История Калининградской земли

Aug 23, 2014 15:15


Уже в 20-15 веках до н.э. территория Северной и Центральной Европы была ареалом расселения протославянских племён. Многочисленные находки, относимые к так называемой Лужицкой культуре, существовавшей в 13-11 вв. до н.э., центром которой была Лужица (Lausitz - в немецкой транслитерации), дают основания утверждать о её идентичности культуре исторически известной нам как славяне и культуре венетов. [11].

Впоследствии различные ветви славянских племен - бодричей (ободриты, рароги, вагры), лютичей (вильцы, велеты), лужицких сербов (лужичане, сербы), занимавшие южное побережье Балтийского моря и бассейн реки Лабы (Эльбы) и дробившихся на массу мелких колен, в науке получили условное название - полабские или поморские славяне. Франками и пришедшими на север Европы из туранских степей германскими племенами (англов, саксов, ютов, фризов), они обобщённо назывались вендами, а море, по берегам которого они жили - Вендским (в настоящее время Балтийское). Немцы и до сих пор традиционно называют вендами исконное, коренное славянское население Германии. А в землях востока Германии встречается большое число слов с корнем "венд": виндишланд (земля вендов, в наст. время - Нижняя Саксония), винденхайм (родина вендов), вендхаус (дом вендов), вендберг (гора вендов), вендграбен (могила вендов) и т. д.


Тюркское происхождение германских племён подтверждается многими источниками, например, в наиболее древних датских хрониках германцы назывались "туркир", то есть, "тюрки". В этом аспекте наиболее показательно название германской племенной группы "саксы". Если учесть, что наименование "сакс" (saks) можно понимать, как множественное число от слова "сак" (sak), то мы сталкиваемся с названием довольно известного азиатского племени "саки". [1]. В 4 в. до н.э. сакские племена занимали с родственными им племенами огромную территорию от Тянь-Шаня до Центральной Монголии. [12]. Другое германское племя "юты" аналогично прослеживает свою связь с племенем из этого же региона - "юэчжи". Эти положения также подкрепляются различными данными самих тюркских авторов. Так, М. Аджи пишет: «Самые далекие от Алтая земли при Аттиле называли «альман» - по-тюркски «дальний». Отсюда топоним Альмания - ныне Германия. Многие германские племена были синеглазыми, скуластыми, с явной кыпчакской внешностью, и говорили они по-тюркски, что доказывает их руническая письменность, древние обычаи и народная память. Они - выходцы с далекого Алтая!» ([2], с. 41).

Многие названия городов, местностей Германии (топонимы) и слова в немецком языке и сейчас имеют славянское происхождение. Например, название земли Померания (нем. Pommern) это "немецкообразное" славянское: Поморяния или Поморье; город Росток (нем. Rostock) - "росток" означает, место где вода растекается в разные стороны; Ратцебург (нем. Ratseburg) - Ратибор, от имени ободритского князя Ратибора; Цоссен (нем. Zossen) - Сосна; Лаузиц (нем. Lausitz) - Лужица, "болотистый край" [8], Лужица - в этой области Германии до сих пор проживает славянский народ лужичане; Хемниц (нем. Chemnitz) - Каменец, каменистый ручей; Ольденбург (нем. Oldenburg) - Старигард, "древний город", столица славянского племени Вагры, сейчас - один из крупных городов Нижней Саксонии; и многие, многие другие. В действительности, на большей части территории современной Германии существуют тысячи славянских названий городов, деревень, речек, озёр, лесов, холмов, лугов и пр., которые были даны этим объектам исконными обитателями, проживавшими на этих территориях. Например, недалеко от Дрездена есть холм, который так и называется по-немецки - "Холм". На острове Рюген (славянское название Руян) есть место, которое даже в современной немецкой транскрипции называется "Свянта Гора" (Swantegara). Ранее на этом острове находилась одна из столиц полабских славян - Аркона и святилище славянского бога Свентовита. [4] Подобную картину можно найти и в Австрии, большая часть которой также была заселена славянами. Чешский учёный-этнограф Алоис Войтех Шембера (чеш. Alois Vojtech Sembera) изучив древние карты указывал на более чем 1000 славянских названий в Австрии. Например, название федеральной земли Австрии - Грац (нем. Graz) - Градец (по-русски значит "городец", "городок"). [5] В соседней же Германии он документально доказал, что в Мекленбурге и Померании до 10 века, а в Силезии, Лужицах и Бранденбурге даже до 13 столетия все местные названия были славянские. В конце двадцатого века некоторые югославские этнографы, историки и филологи исследовали широкий пласт славянской топонимики Альп. В результате всестороннего изучения они пришли к заключению об исконном, автохтонном характере заселения земель Австрии (причём не только восточной, но и западной), северо-восточной Италии, Словении, южной Баварии и восточной Швейцарии славянскими, либо протославянскими народами. Такое обилие славянских названий говорит о том, что местное население становилось немецкоязычным постепенно, сохраняя при этом прежние родные названия. Если бы была полная смена населения, то и прежних названий не сохранилось - некому было бы помнить о них.


Но многие названия, чтобы стереть из памяти потомков их историческое происхождение, были изменены полностью. Так, река Неман (Нёман) в нижнем её течении раньше называлась Руса, а живших по реке славян называли поруссы (пруссы). Здесь же жили и другие славянские племена, такие как варяги-русь. М.В. Ломоносов писал:"Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе." И именно из этого славянского племени и из этих прусских земель, по одной из версий, которой придерживались австрийский историк Герберштейн и М.В. Ломоносов, был родом Рюрик со своими варягами. Древние викинги, совершавшие набеги на древнепрусские земли в 7-10 вв. н.э. (и даже имевшие там поселения), "Русью" называли именно страну пруссов. Но затем значение названия изменилось.

Уже к 5 веку до н.э. в этом регионе появляются пришедшие с востока народы индоевропейского происхождения, получивших название балты, которые расселились рядом, т.е. подле с Русью; и в устах пришедших сюда сначала балтов, а затем и германцев это название изменилось: Пруссия, Пройссен, Боруссия. Как указывал М.В. Ломоносов: "И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов". [6]. А с уходом варягов-русь и ассилимяцией оставшихся славян с балтами племя стало называться пруссами, ставшее платить дань новгородскому князю. Даже немецкие источники признают, что в 6 веке славянские племена заселяли территорию современной восточной и отчасти северной Германии. [9].

Начиная с 8 века н.э. жизнь полабских и поморских славян начала протекать в упорной борьбе с постоянными попытками вторжения и их подчинения со стороны Запада. Начало этим бесконечным попыткам завоевания положил ещё Карл Великий, который пытался объединить под своей властью все соседние племена, как немецкие, так и славянские. Но постепенно, по мере покорения и христианизации немецких племён Германии, земли полабских славян, в этом регионе, становятся единственной мишенью организованного наступления, инициируемого и поощряемого Римской католической церковью.


Католическая Европа не раз предпринимала попытки христианизации пруссов, особенно после принятия Польшей христианства в 966 году. 10-13 века характеризуются частыми и кровопролитными войнами между полабскими славянами и наступающими немцами и датчанами. Эти войны сопровождаются попытками насильственной христианизации славян. В ходе этих войн те или иные земли славян на некоторое время подпадают под власть немцев, затем славяне освобождаются от них и существуют независимо какое-то время, но потом всё повторялось снова. Внутренние отношения полабских славян характеризовались частыми взаимными распрями, в какой-то степени разжигаемыми и инициируемыми немцами, отсутствием постоянной, долговременной координации и организации.

Но настоящая немецкая экспансия началась после того, как папа Римский в 1218 г. издал буллу (важный указ), приравнивающую крестовый поход в Пруссию к крестовым походам в Палестину. После этого Тевтонский орден (от лат. teutonicus - немецкий), который был подвластен Папе Римскому и в задачи которого входила борьба с врагами католической церкви, под предлогом христианизации пруссов начал методически завоёвывать их земли. Очень важным аспектом было ещё и то, что этот край славился своим янтарём, ведь именно здесь издревле добывалось около 90% мировых запасов янтаря.

Первые отряды рыцарей этого ордена появились в Пруссии уже в 1230 г. Покорённые пруссы насильственно обращались в христианство, несогласные просто истреблялись; любые проявления язычества подвергались жесточайшим преследованиям. Начался процесс заселения прусских земель немецкими колонистами, которые селились около основанных рыцарями замков. Эти замки и возникшие под их защитой города послужили главными опорными пунктами германизации коренного населения. Племенная знать на язык завоевателей перешла примерно к исходу 14 века, но сельское население ещё долго оставалось этнически прусским (за исключением северных и южных областей будущей Восточной Пруссии). Процесс онемечивания длился несколько столетий и имел как насильственные формы, так и "естественные" формы (например, через официальный немецкий язык, который каждый вынужден был учить и обучать ему своих детей). Полабские и поморские славяне к настоящему времени почти полностью ассимилированы немецким и польским народами. Из многочисленных племён, населявших в 6 - 11 веках нашей эры обширные территории Полабья, сейчас ассоциируют себя со славянами только лужичане в Германии и кашубы в Польше. Из смешения прусского, литовского и частично польского населения Восточной Пруссии с немецкоязычными колонистами к началу 20 века сложилась особая субэтническая группа - немцы-пруссаки, а временем окончательного исчезновения прусской народности условно можно считать 1709-1711 гг., когда от голода и эпидемии чумы погибло около половины населения древнепрусских земель, включая и последних носителей прусского языка. В 18 веке полностью исчез также и полабский язык. Тольколужичане до сих пор остаются единственным негерманизированным славянским народом Германии.
История предшественника Калининграда - Кёнигсберга

Но вернёмся в 13 век. В январе 1255 года немецкие рыцари Тевтонского ордена в очередной раз вторглись в Пруссию, захватив и разорив до тла прусский городище Туангсте (Твангсте), на месте которого рыцарями был основан замок, названный Кёнигсберг, что значит "Королевская гора" (в честь своего союзника в борьбе против славян, чешского короля Оттокара Пржемысла 2-го). Первоначально замок был деревянным, но в 1257 году началось строительство каменного, а точнее - кирпичного замка. В 1260 году во время Великого Прусского восстания войска нескольких прусских племён оцепили замок, но попытка взять замок не удалась. Аналогичные попытки разрушить немецкий замок и вернуть родные земли безуспешно повторились в 1263 и 1273 годах.


В последующие годы в завоёванные земли стали прибывать немецкие колонисты, они постепенно смешивались с местным (прусским) населением, которое впоследствии стало забывать свой язык и культуру и затем полностью ассимилировалось. У стен замка Кёнигсберг и под его защитой стали возникать поселения. В 1270 году рядом с замком Кёнигсберг началось строительство города Альштадт (т.е. Старый Город), где в 1300 году был построен деревянный католический собор. В 1300 году неподалёку был основан второй город - Лёбенихт (Липник), маленький городок ремесленников, укрепления которого по сравнению с Альштадтом были скромными. А в 1327 году, в западной части острова недалеко от замка возник ещё один город, купеческий, названный по старопрусскому наименованию острова (Книпав) в своей онемеченной форме - Кнайпхоф. Долгое время все три города развивались самостоятельно: у каждого из них были свои органы управления, религиозные учреждения, собственный суд, торговля и т.д., но, по прошествии времени, отношения между городами настолько укрепились, что в 1724 году три города: Альштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф, многочисленные посёлки, посады и предместья, а также замок, который до этого не входил в состав ни одного из городов, а имел особый статус правительственной резиденции, были официально объединены в единый город Кёнигсберг. Но ещё до своего объединения этот анклав городов на столько приобрёл важное стратегическое и экономическое значение, что после войны 1454-1466 гг. Тевтонский Орден переместил свою столицу из Мариенбурга (ныне Мальборк в Польше) в Кёнигсберг, который стал церковным государством и резиденцией Великого магистра Тевтонского Ордена. Так продолжалось почти сто лет, до тех пор, пока Великий магистр Альбрехт Гогенцоллерн курфюрст Бранденбургский (нем. Kurfursten, буквально - князья-избиратели, т.е. князья, за которыми с 13 в. было закреплено право избрания короля, императора [7]) не принял решение об отделении ордена от светского государства ставшее герцогством. В 1525 году Кёнигсберг был объявлен столицей нового государства - Прусского Герцогства, вассально зависимого от Польши, но с очень высокой степенью автономии. Полностью самостоятельной Пруссия стала лишь в 1657 году, когда курфюрст Фридрих Вильгельм объявил о выходе Пруссии из состава Польши и о создании независимого, разделённого на две части, Прусско-Бранденбургского княжества со столицей в Берлине. В 1701 году Пруссия приобрела статус королевства, и помог ей в этом никто иной, как русский царь Пётр I, который во время одного из своих путешествий по Европе инкогнито посетил Кёнигсберг. Где заключил важный договор о взаимном сотрудничестве с курфюрстом Фридрихом Бранденбургским, преподнеся ему в подарок бриллиантовый скипетр. Следствием политического союза явилось поднятие международного престижа Фридриха I и при помощи Петра I признание королевства Пруссии со стороны Польши и других недоброжелателей. Экономическая часть договора дала толчок развитию обоюдных отношений в торговой, научной и др. сферах. Только что открытые санкт-петербургские университет и Академию наук возглавили профессора из кёнигсбергского университета Альбертины, также в российской армии и государственном аппарате многие пруссаки получили хорошие должности.
В начале 18 века Кенигсберг стал столицей Восточной Пруссии - провинции великой Германии, объединённой королем Фридрихом I. Но отношения между Россией и Германией не без помощи западных политических интриг стали портиться. В середине того же века, в предзнаменование своей дальнейшей геополитической судьбы, вследствие военных конфликтов Кёнигсберг на четыре года стал российским городом. После захвата русскими войсками Восточной Пруссии в ходе Семилетней войны (1756-1763) императрица Елизавета Петровна (дочь Петра I) утверждала, что "вернула России исконно славянские земли, отвоёванные, наконец, у тевтонов". На короткое время был даже взят Берлин.
Восточная Пруссия стала анклавом России на правах губернии, а все её жители, включая современника этих событий, отца немецкой классической философии Эммануила Канта (1724-1804), присягнули на верность российской короне. Прусскому королю Фридриху II удалось вернуть эту территорию лишь после смерти Елизаветы, когда российский трон занял император Пётр III. Возвращение Кёнигсберга Пруссии принято расценивать как факт предательства Петром III интересов России и связано это, в первую очередь, с тем, что юный голштинский герцог Карл Петер Ульрих, вошедший в историю как император Петр III, был поклонником военного таланта Фридриха II Великого. Поэтому Кёнигсберг и отдали.
В начале следующего столетия город оказался в руках французов. И покоритель Европы - Наполеон торжественно вошёл в городские ворота. Однако в 1813 году русские войска вежливо попросили непобедимую армию оставить город и французам пришлось покинуть Кёнигсберг. Во второй половине 19 века в городе было проведено газовое освещение и проложена трамвайная линия. Город был укреплен 12 фортами, так что считался самым обороноспособным городом Германии, оставаясь городом-крепостью вплоть до конца Второй мировой войны. В это же время была построена железная дорога, соединявшая Кёнигсберг со столицей Германской империи - Берлином.

Взятый ещё в 13 веке немецким орденом курс на порабощение, онемечивание и уничтожение проживавшего здесь издревле, коренного славянского населения, был уже в 20 веке логически подхвачен нацистами Германии. Чем это всё закончилось, мы уже знаем. Во время Второй мировой войны городские укрепления ранее неприступной крепости были разрушены, как сначала британскими бомбардировщиками в ходе операции "возмездие", так и наступавшими затем советскими войсками. В апреле 1945 года город был окончательно освобождён советскими войсками. А с августа того же года решением Потсдамской конференции Кёнигсберг с прилегающей к нему областью, северной частью провинции Восточная Пруссия, стал частью Советского Союза. Так историческая справедливость спустя много веков, хоть и не в полном объёме, но всё же восторжествовала. С этого момента заканчивается история Кёнигсберга и начинается уже история Калининграда.
Начало истории Калининграда

