Ученье - свет, а неученье - звук.

Jun 11, 2011 17:00

Сегодня был последний экзамен в НГУ. Последний из семи за 9 дней. Конец. Все, кто давно уже хотел меня видеть, с кем мы так или иначе договаривались, i_jul_i_ya , gribshic , ping_panther ,eg_point , остальные - давайте встречаться. Преф, теннис, шахматы, пляж, готов на любую авантюру. Но здесь хотелось бы поговорить о работе. Да-да, вы не ослышались :) Впервые хочу поговорить о преподавании, как о работе, а не как о занимательном виде досуга. И дело даже не в этом ужасном количестве экзаменов, перемежающихся зачётами у двоечников и поездками в город, дело в самом послевкусии.

Я устал. Впервые за шесть лет устал за семестр. Несмотря на не самую большую загруженность (в сравнении даже с прошлым годом), несмотря на трёхнедельный питерский перерыв. И, увы (или к счастью, хаха), дело не в возрасте. Я умываю руки, я сдаюсь. У меня уже нет ни сил, ни мало-мальских оснований отстаивать оптимистично-компромиссную позицию, мол, дело не в том, что студент "уже не тот", а в том, что у них другие приоритеты.. и прочие красивые слова. Как там в фильме: "это, конечно, многое объясняет", но игнорировать полный развал среднего образования и отсутствие минимальной конкуренции при поступлении в вузы уже невозможно. Только позавчера eg_point напомнил, как он четыре часа сдавал мне экзамен, чтобы получить "отлично". Он меня-таки убедил тогда, но я задумался: за последние года три точно, чтобы не соврать, я ни одного подобного ответа не слышал. При том, что ставил пятерки! То есть шесть лет прошло, а у меня критерии оценивания сами собой просели в среднем на один балл. Я не могу быть флегматичным Больботом, который приходит на экзамен, ставит примерно одну тройку на три банана и уходит. И по меркам даже 7-8-летней давности он прав! Более того, я знаю людей, которые еще 6 лет назад получали у него "отлично". Сейчас таких уже не делают, видимо (кстати, это я всё про ЭФ, если кто до сих пор не понял). С другой стороны я не могу быть и Мальцевым, который сегодня в очередной раз обронил дежурную фразу о том, что, мол, девушкам в/о нужно, чтобы замуж выйти, поэтому уж поставьте ей тройку. Не хочется, конечно, выглядеть занудным принципиальным пидорасом, но давайте не будем превращать НГУ в шарагу! Сегодня опять же я должен был нарисовать "отлично" девушке, которая типа шла на повышенную стипендию. То есть, получается, нехилые амбиции и пятерка по микре - это автоматический пропуск в мир дальнейших превосходных оценок. И чем больше этих "отлично" в зачётке, тем сильнее давление на следующего препода. А учиться вы не пробовали?

Вообще, не сочтите за субъективизм, но "чем дальше в лес, тем толще партизаны". С каждым годом вместе с уменьшением знаний растут ожидания, даже требования. Процесс получения оценки для многих очень плотно ассоциируется с торговлей на базаре. В ход постоянно идут слёзы, апелляции к лектору, ссылки на плохое самочувствие. Три часа на экзамене для многих - это "вы что, смерти моей хотите?" Я не из тех, кто считает, что в наше время и деревья были выше, и трава зеленее, я никоим образом не хочу проецировать на сегодняшних студентов свои "подвиги". Да, я сидел с 9 утра до 8 вечера на экзамене по матстату, более того, я тогда так и не доказал Борисову, что знаю на "пять", но черт возьми, это не месть, мы же не на мехматовском посвящении :) Просто всё же логично, вы, к примеру, хотите "четыре", я готов поставить "три", значит, либо вы уходите с тройкой, либо пытаетесь получить эту "четыре". И как это связано с "мне плохо", "у меня голова уже не соображает" и прочим? Мы же текущие знания оцениваем, а не сферических коней в вакууме! Опять вспоминается уже упомянутый Борисов; когда на третьем курсе на том самом экзамене по матстату одна девица в положении, отвечая ему на "хорошо", показала на свой уже весомый живот со словами типа "я же беременна!" (мол, поставьте мне "пять"; надо сказать, очень часто проканывает, дети - это же наше будущее, ёпта), тот лишь пожал плечами и невозмутимо ответил: "А я тут при чем?"

Я не знаю, как поднимать уровень вуза вообще и ЭФ в частности. Теория малых дел тут не работает, наоборот, гребя против течения, ты окончательно рушишь хоть как-то функционирующую систему. И дело совсем не в студентах, и даже не в их родителях, и даже не в Мкртчяне сотоварищи. (хотя ГМ "молодец", вот "молодец" и всё тут!) Даже чересчур либеральные лекторы тут ни при чем, всё равно Чернова во втором-третьем семестре всех перевоспитает, если ей здоровья хватит. Проблема в школах. И если раньше, в 90х, люди уезжали за бугор, а потом, нарожав там киндеров, возвращались назад с лозунгом "я хочу, чтобы мой ребёнок получил нормальное образование", то сейчас я наблюдаю обратную картину. Особого смысла работать на это государство я не вижу, и дело давно уже не в деньгах. Просто я начал уставать. Учитывая слухи о грядущем сокращении часов на матан, линейку и тервер, боюсь, эта усталость может стать хронической. Прекрасное увлечение превращается в рутинную работу. Я ещё подумаю об этом в ближайший месяц, может, оно и само разрулится (ну да кому надо, тот и так в курсе), а может, и нет. Я бы еще поговорил о нынешнем российском среднем образовании, там текста можно раза в два больше написать, но что-то иссяк уже. Кончился заряд тоски и печали. Поеду лучше кино насмотрю, хоть узнаю, за что нынче золотые ветки в Каннах дают ;)

ЗЫ: обычно не злоупотребляю подобными вопросами, ведь кто захочет, тот и так напишет, но в данном случае очень тянет настойчиво спросить: а что вы обо всём этом думаете? И да, спасибо за внимание.

монологи, и немножко нервно, универ, преподавание, people are strange

Previous post Next post
Up