http://www.ecmo.ru/news/moskva-himki-i-drugie-solenye-goroda-rossii Зимой теперь не хочется лишний раз выходить из дома не из-за морозов - к ним мы привычны, а потому что выйдешь - и тут же потеряешь душевное, а частенько и физическое равновесие. Вместо хрустящего снега под ногами хлюпает рассол, липкая скользкая каша из грязи, снега и соли так и норовит уложить тело на асфальт. И не потому, что тело старое, видела я, как вполне «конкретно» заносит молодых… Неотвратимое, как наказание за грехи, нынешнее «благоустройство» города предполагает обязательное соление улиц, тротуаров и дворов. Городам России в ежедневном режиме наносят колоссальный экологический ущерб. Это преступление против государства дорожные и коммунальные службы совершают из самых лучших побуждений, они почему-то считают, что так безопаснее передвигаться по городу. Но, как говорится, благими намерениями устлан путь в ад.
Эта соль скоро отравит почву под кустом боярышника
Россия раскинулась в высоких географических широтах, где значительные снега зимой - обычное явление. И, хвала Господу, они периодически очищают воздух наших городов, но порой сильно затрудняют передвижение по дорогам. Как говорится: «Где шипы, там и розы». Многим градоначальникам это как ножом… Они готовы выстроить крышу над городом, как мечтал в своё время Юрий Лужков. Какое счастье, что пока ещё существуют экономические и технические ограничения! А то бы уже давно выстроил, сделав город почти закрытой нежизнеспособной системой. Города, особенно промышленные, остро нуждаются как в летних, так и в зимних осадках. Дорогая энергозатратная уборка снега с его улиц не досада, а лишь очень скромная плата за то благо, которое они несут. Вовсе необязательно делать эту уборку варварской, нанося вред всему живому.
До 1995 года в России царской и советской легко обходились без химических реагентов. На дорогах использовалась песко-соляная смесь, состоящая из 92% песка и 8% технической соли (NaCl), а также гранитная и мраморная крошка. Жилищно-коммунальные службы «применяли» дворника с лопатой и чистый песок, поэтому до 1995 года здоровью горожан ничто не угрожало, а вот после - не то врагами, не то недотёпами, не то просто неучами было принято решение в качестве противогололёдного реагента использовать техническую соль (NaCl) грубого помола с примесями. Подозреваю, что это вредное решение пролоббировано крупным бизнесом. Возможно, к нему причастны соледобывающие компании, а также предприятия по уничтожению химического оружия, чьи отходы как раз представляют собой соли. Их необходимо куда-то девать.
Интернет кишит навязчивыми предложениями быстродействующих противогололёдных средств, которые «делают уборку снежного (заметьте, даже не ледяного!!!) покрова экономичной, быстрой, технологически несложной и не наносят серьёзного ущерба экологии». То есть очень недорого и безвредно, приезжай, плати, забирай, просто сыпь и жди, когда растает этот зловредный снег. Сказка! Вот только конец у неё несчастливый. Человек совсем обленился и уверен, что за эту лень не надо платить. Как же надо оторваться от природы, чтобы так рассуждать! Цена вопроса - жизнь и здоровье горожан, а также увеличение расходов государства на медицинские услуги. Что дороже?
На сегодняшний день в России используют четыре группы химических реагентов:
• Хлориды Na,Ca, Mg и противоголёдные материалы (ПГМ) на их основе - Биомаг, ХКМ, ХКФ;
• Ацетаты аммония, K, Ca и ПГМ на их основе - Нордикс, Антиснег-1;
• Карбамиды (мочевина, карбамидно-аммиачная селитра) и ПГМ на их основе;
• Нитраты Ca, Mg и ПГМ на их основе.
Как видим, большого разнообразия нет - соли калия, кальция, натрия, магния, мочевина, соли и эфиры уксусной кислоты. Часто они модифицированы антикоррозионными добавками. В Москве проходят испытания отечественные реагенты «ЭСБГ» и «Биодор». «ЭСБГ» - всё та же композиция кальция и магния с добавлением неких биофильных элементов, а «Биодор» - реагент формиатной группы. Их позиционируют как не оказывающие вредного воздействия на зелёные насаждения, но в это верится с трудом.
