Как мы уже рассказывали, на уборку листвы в Химках только одна ЖКХ-компания за сезон
тратит 15 миллионов рублей. Насколько это целесообразно и законно? Мы взяли комментарий у Алексея Дмитриева, юриста природоохранной организации "Принципъ", специализирующейся на экологическом праве и охраны городских зеленых насаждений.
"Первый вопрос, который нужно задавать городским службам, - а с чего вы вообще взялись это делать? Бюджетные траты и работы должны быть обоснованы какой-либо необходимостью. В случае со сбором листового опада такой необходимости, как правило, нет.
Читаем внимательно нормы областного закона, регулирующего уборку и содержание городских территорий в Подмосковье: "В период листопада производится сгребание и вывоз опавших листьев с проезжей части дорог и дворовых территорий. Сгребание листвы к комлевой части деревьев и кустарников запрещается" (пункт 5 статьи 64 Закона Московской области от 30 декабря 2014 г. № 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области"). Обратим внимание - речь идет только об уборке листвы с искусственных покрытий. Про уборку листвы с грунта или с травяного покрова ничего нет.
Сегодня отсутствует специальный закон, регулирующий охрану и содержание городских зеленых зон (группа экспертов "Зеленого щита" разработала проект закона несколько лет назад, но Госдума не торопится давать ему ход). Тем не менее отдельные нормы, позволяющие понять, как именно следует обращаться с городскими зелеными зонами, существуют - эти нормы распределены по самым разным нормативным актам.
ФЗ "Об охране окружающей среды" содержит в статье 61 понятие "зеленый фонд" - совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. Пункт 2 той же статьи говорит: на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Существует на федеральном уровне и общий стандарт содержания зеленых насаждений в городе, утвержденный Госстроем РФ 15 декабря 1999 г. приказом № 153. Пункт 3.2.2 говорит: "На обыкновенных газонах лист необходимо сгребать только вдоль магистралей и парковых дорог с интенсивным движением на полосе шириной 10-25 м в зависимости от значимости объекта. На больших газонах лесопарков и парков, в массивах и группах, удаленных от дорог, лист сгребать и вывозить не рекомендуется, так как это приводит к выносу органики, обеднению почвы и нецелесообразным трудовым и материальным затратам. Сжигать лист категорически запрещается, так как после компостирования он является ценным и легкоусвояемым растениями органическим удобрением. В местах сильного загрязнения воздуха и почвы выбросами промышленности лист следует сгребать и вывозить на свалку (не сжигать!)".
Здесь следует отметить, что листовой опад не мусор, и даже ранее упомянутый областной закон последовательно разделяет эти два понятия. В случае с листвой уборке подлежит только та ее часть, которая находится в неположенных местах. Если же делать это повсеместно, то минеральные питательные вещества, добытые растением из почвы и затраченные на создание листвы, не возвращаются обратно в организм растения. Более того, нарушается процесс образования плодородного слоя почвы, в котором слой прелой листвы играет роль и "парника" для биологических процессов, и источника питания. В результате падает доброкачественность - бонитет - почвы. Что, в свою очередь, ведет к прямому нарушению статьи 42 Земельного кодекса России, согласно которой и собственники, и арендаторы, и другие пользователи земельных участков обязаны не допускать загрязнения и деградации почв.
Иными словами, если бы городские службы и чиновники строго следовали букве закона, листву с грунта не убирали бы, за очень редкими исключениями. Тем не менее такая деятельность ведется с огромным рвением, и адмтехнадзор яростно выдает незаконные предписания об уборке листвы.
Почему так? Новость
про 15 миллионов только по одному договору дает исчерпывающий ответ. Не секрет, что содержание города - одна из самых коррумпированных и благодатных для "распила" областей, в том числе для различных
криминальных ЖКХ-структур в Химках.
Работы по содержанию города избыточны, причем с сильным перекосом в самые дешевые и трудоемкие их виды. Поэтому городские чиновники, например Валерий Харитонов (бывший
фигурант уголовного дела о "мертвых душах" в МБУ "Центр дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения" в Жуковском, а сегодня - начальник управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.о. Химки) настойчиво твердят на встречах с депутатами, что обследование, учет и систематическое лечение зеленых насаждений в Химках не нужны. Причем с поразительной честностью они объясняют - почему: дорого.
Но ведь, казалось бы, на нумерации деревьев, создании и ведении паспортов, обследовании городской почвы можно освоить, показав работу, суммы, сравнимые с 15 млн рублей. Однако такие траты будут более прозрачными. Одно дело - финансировать гастарбайтеров с косилками и граблями, здесь можно уводить "в тень" практически всю сумму. И совсем другое - учет, обследование и контроль городской природы силами арбористов, фитопатологов и почвоведов, при которых видимый результат работ требует существенных вложений.
Наверное, поэтому все средства, какие поступают на уборку и содержание зеленых зон, химкинские "эффективные управленцы" на низкоквафилицированные и вредные работы: покос любой и всякой травянистой растительности, сгребание листвы повсеместно, избыточная и зачастую опасная опиловка деревьев "под столб". В то же время необходимые по закону работы в области зеленого хозяйства практически прекратились с конца 1990-х.
Но коррупционные схемы, связанные с примитивными работами в городском хозяйстве, не чисто не химкинское изобретение. Эта деятельность курируется областными структурами - и через местные и региональные СМИ
тиражируется распространение откровенно антинаучных мифов о якобы необходимости сбора листвы (так же, как и покоса травянистых растений, радикальной опиловки деревьев). Управленцы оглядываются на опыт Москвы, где сверхдорогое и антиэкологичное благоустройство стало притчей во языцех.
За то, чтобы чиновники создавали условия для удобного освоения средств на не нужных работах, граждане платят не только деньгами, но и здоровьем и даже безопасностью. Например, снижение бонитета почвы понижает жизнеспособность деревьев. Ослабленные городские деревья чаще поражаются гнилостными заболеваниями ствола и корней, что приводит к их падению от ветра или наледи. Кроме того, как показали исследования, проведенные группой ученых в Казани в 2017 г., вмешательство в городскую среду, в том числе выгребание листвы, приводит к изменению состава микроскопических грибков в почве: характерные виды исчезают, а их место занимают более живучие представители - агрессивные аллергены, возбудители микоза и микотоксикоза (Халдеева Е. В., Баязитова А.А., Лисовская С.А., Глушко Н.И., Паршаков В.Р. "
Микобиота почв городских территорий с различным уровнем антропогенной нагрузки").
При этом "эффективные управленцы", руководящие что Химками, что Москвой и Московской областью, предпочитают держать и общественность, и экспертов в области городской экологии как можно дальше от сферы благоустройства, а само благоустройство делать максимально закрытым и непрозрачным".