Андрей Кураев об Александре Мене, Патриархе Алексии II, необходимости миссионерского прорыва Церкви к молодежи (чтобы произошел демографический скачок и православная Русь сохранилась как страна, избежав тотальной исламизации вследствии миграционных процессов, о чем говорили демографы в начале 2000-х), попытке вербовки КГБ, слухах вокруг митрополита Никодима Ротова, как произошло разочарование в Патриархе Кирилле [надо думать, из-за чрезмерного увлечения того политикой. Каждый понимает благо Церкви по-своему - Е. Ч.], кто будет следующим Патриархом?
Оказывается, в декабре 2013-го, когда произошла отставка о. Андрея с поста профессора МДА вследствие критики им ситуации в Казанской семинарии (как он предполагает, с формулировкой «из-за эпатажных высказываний и публикаций в блогосфере», которую озвучил Ученый совет академии
https://www.pravmir.ru/diakona-andreya-kuraeva-otchislili-i-professorov-mda-kommentarii-1/), главный церковный диссидент думал, что он тем самым защищает Патриарха от «голубого лобби» внутри РПЦ, такова была его мотивация на тот момент.
Андрей Кураев: развратники, лицемеры и новый патриарх. «Еще не Познер», 31 января 2020 г.
https://www.youtube.com/watch?v=pdNrRqt9Zv4&t=4s До этого в программе Николая Солодовникова принимали участие протоиерей Алексий Уминский (настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах) и протоиерей Георгий Митрофанов (профессор СПбДА).
о. Андрей опять ничего не сказал о своей глубокой обиде на высшую церковную иерархию, что является основным мотивом всего его сегодняшнего поведения (с большой вероятностью так и есть). Архиереи в Патриархии при особом желании могли бы с ним помириться или о чем-нибудь договориться (там много хороших дипломатов), найти какой-нибудь всех устраивающий компромисс.
о. Андрей Кураев справедливо высказывает претензии по различным вопросам (но он часто многое накручивает, неверно интерпретирует информацию через собственное восприятие. У каждого человека есть какие-то свои когнитивные искажения). Мир вообще не идеален, а Церковь не может полностью закрыться от мира, болеет теми же болезнями.
Диакон Владимир Василик о достоверности сообщений о. Андрея (5 февраля 2014 г.):
«В последнее время интернет лихорадит от «разоблачений» и «откровений» о. Андрея Кураева. Для действительного решения проблем, поднимаемых протодьяконом, необходима их адекватная оценка, компетентность (в том числе церковно-юридическая) и полная достоверность информации.
А относительно достоверности информации к отцу Андрею возникает целый ряд вопросов, особенно в связи с тем, что большинство его информантов анонимны. (...)
Что касается владыки Никодима. Я вырос в церковной среде Ленинграда - Санкт-Петербурга, общался со многими, близко знавшими покойного Владыку, служившими и работавшими с ним. Встречал о нем самые разные отзывы: от восторженных до резко отрицательных. Покойного Владыку обвиняли во многом - и в филокатолицизме, и в предательстве веры, и в сотрудничестве с КГБ. Но до кураевских анонимок я ни от одного человека не встречал обвинения в упомянутом постыдном грехе. Более того, от лиц, знавших покойного Владыку, наиболее часто я слышал следующее мнение: он был фанатично упоен работой - и себя не жалел и других загонял. Поэтому он и подорвал свое здоровье - скончался от инфаркта, не дожив до 50 лет. Митрополиту было просто некогда вести жизнь гламурного героя, его внутренний мир и время были слишком заполнены другими вещами.
Кроме того, его келейником был весьма почитаемый и в Малороссии и в Великой России почивший духовник
о. Зосима (Сокур), который до смерти сохранял глубоко уважительное отношение к памяти владыки Никодима. Наконец, другом детства митрополита был один из старцев нашего времени - схиархимандрит Авель, который поддерживал с ним нравственную и духовную связь до самой его кончины.»
https://pravoslavie.ru/68174.html С другой стороны известно, что митрополита Никодима (Ротова) обличала за увлечение экуменизмом блж. Пелагея Рязанская, предсказывая ему скорую кончину в ногах у Папы Римского. К самой блаженной у священнослужителей тоже можно встретить очень разное отношение (я думаю, что она - человек Божий, а блаженные могли обличить и благочестивого царя или князя, что не раз случалось в отечественной истории).
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной (Москва-Сити). Январь 2014:
«К сожалению, отец протодиакон не услышал то братское увещание, которое имело место уже более полутора лет назад, в марте 2013, когда его корпорация его уже просила заботиться о достоинстве того места, в котором он призван служить, просила прекратить эпатажные провокационные выступления в сфере массовой информации. Проблемы, которые есть в Казанской семинарии, и которые, в частности, привели к увольнению проректора, они, как и в любой духовной школе, те или иные проблемы есть, они рассматриваются. Увольнение о. Андрея из профессуры МДА никак не следует связывать с данным казанским делом, в этом смысле он принимает желательное за действительное.»
https://www.pravmir.ru/diakona-andreya-kuraeva-otchislili-i-professorov-mda-kommentarii-1/ А вот что сказал в январе 2020 г. в частной беседе уважаемый старец одного из монастырей на Афоне (это не из интернета, рассказал знакомый священник из Мурманска. Пишу с его слов по памяти):
В России сейчас есть три хороших проповедника: Андрей Кураев, Андрей Ткачев и профессор Алексей Осипов. К Кураеву я отношусь нормально, но необходимо очень рассудительно относиться к его словам, может сказать какую-нибудь ересь, надо стараться быть очень разборчивым. Если хотите, можете его слушать. Что мне в них не нравится: Кураев, что Ткачев и особенно Осипов думают о себе как о каких-то непререкаемых авторитетах, истине в последней инстанции, хотя это далеко не так [считаются сейчас как бы интеллектуальными лидерами разных групп православной церковной общественности - Е. Ч.]. Очень высокого мнения о самих себе. Ткачев очень эрудирован. Но в принципе они правы во всем приблизительно процентов на семьдесят. Алексий Уминский тоже пробовал с молодежью вести программы, как на «Спасе» Андрей Ткачев, устраивал посиделки в «Православной энциклопедии». Последние выпуски у него - очень заумные программы, кого из простых людей сегодня интересует Римская империя? Надо говорить на темы попроще, вроде обычного церковного Катехизиса. И будет всем счастье.