В департаменте ЖКХ нас уверяют, что все «противогололёдные реагенты проходят обязательный контроль качества на соответствие технических, химических и экологических параметров», что «контроль осуществляется специализированными лабораториями, имеющими государственную аккредитацию», что «реагенты имеют 4-й класс опасности по ГОСТу и относятся к малоопасным веществам». Охотно верю, их качество может быть отменным, но вот в экологическую нейтральность - не верю. Каждое из этих веществ не ядовито, но вместе с ГСМ, выхлопными газами автомобилей, с промышленными выбросами и пр. - могут и часто представляют серьезную опасность. Кроме того, как хорошо известно, ядов не существует, всё дело в их количестве. Если ежегодно засыпать город банальной технической солью (той самой поваренной, которую мы каждый день кладём в свой суп), то это не может не сказаться на экологической обстановке. Эффекта засоления почв никто не отменял. Если напомнить, что соли используют уже 20 лет и в Москве, к закупленным на зиму этого (2014-2015) года 350 тыс. тонн предполагается добавить ещё 150 тыс., становится понятно, что городу просто объявлена химическая война.
По мнению властей, такое количество соли вписывается в норматив
«Требования к противогололёдным материалам ОДН 218.2.027-2003, утвержденные распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 NOC-548-р» регулируют качество, условия применения, безопасность, методы контроля и поставки ПГМ. Они рекомендуют работающим с противогололёдными материалами пользоваться спецодеждой, защитными очками, специальной обувью, рукавицами и противопылевыми респираторами, не принимать пищу и не курить во время работы. А пешеходам и домашним животным ПГМ, оказывается, не опасны. Они что, из другого теста? Смотрим документ дальше. Среди экологических норм для ПГМ находим требования:
- к удельной эффективной активности естественных радионуклидов;
- к коррозионной активности;
- к показателю агрессивности на цементобетон.
Так вот, оказывается, что скрывается под термином экологическая безопасность противогололёдных средств! Всё что угодно, только не безопасность для человека, животных, растений и почвы! Хозяйственникам жизнь представляется чем-то само собой разумеющимся. Она возобновляется как бы сама по себе, а потому не представляется ценностью… Вечна и бесконечна.
Идеальных, безвредных противогололедных реагентов не существует в природе. Это как в знаменитой сказке, «то, чаво не может быть». Все они чужеродны городской среде и требуют большой осторожности при применении. Как при приёме лекарства: «если вред не превышает пользу». Об этом дорожные и коммунальные службы даже не задумываются, у них есть инструкция, сочинённая тем, кого к городскому хозяйству и близко нельзя было подпускать. Любые зимние реагенты должны использоваться только при полном соблюдении гигиенических норм и технических условий с учетом климатических особенностей региона. Более того, их вообще не следует рассыпать во дворах, на территориях, прилегающих к жилым домам и на детских площадках. Однако применяют и там без зазрения совести.
Несмотря на существование норм внесения противогололёдных реагентов, которые зависят от состояния снежно-ледяных отложений и температуры воздуха, даже при плюсовой температуре их используют в концентрациях в сотни раз превосходящих расчетные для 30-градусного мороза. Валят по максимуму. Ни дворники, ни их начальники не умеют и не хотят уметь что-либо делать по уму. Противоестественные лужи в мороз - это очень плохо. Даже самые надежные ботинки не спасут от простуды, ибо до работы народ добирается уже с мокрыми ногами и не всегда есть возможность высушить обувь. Вот вам и убыток для государства. Больничных не напасёшься.
Это ещё не всё. Часто применяемый на дорогах хлористый кальций, обладает значительным коррозионным эффектом и наносит колоссальный ущерб, попадая на двигатели или выхлопные трубы автомобилей. Этот реагент обладает и другими негативными свойствами, так 28-процентный раствор хлористого кальция действует лишь в течение трех часов, к тому же, как выяснили в Московском автодорожном институте (МАДИ), после обработки дорожного полотна этим составом коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Реагент притягивает влагу. Если же на дороге есть пленка из машинного масла и бензина, он еще больше теряет эффективность. А она там есть всегда, как вы догадываетесь. Можно ли говорить о пользе такого реагента, если его применение чревато травмами? Вот вам и ещё больничные.
