http://www.ecmo.ru/news/cena-platnoy-dorogi-tolko-v-solnechnogorskom-rayone-ot-nee-pogibli-tysyachi-gektarov-lesa Строительство платной трассы Москва - Санкт-Петербург привело к огромным проблемам. Оно не только уничтожило сотни гектаров Химкинского леса, спровоцировав чуть ли не самый долгий и громкий экопротест в России, не только
отрезало жителей Левобережных Химок от остального мира, не только существенно
осложнило жизнь автомобилистам Старых Химок, которых с помощью искусственной пробки хотят "загнать" на платную дорогу... оказывается, еще огромное количество леса погибло в Солнечногорском районе. И не столько от вырубки, сколько от грубых нарушений и наплевательского отношения к природе строителей трассы. Об этом пишет
в своем блоге руководитель лесной программы "Гринпис" Алексей Ярошенко.
Строительство Химкинской трассы спровоцировало гибель тысяч гектаров леса в Солнечногорском районе
Строительство так называемой "Химкинской трассы" (скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км) вызвало серьезнейшие экологические проблемы не только в широко известном Химкинском лесу, но и в других пересекаемых трассой лесных массивах Подмосковья, главным образом в Солнечногорском районе. Просчеты, допущенные при проектировании и строительстве, привели к катастрофическим последствиям, спровоцировав усыхание сначала стен леса, примыкающих к строящейся автомагистрали, а затем и целых массивов старых ельников и смешанных лесов общей площадью до нескольких тысяч гектаров.
Всего этого можно было бы избежать, если бы на этапе проектирования и подготовки к строительству заинтересованные стороны сосредоточили свои усилия не на борьбе с протестами, неугодными местными жителями и природоохранными организациями, а на минимизации возможного ущерба лесу. О том, что можно было многократно уменьшить ущерб, нанесенный Химкинскому лесу, сделав при этом трассу чуть более короткой и дешевой, написано уже немало. Но и на более удаленных от Москвы участках ущерб можно было снизить в разы.
На территории Солнечногорского района просека под автомагистраль прорубалась в 2011 году, когда леса были заметно ослаблены катастрофической засухой предыдущего года и когда уже было известно о начавшейся вспышке численности короеда-типографа. Несмотря на это, строители трассы не приняли никаких мер по минимизации воздействия стройки на прилегающие лесные массивы. Более того: вырубленная древесина была сложена штабелями вблизи стен леса, и послужила дополнительным субстратом для массового размножения короеда-типографа. Необходимые меры санитарной безопасности строителями трассы не предпринимались, а лесное хозяйство, как мы все помним, в тот период времени переживало максимум упадка и не могло отреагировать на нарастающую угрозу.
В результате неблагоприятное воздействие строящейся трассы (образование нескольких десятков километров новых стен леса, в сочетании с изменением гидрологического режима вдоль выемок и насыпей, и подкормкой стволовых вредителей в течение всего летнего сезона 2011 года) наложилось на последствия засухи, общее ослабление лесов и нарастание численности типографа - и привело к массовому усыханию леса. Конечно, виновны в этом не одни дорожники - если бы не череда жарких и засушливых лет, не вспышка численности типографа по всей Средней полосе и не Лесной кодекс 2006 года с сопутствующими лесными реформами, последствия могли бы быть не такими катастрофическими. Но если бы не трасса и не беспечное отношение ее строителей к санитарной безопасности в лесах - последствия тоже были бы несравнимо меньшими.
Теперь единственный выход - проведение сплошных санитарных рубок на огромных площадях, примыкающих к новой автомагистрали, и искусственного лесовосстановления. Площади по подмосковным меркам колоссальные - они сравнимы с годовыми площадями сплошных санитарных рубок и лесовосстановления по всему региону. При этом древесина в усохших вокруг Химкинской трассы лесах уже в основном гнилая, и в ближайший год короедники начнут массово разваливаться (на третий-четвертый год после усыхания) - то есть расчищать их будет сложно и дорого. Соответственно, возникает вопрос: кто должен платить за ликвидацию нанесенного лесам ущерба - бюджет (то есть в конечном итоге мы все - налогоплательщики и граждане России) или строители и операторы платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, или и бюджет, и дорожники в какой-то пропорции? Ответа на этот вопрос пока нет.
Одним из декларируемых элементов природоохранной стратегии транснациональной корпорации VINCI, играющей ключевую роль в планировании и строительстве того участка платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, является сохранение природы - "Preserving natural resources by understanding and limiting environmental impacts, preventing pollution and preserving biodiversity and nature for future generations. Environmental criteria are addressed during pre-project risk analyses" (примерный перевод: "Сохранение природных ресурсов за счет понимания и минимизации воздействия на окружающую среду, предотвращения загрязнения, сохранения биоразнообразия и природы для будущих поколений. Природоохранные критерии оцениваются во время предпроектного анализа рисков").
Это заявление французских дорожников как-то не вяжется с тем, что сейчас можно увидеть вокруг строящейся платной автомагистрали...
Вот так сейчас выглядят окрестности "химкинской трассы" в Солнечногорском районе Московской области вблизи населенного пункта Черная грязь: