Взаправдашние византийские забавы 007-ых времен "холодной войны". Легендарное.

Jul 01, 2010 19:22

Летом 1945-ого года группа советских школьников при содействии нашего МИД запросила аудиенцию у посла США в Москве Аверелла Гарримана, личного друга Франклина Рузвельта, и 4-ого августа посол принял ребятишек в "Спасо-Хаус", своей знаменитой личной резиденции в арбатском переулке. В ходе беседы восторженные мальчишки и девчонки преподнесли послу  в качестве "дружественного жеста" выполненный вручную из дорогих пород дерева барельеф Государственного герба Соединенных Штатов (Большой государственной печати - The Great Seal), а растроганный посол торжественно водрузил произведение (инженерного) искусства в собственном кабинете, где барельеф пребывал в течение семи (!) лет. В 52-ом году Гарриман вернулся домой для участия в президентской гонке против Эйзенхауэра. В Москву прибыл новый посол, тоже весьма авторитетный человек, Джордж Кеннан. Но ни он, ни его сотрудники опять ничего подозрительного в резиденции не заметили.

Случайно заметил только рядовой сотрудник британской контрразведки МИ-5 Питер Райт, прослушивавший эфиры и обративший внимание на некие странные шумы.

А организаторам празднества с нашей стороны не откажешь в остроумии. Американские специалисты впоследствии признавались, что передатчик в барельефе мог спокойно работать еще в течение 50-и лет и более...


      

Микрофон, спрятанный внутри барельефа, был пассивным, и активировался только при спланированной необходимости. Для этого, по наводке из Центра, из грузовика, припаркованного на улице рядом с резиденцией, в кабинет посла направлялись радиоволны, а затем фиксировались изменения диафрагмы микрофона, находящегося внутри объемного резонатора. Когда советские разведчики отключали радиоволны, жучок практически невозможно было обнаружить.

В мае 60-ого года Советский Союз потребовал созыва экстренного заседания Совета Безопасности ООН и предъявил неопровержимые доказательства полета шпионского самолета U-2 над территорией СССР. Тогда американский представитель в ООН Джеймс Кэббот Лодж заявил, что взаимные "шутки" разведок - повседневная практика, и предъявил Совету нашумевшую после этого ту самую "Большую государственную печать США".





По материалам музея Совета по национальной безопасности США, журнала "Лайф"
и при технической поддержке моего друга  amelito

холодная война, США, разведка, СССР, история, ООН

Previous post Next post
Up