Другое дело - техническая соль. После её применения влага испаряется и дороги остаются сухими. К тому же она дешевле всех других средств. Поэтому именно её в основном и используют в немереных количествах. Норма потребления технической соли составляет всего 10 г/м2. Чтобы было понятнее, что реальная концентрация образующихся рассолов превосходит норму в сотни и тысячи раз, напомню, что столовая ложка поваренной соли (без горки) содержит 25 г, т.е. по нормативу должно быть использовано меньше половины столовой ложки на квадратный метр площади. Где вы видели эти нормативы на наших дорогах? Тротуары в Москве и Химках густо засыпаны крупной солью. Она порой хрустит под ногами вместо снега. Даже величина гранул существенно превышает нормативы! Это беда. Соль рассыпают сплошняком лопатой или горстями на совершенно сухую тротуарную плитку без всякой на то надобности (ни снега, ни льда там нет), утром её сметают под кусты, на газоны и посыпают тротуары вновь, не снижая дозы. Главная задача - израсходовать как можно больше соли. Это ли не преступление? Вот идет такой южный «сеятель» и раскидывает вредоносный реагент…. Может быть, это сознательное вредительство и иностранец выполняет чью-то злую волю? А почему тогда дремлют те, кто должен следить за нормативами и экологической безопасностью в городе? Намертво прилипшая к стеклу автомобиля адская смесь, с которой щетки-дворники даже при участии стеклоочистителя не справляются, не способствует безопасности на дорогах. Еще больничные и смерти.
Взмученная колесами автомобилей адская смесь дорожных реагентов, ГСМ, выхлопных газов, состав которых богат в числе прочего циклическими углеводородами и тяжелыми металлами, оседает на кронах деревьев и убивает придорожную растительность. Обратите внимание на печальные остовы бывших деревьев с характерными пучками побегов - «ведьмиными мётлами», стоящие вдоль больших трасс и Московской кольцевой автодороги. Просто триллер!
Эта же взвесь попадает и в лёгкие жителей городов со всеми вытекающими… ПГМ раздражают слизистые дыхательных путей, конъюнктиву глаз и кожу, вызывают неспецифические дерматиты и воспаления верхних дыхательных путей. Больничные и еще больничные…Реагенты, содержащие ацетаты можно использовать только на хорошо проветриваемых территориях и возвышенностях. Но московский дворник об этом ничего не ведает.
По данным НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина, количество обращений москвичей по поводу аллергических реакций с приходом зимы значительно увеличивается. Увеличивается и частота обращений хозяев домашних животных по поводу химических ожогов лап их питомцев. Кроме того, возможно взаимодействие реагентов со множеством веществ всегда присутствующих на дороге и транспортных средствах с образованием токсичных и онкогенных продуктов, и тут уж кому как повезет. И снова больничные и смерти.
На бедных засолёных городских почвах ничего не может расти, они испорчены безнадёжно. Летом с таких голых участков ветер поднимает мелкую пыль и несет её, забивая носы и глаза прохожих. Она не безвредна. Городская пыль содержит и тяжелые металлы, и болезнетворные бактерии, и химические продукты жизнедеятельности города. Поступление питательных веществ из почвы ко всем частям растений основано на осмотическом давлении. Если почва соленая, этот механизм нарушен. А тут еще дорожная пыль начисто забивает устьица листьев и отравленный транспортом воздух. Многие не знают, что растения не только фотосинтезируют, они дышат, как всё живое.
Подобно радиоактивно зараженной, засоленная почва подлежит только замене. А поскольку это очень большие расходы, проще закатать участок в асфальт. Что начальство и делает. Как вы думаете, почему зачастую так унылы, без единой зелёной былинки, улицы европейских городов? Их градоначальники, вероятно, уже ходили этим путём, а мы обезьянничаем! В Европе солевые реагенты теперь непопулярны, только хорошая снегоуборочная техника.
У нас, в Москве, уже появились страшные убогие улицы, подобные европейским. Многие москвичи ещё помнят зелёную Тверскую. Это самый центральный центр. Прогуляться под её роскошными липами и пройтись по магазинам вечером, было обычным для горожан и гостей делом. А теперь на эту Тверскую летом без противогаза не выйти, только перебежками от магазина до магазина, где работают кондиционеры. И ни единого деревца в округе! В кадках наволокут. А сколько это стоит? Кадка только на одно лето. Разве больше не на что тратить?
Только содержащие мочевину реагенты могли бы быть полезны для городской почвы, но избыток азота для растений так же вреден, как и его недостаток, поток ведь никак и никем не регулируется. Всё, что попадает на асфальт, впоследствии оказывается на газонах, под кустами и деревьями. К тому же мочевина в 7 раз дороже других ПГМ и малоэффективна в качестве реагента.
