Забытый иерей Евгений Рахманин

Feb 07, 2020 00:39


6 февраля (24 января ст. ст.) - день памяти блж. Ксении Петербургской

Первым, кто начал собирать материалы о блж. Ксении в Царской России и составил ее жизнеописание, был иерей Евгений Рахманин, священник церкви Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга. Сегодня собранная им информация публикуется в различных книгах и на многих православных сайтах, однако его имя практически нигде не упоминается. Что чисто по-человечески и с духовно-нравственной точки зрения не очень хорошо. Необходимо исправить эту несправедливость.

+ + +

Наталья Борисовна Горбачева, член Союза писателей России, редактор журнала «София», номинант Патриаршей имени святых Кирилла и Мефодия премии 2014 года:

И вот я уже сидела в плацкартном вагоне в обнимку с этой розой. Все ближе была Москва и все явственней вставал вопрос: что же и как писать про  блаженную Ксению? Даже о ее современных чудесах я не поинтересовалась в  часовне.

Время, отведенное на книгу, побежало. Несколько дней я не могла ни на что решиться. И вдруг ноги как будто сами собой понесли в Ленинку. Прошла наверх, поначалу неуверенно стала рыться в главном каталоге нашей главной библиотеки, но за полдня ни единой книги, кроме уже знакомого  репринтного жития, не обнаружила. Тогда я сообразила пойти к  консультантам. Три или четыре человека передавали меня из рук в руки,  пока не познакомилась я с одной женщиной-библиографом - про таких кино  снимать надо. Профессионал, преданный своей книжно-буквоедской работе до смерти. Озадачилась она моей проблемой и направилась в какие-то  спецкаталоги, куда вход простым смертным был закрыт. Меня попросила  прийти через часик. Пошла я на выдачу - взять какие-то первые заказанные  мною книги. И тут обнаружились интересные вещи.

Например, то, что священник Смоленского кладбища Стефан Опатович одним из первых взял на себя труд записывать случаи молитвенной помощи Ксении блаженной, которые передавались богомольцами из уст в уста. Отец Стефан начал служить в Смоленской церкви в 1858 году, к этому времени со дня смерти юродивой прошло более пятидесяти лет.

Но самое главное, узнала я, кто написал то самое жизнеописание, которое везде печатается как житие. Священник Евгений Рахманин составил самое полное жизнеописание «Раба Божия блаженная Ксения, почивающая на  Смоленском православном кладбище в С.-Петербурге». Именно этот батюшка собрал множество рассказов о посмертных чудесах блаженной Ксении. Жизнеописание юродивой Христа ради Ксении, составленное Евгением Рахманиным, было положено в основу послереволюционных эмигрантских изданий. Русской православной церковью за границей блаженная Ксения была канонизирована на десять лет раньше, чем в России. И вероятно, из-за отсутствия возможности рыться в русских архивах жизнеописание о. Евгения было оформлено как житие. Так же поступили и при канонизации блаженной Ксении к Тысячелетию крещения Руси. Это открытие дало мне повод начать искать ответы на возникшие вопросы. Если коротко, то главное смущение состояло в общепринятом мнении о причине смерти мужа и последовавшем затем «безумии» блаженной Ксении. [официальная медицинская комиссия признала полную вменяемость Ксении, как и ее право распоряжаться по своему усмотрению недвижимым имуществом. Цит. по: док. фильм «Ксения Блаженная» студии «Канон», 2004 - Е. Ч.]

Это общепринятое мнение состояло вот в чем. «Когда Ксении исполнилось 26  лет, ее муж - полковник, придворный певчий, внезапно (без христианского  приготовления) умер[10]. Этот удар так повлиял на Ксению, что она всю оставшуюся жизнь посвятила спасению его души и избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Ксения раздала все свое имущество и, надев на себя одежду мужа, стала всех уверять, что умер не Андрей Федорович, а его супруга Ксения Григорьевна, и отзывалась, только если ее называли именем мужа»…

Утверждение, что блаженная Ксения свою жизнь положила на молитву о спасении души любимого мужа, опровергается в этом же тексте. «Нет, Андрей Федорович не умер. Умерла Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович… он жив и будет жить еще долго, будет жить вечно», - такое часто говорила прозорливая блаженная. На ее языке это означало одно: Андрей Федорович не мертв у Бога, то есть не отошел в Вечность нераскаянным грешником, он «жив», значит, спасен, а вот она сама - «умерла» для мира… Сама Ксения многократно утверждала, что не было причины для беспокойства о посмертной судьбе мужа. Хотелось найти тому еще какое-нибудь документальное подтверждение [в том же фильме говорится, что Андрей Федорович незадолго до смерти пришел в себя, исповедовался и причастился Св. Христовых Таин. Ксении он сказал любить и чтить Господа. Таким образом она исполняла наказ супруга. Но это только одна из правдоподобных версий - Е. Ч.].

- из книги «Жизнь - вечная. Рассказы о святых и верующих» (М.: АСТ, 2019)

https://www.litmir.me/br/?b=275037&p=11



Книга "Раба Божия Блаженная Ксения, почивающая на Смоленском православном кладбище в С.- Петербурге." Издание полное 4-е, исправленное и дополненное, с 12 картинками в тексте. В пользу Дома Трудолюбия имени р.Б. Ксении. Составил Протоиерей Евг. Рахманин. С.- Петербург. 1913.

Но о судьбе самой Ксении известно очень мало, даже дата рождения точно не установлена, где-то между 1719 и 1730 годами. Ничего не известно о ее детстве. Первый, кто собрал все разрозненные факты ее биографии воедино, - священник Евгений Рахманин.

Наталья Рахманина, внучка священника Евгения Рахманина:

-  Он закончил Московскую Духовную академию, какое-то время работал в  Петербурге, а потом уехал в Дерпт, где написал свое первое произведение,  там его и издали, больше не публиковали нигде. Вот мне говорят, что про Ксению Блаженную сто раз написано; да, написано, но слово в слово списано с труда деда и без всяких ссылок на него.

Чтобы понять, почему ее дедушка занимался жизнеописанием блаженной Ксении, Наталье нужно было хоть что-то узнать о нем самом. В семейном архиве сохранились лишь имя и фамилия, знали, что он был священником.

Н. Рахманина:

-  Я пошла в архив на Пушкинской улице и месяца три там работала. Есть так  называемые клировые ведомости - это штатное расписание церквей. Я нашла  клировые ведомости за 1919 год, они написаны самим дедом, вот здесь даже его подпись…

Оказалось, что с 1895 года священник Евгений Рахманин служил в храме на Смоленском кладбище, где находилась могила блаженной Ксении. Именно это стало причиной его обращения к биографии подвижницы XVIII века.

Н. Рахманина:

- Он, когда служил на Смоленском кладбище, изучал все захоронения. И в этой книжке не только о Ксении блаженной написано, там и Анна есть, и история кладбища...

В публичной библиотеке Санкт-Петербурга удалось найти этот труд священника Евгения Рахманина, он датируется 1909 годом. Протоиерей Евгений собрал в своей книге все, что помнили люди о блаженной Ксении. Один из самых ценных фактов - почему Ксения встала на путь юродства Христа ради. (...)

«Тяжелый и великий путь юродства Христа ради, путь полного отрешения от всего земного, человеческого, путь постепенного восхождения от нищенства духом до готовности положить душу свою за други своя, по справедливости считается одним из величайших подвигов», - пишет в своей книге священник Евгений Рахманин.

Отец Евгений прослужил 30 лет в храме на Смоленском кладбище. Несомненно, он видел, сколько людей приходит на могилу блаженной, и собрал рассказы тех, кто получил реальную помощь от нее. Он жил рядом с кладбищем и похоронен недалеко от часовни Блаженной Ксении.

Н. Рахманина:

-  Умер в 27-м году, похоронили недалеко от действующей церкви и недалеко от часовни Ксении Блаженной. Самое трудное было - найти могилу дедушки…

Сегодня могила священника Евгения Рахманина в плачевном состоянии. Странно, что кроме родных, никто не хранит память о человеке, который не только служил здесь, но и первым составил жизнеописание блаженной Ксении Петербургской. И еще один странный факт: в городе, где родилась и прожила всю жизнь святая Ксения, нет ни одного храма в ее честь.

«Православная газета» (г. Екатеринбург), №40 (745), 21 октября 2013 г.

https://www.orthodox-newspaper.ru/numbers/at53501

блж. Ксения Петербургская, иерей Евгений Рахманин

Previous post Next post
Up