You can watch this video on www.livejournal.com
Тема. Выборы Президента России 4 марта
Гость - Людмила Кузьмина, самарский координатор ассоциации "Голос"; Виктор Долонько, культуролог, журналист; Сергей Лейбград, публицист, журналист; Вадим Михеев, председатель Избирательной комиссии Самарской области; Ирина Коган, самарский государственный университет Наяновой
Ведущие: Людмила Шидловская и Гор Мелконян
На прямой телефонной связи: Людмила Кузьмина, координатор общественной организации «Голос».
Что делать 4 марта?
Л. Кузьмина: Идти и голосовать. Я уже даже не говорю, идти на выборы. Идти и голосовать. Для одних это лучшая будет форма протеста, для других - важный поступок, и ни секунды не сомневаться, что именно мы граждане и есть источник власти. Ни секунды не сомневаться, что единственный хозяин в стране - это мы. Поэтому хозяйским взором окинуть участок, помнить, что никаким образом законом не ограничено пребывание избирателя на участке, общаться с наблюдателями, задавать вопросы, самому стоять какое-то время наблюдать. Смотреть вокруг участка, звонить на «горячие линии» Облизбиркома, ЦИКа, линии «Голоса»: 8-800-33333-50, звонки бесплатные. Ощущать себя источником власти, хозяином своей страны.
Много ли наблюдателей пришло к вам в актив?
Л. Кузьмина: Мы направили 150 человек, но я считаю, не мы главные, но партии все направляют. Думаю, на участках будет достаточное количество наблюдателей по 1-2 человека, я сейчас точно вижу, на каждом участке будет, но мы и сейчас всех опоздавших, кто в последнюю секунду задумает, звоните в «Голос», мы готовы вас обучить и готовы направить на участки, и лишь бы мы все действительно ощущали себя гражданами и понимали, что именно от нас все зависит. Ни от одного Иванова, Петрова, Сидорова, а от нас с вами.
У вас ощущение перед праздником или перед борьбой?
Л. Кузьмина: Нет, у меня ощущение перед работой. Потому что мы будем явно работать до понедельника утра или полдня, потому что мы организуем наблюдение, отвечаем за наших наблюдателей, чтобы они были в безопасности. Мы очень хотим, чтобы все было корректно на участках, не было похоже на то, что было 4 декабря, и члены комиссии бы понимали, что их нарушения будут видны сразу, потому что мы все будем размещать в Интернете практически в режиме он-лайн. Я бы хотела, чтобы мы все относились уважительно друг к другу. Как граждане избиратели, так и члены участковых комиссий, которые через 10 дне не будут членами участковых комиссий, и лучше ощущать себя гражданином.
На прямой телефонной связи: Виктор Долонько, культуролог.
Как вы проведете утро 4 марта?
В. Долонько: Утро 4 марта я проведу в работе над собой!
А что касается выборов Президента, что вы посоветуете?
В. Долонько: Я не могу ничего советовать, каждый должен поступать так, как позволяет ему совесть, как ему позволяет его гражданский долг. Мой гражданский долг находится на стадии того, что я буду выбирать объяснения, почему я не пойду на выборы. Потому что на выборы же можно просто так не пойти, а можно не пойти с каким-то смыслом. Например, можно опоздать на выборы. Можно придти на выборы рано и увидеть закрытый избирательный участок, обидеться и не прийти туда больше. Можно не прийти, обидевшись на кого-нибудь. Это шутки все. Я не пойду на выборы, я не понимаю, за кого голосовать. Голосовать за Владимира Владимировича у меня нет никаких оснований. Голосовать за его т.н. соперников я не считаю возможным. Поэтому я просто не пойду.
Но тогда работа над собой и выяснения, почему я не пошел, останутся только с тобой!