А сколько соли весной с ручьями стекает в водоёмы? Полезно ли это для водной живности? Полагаю, не очень. Такое безалаберное, нерадивое отношение к почве, воде, здоровью граждан и хрупкой городской природе недопустимо и преступно. Критическая ситуация сложилась во всех крупных городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, других городах-миллионниках. По закупкам ПГМ лидирует Москва. Только зимой 2011 - 2012 года на эти цели было потрачено 2,5 млрд рублей… А ведь два года назад соление было менее интенсивным, чем сегодня. Такие деньжищи во вред! А на благие дела их всегда не хватает.
Надо отдать должное Московской городской думе. Благодаря усилиям депутатов от Коммунистической партии и партии «Яблоко» она озаботилась экологическими проблемами. Обе политические партии инициировали рассмотрение законопроекта «О городских почвах», который призван пресечь варварское уничтожение почв мегаполиса. Это делает им честь. Правда, что-то долго рассматривают. А тем временем маньяки продолжают солить…
Что же касается депутатского корпуса и руководства г. о. Химки, то их отношение к экологическим проблемам более чем прохладно, звонки на горячую линию администрации остаются без ответа. Есть надежда, что Москва изменит своё отношение к способам уборки улиц от снега и, тогда, может быть, Химки и другие маленькие города одумаются. Они всегда идут в форватере и действуют с оглядкой на московское руководство.
На остановке при температуре -12 - лужи!
Но есть же и другой опыт, наше государство не единственное, которое зимой заметает снегами. Вот, например, в Японии противогололёдные средства не используют вовсе, и в Европе уже давно отказались от химии на городских улицах. Так, в Швеции используют мелкий песок, смешанный с горячей (95 оС) водой, в соотношении 7:3. Эту горячую смесь разбрызгивают, и она, замерзая, обеспечивает хорошее сцепление с дорогой. Такого покрытия хватает на 3-7 дней. В Берлине антигололёдные средства применяют только на особых участках: гранитная или мраморная крошка, которую перед употреблением смачивают водой, наносится на дорожное полотно. В дальнейшем её собирают и используют вновь. Странно, но у аккуратных немцев в отличие от россиян минеральная крошка ливневую канализацию не забивает, не бьёт в днища автомобилей и не калечит стекла. А всего-то надо обеспечить связь этой крошки с дорогой, а после - вовремя собрать её. Финны до сих пор пользуются экологически оправданной песко-соляной смесью, как во времена, когда они были частью Российской империи. В цивилизованных странах в основном делают ставку на работу снегоуборочной техники, ибо хорошо понимают, что если отравят свои города, деваться им будет некуда. Европейские города уже срастаются, тесно там. И только у России иные пространства и потому небрежное отношение к родной земле. Большая территория лишь иллюзия необъятности, в нашей стране пригодны для проживания только 17% площади, и нам тоже некуда деваться, в случае чего…
По моему глубокому убеждению, совсем не медики стоят на страже здоровья населения, а те, кто следит за чистотой помещений, улиц и дворов. Да, да - уборщики и дворники. Великий физиолог И. М. Сеченов говорил о том, что в понятие «организм человека» необходимо включать окружающую среду. От умного дворника и уборщика многое в нашей жизни зависит. И вот такую ответственную работу мы доверяем иностранным гражданам, которые находятся на нашей территории временно, им совершенно безразлично, что будет с нашими городами после их отъезда. Они "неместные", они просто зарабатывают деньги. Это их руками подлецы-солепродавцы солят российские города, да так, что уже не только у «пермяков уши соленые». Безразлично это и для их хозяев, делающих на заграничной рабсиле большие деньги.
Итак: главная задача любого химического противогололёдного средства - понизить температуру таяния льда и снега. С этим все ПГМ справляются хорошо, при этом их бездумное и явно избыточное применение преступно, ибо они:
- повышают скользкость дорожного покрытия до опасных значений;
- вредны для здоровья человека и животных;
- убивают почву и угнетают зеленые насаждения;
- оказывают вредное воздействие на дорожные покрытия и железобетон;
- разрушают металл, портят обувь и одежду.
А также пополняют банковские счета городских владык, сговорившихся с поставщиками. Отсюда растущие из года в год закупки и безжалостное отношение к городам и их населению. Непобедимое безумие властей всегда имеет экономическую основу. Докричаться до безумцев невозможно. Какие-то экологи им не указ. Природоохранные ведомства трусливо молчат, забывая о конституционных правах граждан на благоприятную экологическую среду. Скоро из-за этого будем жить в индустриальной пустыне и называться планетой Плюк?
Текст и фото Натальи Токаревой, жительницы мкр Новогорск г.о. Химки