Учат в школе

Sep 17, 2018 01:12


Преподавание в России, Европе и Америке. Связный текст не рождается, так что просто сумбурно напишу об особенностях, милых и не очень.
  • Начнём с того, что американское преподавание - это не про "научить", это про "обслужить". Стипендии получают не более 5% студентов (и то не потому, что они такие умные, а как правило спортсмены), остальные резонно рассчитывают получить некоторый сервис за свои (и правда несуразно большие) деньги. В связи с этим всё скатывается если не в лизание задниц, то как минимум в сглаживание всего и вся. Студент должен остаться довольным - главная заповедь любого препода, который ещё не получил tenure track. Ну а если чувак отходил курс и ничего не вынес, так невелика потеря, сам виноват. Главное, что у него остались хорошие впечатления :) В России же лектор до сих пор в некотором смысле царь и бог (вроде как что-то начало меняться - я слышал о том, что студенты осмелели и начали жаловаться и писать кляузы на особо неадекватных и зарвавшихся преподов - но общим местом пока что не стало), а в Европе что-то посередине. И в данном случае данная середина видится мне именно что золотой.
  • Как следствие первого пункта и культурных особенностей коммуникации в США, в школах не принято говорить "нет". Вообще. То есть, условно, если студент на вопрос "дважды два?" отвечает "пять", подавляющее большинство американских преподов никогда не скажет "неверно", а развезёт что-то типа: мне нравится ход ваших мыслей, и ответ почти верный, но надо немножко подкорректировать и вот тогда всё будет совсем идеально. Если я сейчас и утрирую, то совсем чуть-чуть. Нужно всегда поощрять студентов и говорить позитивные вещи, иначе бедные маленькие неокрепшие умы совсем разочаруются и перестанут учиться. По моему опыту, и Европа, и Россия тут единодушны в противоположном. Нефиг создавать лишний шум, честный feedback намного важнее и эффективнее.
  • Пропасть между undergraduate и graduate (бакалавриат и магистратура) образованием в Штатах поражает. Совершенно непонятно, как из этих инфантильных и туповатых в массе своей выпускников получаются потом достаточно трудолюбивые и целеустремлённые graduate students. В России и Европе этот переход очень плавный и, я даже сказал бы, естественный. Моё единственное объяснение заключается в том, что в Америке на мастера и PhD идёт ну очень мало людей (большинство мест занимают иностранные студенты). То есть самые-самые сливки (ну или упёртые задроты, с какой стороны смотреть), остальные растекаются по офисам и бизнесам.
  • Ещё один маленький штришок. В Америке нельзя (то есть не то чтобы не рекомендуется, а именно что запрещено) публично объявлять оценки. Типа нарушение privacy. Оценка студента - такие же частные данные, как номер паспорта: не дай бог кто-то узнает. Даже раздавать контрольные необходимо этими самыми оценками вниз. Причины в целом на поверхности и тоже работают на уменьшение дискомфорта и неравенства (что бы под ними не подразумевалось). Каждый учится в своём темпе, и твои одногруппники совершенно не обязаны знать, что ты дебил, ну или, наоборот, завидовать. (Знать среднее, медиану и дисперсию по курсу, впрочем, позволительно, статистику там любят.) Американцы настолько плотно воспитаны в таком режиме с начальной школы, что даже одногруппники в ответ на мои свободные рассуждения о собственной успеваемости (с упоминанием оценок и историями, как мне тут повезло или где я тут недоработал) просто таращили на меня глаза и недоумевали, как я так спокойно об этом говорю. Даже среди близких друзей разговор с конкретными цифрами (а точнее буквами, A - F) не принят. В России же я без всякого палева рассылал открытый икселевский файл со всеми оценками на почту группы. В Европах формально тоже нельзя прилюдно объявлять чужие оценки, но сами студенты (личные субъективные впечатления) как правило не делают из этого табу. По крайней мере, во Флоренции я не встречал ни одного человека, которому было бы стрёмно озвучивать свою оценку в частном разговоре. Азия (не только Китай, но как минимум и Южная Корея тоже) работает по российским стандартам (тоже, впрочем, исключительно личное эмпирическое впечатление).
  • Порядок. Во всём нужно следовать букве правил. Среди всего прочего это означает, что отпускать студентов сильно раньше конца занятия или (не дай бог вообще!) задерживать урок настоятельно не рекомендуется. Со вторым понятно, ребята там не любят перерабатывать. А первому большинство, конечно, радо, но при злоупотреблениях обязательно найдётся какой-нибудь зануда, который напишет жалобу, что, мол, я тут деньги плачу, а меня необходимыми учебными часами не обеспечивают. И это лишь один пример. Чтобы избегать подобных ситуаций, все преподаватели составляют в начале семестра "свод законов" под названием Syllabus, где описывается вообще всё и вся, от правил выставления оценок и дат дедлайнов до поведения при любых возможных форс-мажорах. Любая двусмысленность трактуется в пользу студента, и, поверьте мне, это не то, чего вы хотите. Учиться они не любят, а вот покачать права  - всегда пожалуйста. Ни в России, ни в Европе такого рафинированного буквоедства я не встречал.
Много чего ещё можно повспоминать. Я просто выбрал самые, на мой взгляд, выпуклые примеры, которые легко обобщаются при желании и доступно очерчивают главную идею. При этом я не могу сказать, что у меня присутствует какое-то глобальное неприятие американского института образования. По последним двум пунктам я скорее Штатам даже симпатизирую. Ах, да, чуть не забыл. Если вы при просмотре американских молодёжных комедий (мелодрам, триллеров, whatever) думали, что студенческая жизнь в кино показана уж слишком тупо, прямолинейно и подчёркнуто нереалистично ("ааа, так не бывает!"), то смею вас разочаровать: в реальности всё ещё хуже. Считанное число андерградов учится, большинство просаживает родительские деньги, упивается "романтикой" взрослой самостоятельной жизни и просто весело проводит время в ожидании клёвых элитных фоточек с дипломом в мантии и конфедератке. Такие дела :)

USА, Россия, универ, Европа, преподавание, people are strange

Previous post Next post
Up