В. Долонько: Да, ну в конечном итоге, что такое выборы? Выборы - это мой выбор. Я не очень хочу сейчас, второго числа, говорить какие-то слова, которые могут подвергнуть сомнению убеждения тех людей, которые считают, что надо пойти и чего-нибудь испортить, пойти, обидевшись на всех и проголосовать за первого попавшегося, только не за Путина. Я не хочу это выносить. Я в понедельник, 5 числа, объясню более подробно свою позицию. А сейчас каждый должен поступать так, как он считает нужным. Да, конечно, опасность диктатуры и т.д., она очень велика. Но опасность из чувства обиды сделать какую-нибудь безответственную глупость? Я плохо представляю себя, голосующего за Жириновского, я плохо представляю себя, голосующего за коммунистов, я плохо представляю себя, поверившего, что Прохоров - это не клон Путина. Я плохо представляю себя, поверившего, что Миронов - это глубоко раскаявшийся и чрезвычайно порядочный человек. Я не могу совершать эти поступки.
На прямой телефонной связи: Сергей Лейбград, поэт.
Счет пока 1:1 в пользу тех, кто пойдет и не пойдет на выборы. Ваш выбор?
С. Лейбград: Я бы все-таки отказался от футбольного языка. Счет не 1:1, счет 0:0! Большие два нуля, между ними какие-то две дырочки, я не знаю, чьи это глаза - глаза будущего, глаза дьявола их фильма «Фауст», или что-то другое. Здесь не может быть никакого счета. Я думаю, что мы находимся в экзистенциальной ситуации, с небольшой долей иронии и юмора, чтобы спастись от какого-то отчаяния, от большого пафоса. Тем не менее, ситуация экзистенциальная. Поэтому эти выборы - это такое пространство, в котором мы есть или нет. Эти выборы - это название нашей страны, нашего города, в котором мы существуем и не существуем. Поэтому для меня здесь вопросы такой немного перефразированный гамлетовский - есть или нет? Быть или не быть, но безо всякого пафоса. В том смысле, что вы мне звоните, я снимаю трубку и говорю, я что, делаю какой-то выбор? Я просто обозначаю, что есть такой человек. У него есть своя история, свои представления о мире, свои какие-то желания, свои взгляды, поэтому я пойду на выборы и проголосую, могу сказать, как проголосую, если это для кого-то важно. Но я пойду, чтобы просто обозначить, потому что я пока есть. Я пока, скорее, жив, чем мертв. Почему мы выходим на какие-то абсолютно безнадежные вещи? Мне в этом смысле очень нравится высказывание Горбаневской: сколько было шума, пафоса, одна из восьми людей, которые вышли на Красную площадь. Здесь нет никакого масштаба и сравнивать нельзя. Но вот объяснение, вы знали, вы рисковали, ничего поправить нельзя, изменить нельзя, нет, эти люди просто вышли, сказав, что не весь советский народ поддерживает армию в Прагу. Не весь, есть и другие. В этом смысле я считаю, что для многих такой факт просто того, что ты есть, и ты делаешь свой выбор, независимо ни от чего. Не зависимо оттого, что он безнадежен, оттого, что он бессмысленен, оттого, что такой подставной характер. Этот характер подставной реальности сплошной, он везде, иногда надо не брать телефонную трубку и не выходить. Поэтому я пойду на эти выборы и сделаю свой выбор, потому что я есть и я совершу свой поступок.
В конце концов, девиз экзистенциалистов - борьба без надежды на успех.
С. Лейбград: Нет, есть другой, он античный, его любил Пушкин, потом Лев Толстой - делай, что должен и будь, что будет. Ты должен меняться естественно, ты должен быть самим собой, верен быть самому себе в любой ситуации. Я не хочу говорить о состоянии отчаяния. Гор говорит о маленькой иллюзии, или о большой иллюзии. Нет, пока мы есть, мы должны быть. Те, кто есть, должны придти и проголосовать так, как им хочется, как они видят, даже не играя, даже не устраивая какие-то подсчеты, поступки особые, а просто. Это - некий допрос времени. Чего стесняться своего ответа? Если все пять кандидатов тебе не нравятся, приди и пусть они тебе не нравятся. В данном случае, это условное голосование «против всех», оно не против всех, но, тем не менее, оно играет. Этот голос никому не уходит. И от этого голоса у всех, кому ты не доверяешь, будет меньше голосов.
