И ещё о самолётном движении в России. На этот раз бессистемно, просто свалка мыслей.
Мне нравится аэропорт Пулково. Да, лягушатник. Да, сарай. Зато всё компактненько так) И можете кидаться в меня ссаными тапками, мне очень симпатична эта идея с грибком посередине. (Для тех, кто не в курсе, 6 из 8 гэйтов находятся в центре лётного поля, и к ним из здания эропорта ведёт длииинный подземный переход с траволатором.) Он мне напоминает мои любимые маленькие европейские бюджетные аэропортики, в которых, выходя из самолёта, ты спокойно безо всяких громоздких автобусов и тем более телетрапов идёшь в своём режиме пешочком в здание эропорта. Понятно, что в наших монстрах из стекла и бетона со взлётами и посадками каждые 5 минут и при нашей зиме это нафиг никому не нужно, но когда, выходя из грибка, ты просто подходишь к самолёту, как к какой-то маршрутке - это доставляет. Да, в Пулково многие вещи не по уму, делалось ещё в совке и по-совковому, но я с некоторым сожалением смотрю на строящееся новое здание питерского аэропорта, которое наверняка будет как у всех.
Ах, да, в рассуждениях о "грибке" я совсем забыл главный плюс Пулково. Надысь доехал на маршруточке в 9 утра (вполне себе час pig) от эропорта до ст.м. Московская за 12 минут! Такое даже в городе-на-Оби можно представить только ранним-ранним утром, и то с ооочень большой натяжкой (когда метро ещё не работает, гы), а уж москвичи, наверно, вообще сейчас должны судорожно сглатывать. В общем, я люблю прилетать в Питер. И улетать из него, ага)
***
Ещё я хочу поговорить о еде в самолётах. Объясните мне, почему на питерском направлении кормят значительно хуже, чем на московском? Потому что Нск-Питер - это уже провинциальный рейс, где можно расслабиться? Вы не думайте, у меня достаточно репрезентативная выборка. А/к "Россия", сколько ее помню - это прямо-таки спартанская еда с экономией на каждой вафельке. Или, например, тот же S7 последний раз на рейсе Мск-Нск накормил меня так, что я реально первый раз в жизни в самолёте почувствовал себя если не в ресторане, то в нормальной такой кафешке. (Тот же великий и могучий Аэрофлот, который недавно вроде как даже какую-то премию получил за няму еды на борту, и рядом не валялся. У них, кстати, в журнале недавно прочёл о том, что они какое-то новое супер-меню придумали, чуть ли не с участием французских поваров, но понятно, что где-то мелким шрифтом подразумевается, что это не для простых смертных, а в лучшем случае для бизнес-класса, и то, похоже, не для суровых сибирских мужиков.) Зато этот же самый С7 надысь на рейсе СПб-Нск выдал следующее. В "суповом наборе" содержалось: паштет из мяса птицы, джем клубничный, масло сливочное. При этом ни одного кусочка хлеба (это не мне недоложили, это всем так раздали, я проверил). Оставим в стороне привычку кучи людей на земном шаре есть всё с хлебом (моя бабушка, например, без хлеба вообще за стол не садится) и просто подумаем, как я должен был употреблять всё вышеперечисленное. Предположим, джем можно посасывать вприкуску с чаем, как в детстве. Предположим, паштет можно жрать ложкой просто так, как в студенчестве) Но, всемогущий Санта, что я должен был по мнению (наверняка также не менее, чем французских) поваров от С7 делать с маслом?! Намазать его на рыбу? Растопить в рисе? Я даже не стал разговаривать со стюардессами, ибо время было позднее, да и нарезкой хлеба точно не они занимаются. Также не стал ничего писать в книгу жалоб на сайте, потому что мне скорее смешно, чем обидно. Я всего лишь покамест призываю в комментарии жж-блоггера от S7 для, надеюсь, конструктивного диалога)
