зеленых зон при проектировании Генплана необходимо подтвердить границы старых парков, скверов, пляжей, городских лесов и других озелененных территорий документами, прилагая выписки из кадастровых паспортов участков. Они являются основой при проектировании этого важного градостроительного плана;
10​. На карте функциональных зон нанести реальную санитарно-защитную зону аэропорта Шереметьево по шумовому воздействию, зоны I и II пояса санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны береговых полос, зоны придорожных полос автомобильных дорог, в том числе полос отвода под расширение Ленинградского шоссе, зону проектируемого метро.
Необходимо нанести границы зон планируемых особо охраняемых природных территорий и памятников природы, которые были обозначены на картах Генплана 1999-2009 гг.

ВАЖНЕЙШИЙ ВОПРОС! В целях недопущения дальнейшей застройки лесов, мы настоятельно просим главу г.о. документально оформить в «Роскадастре» все леса в пределах черты городского округа как зоны особо охраняемых природных территорий, что является обязанностью местных органов самоуправления и чем параллельно (но пока с неясными результатами) сейчас занимается химкинская прокуратура;
11. На сводном Генеральном плане обозначены территории региональных земель без приложения соответствующих документов, которые требуется представить при обосновании проектирования;
12. Главе г.о. и Совету депутатов совместно с общественностью необходимо провести ревизию незаконно выделенных участков под строительство. Решения о выделении земли должны быть отменены. Строительство остановлено. При проектировании Генплана статус земли этих участков необходимо привести в исходное положение, согласно старому Генплану 1999-2009 гг, например это застройка территории Станции юных натуралистов на ул. Юннатов, застройка Сходненского леса, застройка сельхозземель в районе Вашутино, застройка леса в Новогорске, планируемая застройка на берегу канала им. Москвы в Старбеево, застройка дворовой территории в 4-м микрорайоне по Юбилейному пр-ту, и множество других объектов;
13​. Проектом Положения о территориальном планировании предусмотрена ликвидация территорий сельскохозяйственного использования вблизи аэропорта Шереметьево, поскольку эти земли подвержены загрязнению от пролетающих самолетов. Однако запрещается использовать ценные сельскохозяйственные земли под застройку. Наши предложения - отдать эти земли под размещение городских лесов, которые значительно снизят негативное воздействие на окружающую среду, а не под склады;
14. В проекте Положения нет никаких описаний и обоснования потребности размещения производственно-складских зон в объеме 240,1 га, а это огромная территория, которая дополнительно будет загрязнять окружающую среду;
15. В сводной таблице № 6 Положения отсутствуют данные по существующему положению на 2013 г. по объектам инженерного оборудования города (наружному водоснабжению, канализации, очистным сооружениям и др.). Особое внимание следует обратить на расчет необходимого количества современных очистных сооружений, который отсутствует. Непонятно, откуда взялись проектные цифры? Это является грубым нарушением оформления документации по проектированию Генеральных планов. Не запроектированы вообще снегоплавильные пункты;
16​. В проекте Положения о территориальном планировании нет никаких конкретных предложений по максимальному использованию существующих промзон для размещения объектов транспорта. Огромное количество автомобилей заполонило весь город. В целях их компактного размещения предлагаем построить в промзонах многоэтажные платные стоянки и гаражи, СТОА, пожарные депо и т. д., а не использовать для этих целей дефицитную землю жилых территорий;
17. На карте планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры показана новая дорога через Химкинский лес от кв. Старбеево до Ленинградского шоссе с пересечением скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург. Мы категорически возражаем против дальнейшего уничтожения Химкинского леса. При наличии в Химках плотной транспортной сети в строительстве новой дороги, тем более через лес, нет необходимости, и тем более что развязки с местными дорогами снижают скоростные характеристики трассы. Это решение не обосновано. Если нужна более высокая пропускная способность дорог, достаточно их расширить, это очевидно;
18. Необходимо запланировать развитие высокоскоростного экологически чистого транспорта, только не трамвая, производящего сильнейший шум, как планируется в Положении;
19. В Положении о территориальном планировании предусмотрено расширение дорог в Химках, однако не представлен необходимый для этого расчет-обоснование;
20. В связи с острой насущной проблемой утилизации городского мусора мы предлагаем запроектировать на территории полигона ТБО в Левобережном современный мусороперерабатывающий завод с использованием высокотемпературных плазменных печей для окисления не переработанного остатка, без горения, при котором сразу формируется газ, и который сразу можно использовать для производственных и бытовых нужд, как в Европе;
21​. Нужно в проекте Генплана запроектировать социальные объекты: общественные туалеты, приюты для бездомных людей и животных, центр реабилитации людей, пострадавших от насилия, дом престарелых, хоспис;
22. При обсуждении проекта Генплана жителям трудно представить, что будет построено, поэтому просим дополнительно на слушания предоставить проекты планировки микрорайонов, кварталов.
ВЫВОД:
Проект Генерального плана г.о. Химки отклонить и переработать по вышеуказанным замечаниям и предложениям.
Наумочева С.А.
26.03.2013

Правила землепользования и застройки, Серафима Наумочева, Генплан, Химки

Previous post Next post
Up