На прямой телефонной связи: Вадим Михеев, председатель областной избирательной комиссии.
Что делать 4 марта?
В. Михеев: Придти на избирательные участки, проголосовать за того кандидата, которого вы поддерживаете.
У нас избирательные участки открыты со скольки до скольки?
В. Михеев: Избирательные участки открыты с 8.00 до 20.00, работают без обедов, выходных, каких-либо перерывов.
В Интернете появилась информация, что испорченные бюллетени будут гаситься и выдаваться новые. Вам что-то подобное приходило по этому поводу?
В. Михеев: Нет!
В Интернете есть некая инструкция, согласно которой, если вы проголосовали за всех сразу, то вам выдадут другой бюллетень.
В. Михеев: Если испорчен бюллетень, то тогда можно, но отдельное заявление и гражданин может получить новый избирательный бюллетень. Это его право. Могут быть различные технические накладки, в этом случае в соответствии с законом он имеет право получить бюллетень. Но тот будет погашен.
Сколько у нас всего избирателей и сколько избирательных участков в Самарской области?
В. Михеев: На сегодняшний день количество избирателей у нас более 2 млн., точнее 2 млн. 516 тыс. человек.
Какую явку ожидает облизбирком?
В. Михеев: Я всегда на такие вопросы отвечаю, что я не могу предрешать ни ход голосования, ни явку, посмотрим 4 марта.
Если люди заметят какие-то нарушения, куда им обращаться?
В. Михеев: Это и органы полиции, и прокуратура, в том числе, обращаться в участковую избирательную комиссию, прежде всего, где они увидели. Если нет реакции - в ТИК. В избирательную комиссию Самарской области, и, наконец, в суд.
Я сегодня в «Самарской газете» прочел, что один из председателей ТИКа, комментируя статью в газете «Ведомости» «Полиция с народом», что, дескать, полиция теперь должна по просьбе наблюдателей, если их вдруг будут выбрасывать из избирательных участков, чтобы составляли штрафы в отношении председателей участковых комиссий. Этот председатель ТИКа говорит, что это совсем не так. Полиция на чьей стороне будет 4 марта?
В. Михеев: Полиция должна обеспечит нормальный ход голосования, обеспечить общественный порядок на участке и следить за законностью проведения выборов. В полиции созданы оперативные группы, которые будут выезжать на место, если будут какие-то административные правонарушения и они немедленно будут реагировать на это. Помимо того полицейского, который обязан находиться на территории избирательного участка, для решения вопроса в оперативном режиме созданы специальные группы.
На прямой телефонной связи: Ирина Коган, завкафедрой университета Наяновой.
Что вы будете делать 4 марта? Каков у вас опыт голосования?
И. Коган: 4 марта я естественно, обязательно пойду на выборы, потому что долг каждого человека придти на выборы и проголосовать. У меня, к сожалению, последний опыт грустный, потому что 4 декабря, когда я пришла на выборы, то обнаружила, что за меня уже проголосовали. Был взят открепительный талон, и я даже догадалась, за кого я уже «проголосовала». Было целое разбирательство, я написала заявление в прокуратуру, результатов по этому поводу никаких нет, но я оптимизма не теряю, мне люди объяснили, что это потому что в шесть вечера пошла на выборы, что ходить надо раньше, чтобы успеть поймать свой голос, но приду обязательно. Есть люди, которые жалуются, что велят за кого-то голосовать, открепительные талоны требуют брать, люди боятся потерять свой голос. Мне кажется, что есть очень хороший выход. Если есть такие опасения, попробуйте сагитировать 2-3 человек пойти на выборы и тем самым количество голосов на выборы вы увеличите и компенсируете свои потери!