Еще он сказал, что очень хорошие проповеди у отца Владимира Головина. В отличии от многих московских священников он не обижает простых людей, все говорит по делу, просто и доходчиво.
(постарался верно передать смысл, даже если где-то допущены искажения в точности отдельных слов, формулировок. Говорят, что этот монах не смотрит телевизор и не бывает в международной цифровой сети)
К последним интервью о. Андрея Кураева надо относиться с большой внимательностью, все «просеивать», на «Эхо Москвы» он временами напоминает политолога, хотя не совсем компетентен в этих вопросах. Журналистам просто интересно его мнение как человека, обладающего высоким интеллектом. Лучше бы он больше говорил о богословии.
Про отца Андрея Ткачева, что интересно, я думал то же, что написано в цитируемом отрывке (сам немного удивился). Мой комментарий - последний к этому видео.
Скриншот -
https://www.youtube.com/watch?v=GUObh7T15vU Для духовной пользы необходимо иногда человека мягко поругивать (особенно пользующегося всеобщим уважением и почитанием, если это не очень старенький дедушка, хотя ситуации бывают разные). Часто бывает, что нецерковные интеллектуалы впадают в самолюбование, имея завышенное самомнение, как д. э. н. Никита Кричевский в прямом эфире на ОТР очень нервно и раздраженно говорил телезрителю, чуть не срываясь на крик: «Вы будете спорить со мной, доктором наук?? Кто вы такой? Как вы можете так говорить?» (мол, вы все должны у меня учиться. Никто лучше меня не разбирается в этих вопросах). Отец Андрей Ткачев также иногда срывается на прямых линиях с телезрителями (достаточно редко, но бывает). Последний случай в 2019 г. произошел на «Царьграде» (о. Андрей стал отчитывать женщину за какой-то невинный вопрос), что послужило поводом для очень резкой реакции о. Георгия Максимова («Пусть уезжает обратно в свою Украину!», отреагировал даже профессор Александр Дворкин, главный специалист в России по сектам). Люди долго спорили, кто же из них прав. «Плакать хочется», - написала одна женщина в комментарии. Вероятно, в данном случае оба «перегнули палку», так как совершенно беспардонно перешли на личности (мы ругаем и порицаем грех, но не согрешающего).
+ + +
ПАПА РУССКИЙ (2020). Фильм о патриархе Кирилле
https://www.youtube.com/watch?v=tlu92pJnbJY Андрей Кураев: «Самая необычная версия биографии Святейшего. Ценность фильма - в сохранении крупиц воспоминаний о "юности патриарха". Ценен и мемуар Филарета»
https://diak-kuraev.livejournal.com/2729761.html Сидят какие-то чмошники, жрут водку и с умным видом ругают Патриарха (горячительное им принес Сергей Ерженков? Нормальные приличные люди никогда не будут выпивать перед камерой в собственной квартире).
Когда говорят про дорогие часы Святейшего и пр. - с большой вероятностью все это из-за того, что Патриарх не хотел расстраивать дарителей и поэтому принимал подарки. Вершить суд над Святейшим может один только Господь, явной ереси он никогда еще не совершал, а ошибок нет только у того, кто ничего не делает, это нормально для человека.
+ + +
Произойдет ли когда-нибудь отход от жесткой авторитарной вертикали внутри Московского Патриархата РПЦ (что наметилось уже, например, в восточно-американской юрисдикции), продолжающего существовать во многом по традициям XIX века? Обычные прихожане часто чувствуют себя полностью бесправными и на что не влияющими, что не способствует их деятельной мотивации и особому оптимизму (монах - человек вдвойне бесправный). Протоиерей Геннадий Беловолов на лекции в Сретенской семинарии сказал, что если бы сейчас появился новый Иоанн Кронштадтский, то он наверняка был бы запрещен в служении (в Патриархии не поощряется самодеятельность, в чем мы убедились на примере о. Владимира Головина. Всегда найдутся какие-то завистники и недоброжелатели. Епископ - вот главный местный царек. о. Владимир сказал, что он в любом случае будет продолжать молиться за Патриарха Кирилла как и все нормальные верующие. Нельзя оставлять молитву за Святейшего и своего епископа, каким бы он ни был человеком).
Часто даже священнослужители забывают, что православие - это религия любви, добра, милосердия и всепрощения. Как сделать ее привлекательной для молодого поколения, существующего в мире демократических ценностей и потребительской рекламы? Можно ли молодому человеку творчески самореализоваться через приобщение к церковному служению, найти свое призвание? Молодежь часто говорит о лицемерии, нечестности политиков и высшей церковной иерархии. Как убедить ее в обратном? Уверен, что все имеющиеся проблемы и трудности преодолимы и не носят неразрешимый характер.
Просто надо всех людей любить и жалеть, даже в чем-то с вами несогласных (если вы, конечно, считаете себя православными. А православные - все по идее братья, несмотря на имеющиеся идеологические расхождения, индивидуальные особенности, имеющиеся недостатки, греховные привычки и пр.).