***
И ещё о наших родных зелёных самолётиках. Разговаривал тут с одним знакомым, которому перед НГ посчастливилось лететь рейсом С7 из Мск в город-герой Волгоград. Ну как лететь... Короче, смысл в том, что там два рейса, утренний и вечерний, и утром, когда радостный потребитель услуг авиакомпании уже приехал в Дармоедово, ему сообщили, что рейс отменяется и все пассажиры плавно переносятся на вечерний. По слухам, народу мало было, и, как в том самом Мюнхгаузене, "решили совместить". Вроде даже еду предлагали, гостиницу, все дела. Первый немой вопрос: неужели траты на обслуживание этих самых пассажиров с трансфером, кормёжкой и размещением настолько серьёзнее, чем двухчасовой полёт по расписанию в Волгоград? Про то, что на первой чаше весов ещё престиж а/к находится (который по идее должен довольно много весить), я вообще не заикаюсь, там это не особо кого волнует, похоже. Я был в шоке, если честно. До этого встречался с подобными вещами только в Индии и Непале. Но там другая философия и другая цивилизация, там люди спокойно мочатся у дерева на центральных улицах столицы и, вообще, в массе своей относятся к пространственно-временным структурам со здоровым таким индуизмом пофигизмом. Когда утренний рейс Дели-Ктм от Indian Airlines отменили и соместили с дневным, пассажиры-индусы даже не почесались, а лишь поудобнее устроились на полу в зале ожидания, мол, карма такая, что уж тут. Белые же люди пошли возмущаться, и их (и только их) спокойно пересадили на рейс Jet Airways (между прочим конкурирующей компании!), вылетающий через пару часов. Безо всяких доплат и геморроев. Ну потрепали нервы, но это же, типа, страна третьего мира, у них даже на лётном поле международного эропорта столицы пробки, как там ещё автобусы под колёса самолётов не попадают, я вообще не знаю. Оказывается, мы тоже где-то там недалеко. Вообще, если уж оглядывать российские пассажирские авиаперевозки незамутнённым взглядом, то я лично, пожалуй, только о Transaero не могу ничего особо гадкого сказать, и то, наверное, просто потому, что и сам, и знакомые, мало летали ими. В интернетах, думается, говна про всех можно достаточно найти.
***
И последнее. Я как-то пропустил посленовогодний момент, когда с направления Мск-Нск ушла ВИМ-Авиа и цены с 6тр т/о поднялись до 10. Мне одному кажется, что эти события немножко взаимосвязаны? Ведь до прихода вышеуказанных ребят (а они всего полгода полетали) такого обвала не было на моей памяти лет пять точно. Перерыл все интернеты, ничего не нашёл. На сайте в расписании их рейсы стоят, но система упорно гундит, что "мест нет" на три месяца вперёд. Печально. Вообще, состояние дел с авиаперевозками в России не радует. И отсутствие невозвращаемых билетов (наличие которых должно подстегнуть снижение цен, ведь в этом случае а/к не надо закладываться на риски возврата), и эта долбаная монополия Эрофлота (дань советским временам), вообще все эти нелепые решения Росавиации (минималка в 20 судов и прочее) и, как следствие всего вышеперечисленного, полное отсутствие дискаунтеров, а значит, и минимальной конкуренции. Скай Экспресс сговнился в первый же год своего существования, Авианова тоже плохо кончила (а с ними было порой так круто!). Грустный пост в целом получился. Хотя вот, вспомнил хорошую новость напоследок. К нам в Нск пришли Turkish Airlines, которые по слухам отличаются замечательным сервисом и не менее замечательной непунктуальностью). С марта, например, в ту же Прагу т/о можно слетать за 380 евро через Стамбул. Я уже молчу про вполне теперь бюджетную Африку, да и по азиатским направлениям там местами приятные цены. А если вы полазите по их сайту, то увидите, что для транзитников там предлагаются халявные обеды и экскурсии. Надо брать, я щетаю)