Г.М.: Вы предложили, неожиданно обратившись к губернатору, потратить бюджет еще по одной статье - выделить дополнительные деньги талантливым студентам.
И. Ермоленко: Речь идет о сохранении одаренных учащихся школ Самарской области.
Л.Ш.: На нашей территории?
И. Ермоленко: Да, на нашей территории. Задача, которую озвучивал губернатор в своем послании, о том, сто необходимо работать и привлекать одаренных детей, в том числе в наши вузы, и вот мы предлагаем ряд мер, которые позволили бы закрепить таким детям именно в Самарской области, такой опыт внедрялся в Кировской области, я считаю, надо развивать, а не просто перенимать.
Л.Ш.: Такой вопрос обсуждался и в комментариях на ваше обращение, Николай Иванович говорил, что в Мордовии занижался балл ЕГЭ, или как?
И. Ермоленко: Да, снижали балл ЕГЭ, прозвучала такая фраза.
Л.Ш.: Что она значит, интересно?
И. Ермоленко: В Мордовии у нас активная борьба по снижению баллов ЕГЭ. Тут можно с двух сторон смотреть, с одной стороны можно было попытаться, и на мой взгляд, нет ни одного законного способа снизить балл ЕГЭ при проведении Государственных экзаменов, но можно негативным образом повлиять на то, чтобы эти баллы оказались ниже. И второй способ, если речь идет, но здесь об этом не сказано, конечно, у Меркушкина, если речь идет о проходном балле, т.н. в вузы. Их снижать административным способом тоже, на мой взгляд, нет возможности за исключением ровно одного - пока не очень осуществимого способа - это увеличение бюджетных или каких бы то ни было мест, то есть увеличение конкурса в вузы, что тоже крайне сомнительный вариант в свете последних реформ в образовании, того, что происходит сейчас в образовании.
Г.М.: Позвольте, я забегу немного вперед. Допустим, вы смогли реализовать эту идею. Студентам доплачивают, они выучились, а перспективы здесь какие? Потом их взоры все равно будут устремлены в обе столицы.
И. Ермоленко: Безусловно, их взоры устремлены в наиболее конкурентоспособные вузы. Конкурентоспособность вузов определяется, в том числе и тем, какой контингент обучается в этих вузах. В том случае если у нас получается вот таким материальным стимулом сохранить этих одаренных детей в Самарской области, соответственно, будет в дальнейшем повышаться и рейтинг вуза. Это, конечно, не прямая зависимость, но, так или иначе, это будет сказываться. Безусловно, тот же Аэрокосмический университет, как наиболее передовой из технических вузов в Самарской области, заинтересован в том, чтобы победитель какой-нибудь олимпиады по физике пошел к ним, а не в МФТИ, МГТУ и т.д., любой другой московский вуз. Соответственно, приход такого студента в Аэрокосмический университет или в любой другой технический вуз Самарской области повышает уровень этого вуза. Здесь взаимная зависимость, взаимный интерес. Единственное что, конечно, сейчас вузы самарские не столь конкурентоспособны по сравнению с ведущими московскими техническими в первую очередь вузами. Победить или хоть как-то соревноваться в этой конкуренции за одаренных студентов могут эти меры содействия, которые могли бы быть введены в Самарской области.
Л.Ш.: Вы думаете, если вы будете доплачивать талантливым детям во время учебы в вузе, то это сохранит ядро, генофонд на нашей территории, и они дальше пойдут в нашу экономику?
И. Ермоленко: Да, на мой взгляд, это в какой-то степени позволит более серьезным образом задуматься для студентов. Потому что билет в Москву - это определенные финансовые затраты. Мало того, что люди не несут эти затраты, но еще получают дополнительно финансовый стимул, для того чтобы обучаться здесь, в Самарской области. На мой взгляд, это повод задуматься для многих категорий выпускников школ, которые обозначены в нашем обращении.
Г.М.: Вы понимаете, что после того, как вы их оставите здесь, значит, нужно отвечать за то, чтобы здесь было, где работать.
И. Ермоленко: Безусловно, это только одна часть проблемы. Конечно, необходимо заботиться о том, чтобы развивались сами вузы, качество преподавания в них менялось. Безусловно, необходимо создание рабочих мест, но это вопрос дальнейшего развития системы образования в целом, и в отрыве от проблем с трудоустройством, в отрыве от проблем развития самих вузов, отдельно эти меры мало, что дадут. Конечно, в дальнейшем необходимо продумать систему мер по развитию, в том числе, и вузов системы. Об этом, кстати, говорится в послании губернатора, когда он речь вел о создании в новом нашем самарском микрорайоне в районе стадиона будущей вузовской базы для такого рода студентов. Когда он говорил о развитии различных технопарков, это те места, где в будущем трудоустраиваться должна та самая одаренная молодежь. Это проблема комплексная, и ее необходимо решать одновременно по разным направлениям. Мы в направлении трудоустройства, в направлении закрепления одаренной молодежи Самарской области свою систему предложили.
Г.М.: А сколько примерно таких молодых людей может попасть под вашу программу, если она будет?
И. Ермоленко: Это не очень большое количество. Не более 100 «стобалльников», не более, думаю, что даже менее, меньше количество победителей предметных олимпиад областных и призеров всероссийских олимпиад. Не более 20-25 победителей научно-практических конференций областных. Единственная цифра, о которой пока трудно сказать, это количество учащихся, которые достигают сумму в 250 баллов трем экзаменам ЕГЭ, у меня нет такой статистики. Все остальные критерии где-то в рамках 100 человек.
Л.Ш.: В принципе, это не такая большая потеря.
И. Ермоленко: Это не большая потеря. Более того, можно не сомневаться, что предложенные меры не станут 100%-ой гарантией того, что эти люди останутся в Самарской области, все равно часть поедет в Москву, будет поступать в другие вузы, но, тем не менее, хотя бы если часть этих задумаются остаться, думаю, что Самарская область в целом от этого выиграет.
Г.М.: А в деньгах это примерно 5-6 тыс. рублей.
И. Ермоленко: Если речь вести об этом, конечно, сумму можно варьировать, можно смотреть в зависимости оттого, насколько способен бюджет потянуть эти затраты. Я думаю, что затраты небольшие, даже если говорить о величине прожиточного минимума. В дальнейшем, допустим, в Кировской области, эта сумма на следующих курсах чуть снижается, в том случае, если ребенок положительную успеваемость показывает. Но, тем не менее, там тоже сохраняют эту сумму на остальных курсах, не только на первом курсе доплату устанавливают