В 1946 году, по советской топонимической традиции, стихийно и без всяких оснований увековечивающей в названиях городов и весей память деятелей революции, 4 июля Кёнигсберг был переименован в Калининград, в честь "всесоюзного старосты" М.И. Калинина, это был подарок Сталина Михаилу Калинину ко дню его рождения, хотя сам Калинин никакого прямого отношения к этому городу не имел. Однако местные жители, памятуя о первоначальном имени города, называют и по сей день свой родной город просто Кёнигом.


После войны разрушенный город был восстановлен. До наших дней сохранились только элементы былых фортификационных сооружений Кёнигсберга. В настоящее время Калининград - современный портовый город, административный центр Калининградской области России. Согласитесь, что с такой богатейшей историей Калининград интересен для туристов. И хотя многое было сделано, чтобы стереть само упоминание славян в этих местах, стереть их из истории этого края, но всё же многое осталось. История Калининграда, как части земли русской, не умерла вместе с варягами и онемеченным населением, а продолжает жить и развиваться дальше, т.к. пишется уже сейчас живущими в этом интересном крае людьми. И уже от них теперь зависит, что и какую память мы передадим своим детям. Ведь через внимание и память к прошлому узнаётся истинная ценность настоящего и выстраивается будущее.

Поэтому одно из приоритетных направлений развития Калининградской области - туризм. Калининград, города-курорты Светлогорск, Зеленоградск и национальный парк "Куршская коса" всегда рады гостям. Для осмотра местных достопримечательностей Калининградского края, края в котором смешалась история древних славян, варягов и рюриков и современная, европейская история Калининграда, туристическая компания "Леон Тревел" организует экскурсионные туры в Калининград из Москвы. В Калининграде есть что посмотреть и ощутить не только дух истории. Как уже было сказано ранее, Калининградская область издревле была знаменита своим янтарём и сейчас славится тем, что именно здесь добывается 90% мировых запасов янтаря. Поэтому этот регион часто называют Янтарным краем. В Калининграде, как сердце Янтарного края, находится музей янтаря, который расположен в оборонительной башне "Дер Дона". Экспозиция музея размещается в 28 залах общей площадью более тысячи квадратных метров. Здесь собраны уникальные куски балтийского самоцвета (самородок весом 4 кг 280 г - самый крупный в коллекции Музея янтаря), а также более двух тысяч художественных изделий из него, в том числе и фрагменты восстановленной Янтарной комнаты.

Источники:
[1] Чудинов В.А. Тюрко-русская основа германских языков.
[2] Аджи Мурад. Европа, тюрки, Великая степь. М: 2004, АСТ.
[3] Свободная энциклопедия ВикипедиЯ: Полабы
[4] Свободная энциклопедия «Традиция»: Славянская топонимика Германии; «Академика»: Славянская топонимика Германии
[5] Свободная энциклопедия «Традиция»: Славянская топонимика Австрии
[6] М.В. Ломоносов. "Возражения на диссертацию Миллера".
[7] Большая Советская Энциклопедия.
[8] Макс Фасмер. Этимологический словарь.
[9] S. Brather, Archaologie der westlichen Slawen : Siedlung, Wirtschaft und Gesellschaft im fruh- und hochmittelalterlichen Ostmitteleuropa. De Gruyter, 2001, стр. 89-98.
[10] А. Павинский. Полабские славяне в борьбе с немцами VII-XII ст. 1871 г.
[11] Йожко Шавли. "Венеты: наши давние предки".
[12] История Древнего мира. Упадок древних обществ. Изд.3, под ред. И.М. Дьяконова и др. М: 1989, с 244.

Copyright © Леон Тревел 24.03.2009г.
http://www.leontravel.ru/kaliningrad/istoriya_kaliningrada.htm

история, Калининград

Previous post Next post
Up