(no subject)

Jan 02, 2025 16:18


Иоанновский ставропигиальный женский монастырь вчера в 11:24

СВ. ПРАВ. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. ИЗ СЛОВА НА НОВЫЙ 1899 ГОД

«Братия и сестры, замечайте за собою: обновляетесь ли вы на всякий день верою, молитвою, покаянием, самоосуждением и исправлением себя; делаетесь ли кроткими, незлобивыми, доброжелательными ко всем; послушны ли во всем Господу, упражняетесь ли в духовных и телесных трудах во славу Божию и на пользу себе и ближним?

Если мы так поступаем, то можем поздравить себя искренно с Новым годом, потому что и наступающий год встречаем с залогом плодотворнаго покаяния и христианской добродетели».

Цитата на все времена.

Смирение (также самоосуждение) и покаяние - то, чего во все времена очень не хватало российскому обществу. Особенно в начале XX века.

По-моему, только [духовно] умные люди это понимают.

Протоиерей Александр (Шаргунов) - настоятель храма свт. Николая Мир-Ликийского в Пыжах Москворецкого благочиния Московской епархии, член Союза писателей России, кандидат богословия:

«Как бы нам научиться у святого праведного Иоанна Кронштадтского давать духовную оценку не тем только событиям, о которых мы читаем в Писании, не тем, которые были вчера, а тем, которые происходят сегодня! Разумеем не мимоходящую пеструю суету, а самую суть, Промысл Божий, раскрывающийся всегда в очень конкретных, порою решающих судьбы мiра событиях. Хорошо заниматься изучением того или иного богословского вопроса и истории церковной. Но все это в конце концов имеет значение только тогда, когда прилагается к реальной жизни. Это настолько важно, так связано со всем церковным опытом, что хотелось бы остановиться на этом подробнее. (...)

Такому же видению учит нас святитель Феофан Затворник, давая духовную оценку происходящим на его глазах событиям. Еще в 60-70-х годах позапрошлого столетия он говорил: «Завязли в грязи западной по уши и думают, все хорошо. Через поколение, много - через два, иссякнет наше православие. Зачем это приходили к нам французы в двенадцатом году? Бог послал их истребить то зло, которое же у них мы и переняли. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему» [i]. В 1907 году святой праведный Иоанн Кронштадтский во время полного затишья на Руси, видя общую нечувственность и нераскаянность, грозно пророчествовал: «Кайтесь, приближается ужасное время, что вы и представить себе не можете» [выделено мной - Е. Ч.]. Впечатление было потрясающее: ужас овладевал присутствующими, и в храме раздавались плач и рыдание. «Мы с женой, - говорит Сурский, - недоумевали, что же это будет: война, землетрясение, наводнение? Однако по силе слов пророка мы понимали, что будет что-то многоужасное, и высказывали предположение, что ось земная перевернется».

Подробнее:

Прот. Александр (Шаргунов). Прежде чем совершится победа зла, происходит торжество лжи. Слово в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского 2 января 2011 г. Русская народная линия, 01.01.2025.

«Из проповеди в проповедь предупреждает он, что без благодати Божией - только смерть, только сиротство и бедность, и нищета душ человеческих:

«Держись, Россия, твердо веры твоей и Церкви и Царя православного. А если отпадёшь от своей веры, как уже отпали от неё многие интеллигенты, то не будешь уже Россией Русью Святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить Россию, так чтобы мы истребляли друг друга. И если не будет покаяния у русского народа, конец мiра близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких самозванных правителей, которые зальют землю кровью и слезами».

Александр Шаргунов, протоиерей. Царь: Книга о святых царственных страстотерпцах // А. Шаргунов, прот. - М: Изд-во Сретенского монастыря, 2018. - 784 с. : ил.

Примечание

[i] Где можно более подробно прочитать о духовном кризисе, о духовно-нравственной деградации в Российской империи XIX века:



Архиепископ Аверкий (Таушев; 1906 - 1976) - епископ Русской Православной Церкви Заграницей, архиепископ Сиракузский и Троицкий, настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джоржданвилле и ректор Свято-Троицкой духовной семинарии при нём. Богослов, духовный писатель.

«Западом и наказывал и накажет нас Господь, - так грозно предрекает святитель [Феофан], - а нам в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас! Посли свет Твой и истину Твою!» (Письма о христ. жизни, стр. 70).

Но где нам было понимать это так, как понимал это он? Ведь все, приходившее с Запада, представлялось нам тогда идеалом подлинного просвещения, а свет евангельской истины многие обезумевшие русские люди не устрашались кощунственно именовать «мракобесием».

Указывает святитель Феофан и на зловредное влияние современной ему русской литературы, утратившей в большинстве произведений к тому времени свой идеальный характер и национальный русский дух и сделавшейся проводником в обществе все тех же разрушительных западных идей.

«Другая злая вещь у нас, - пишет он в том же письме, - наша литература, западным духом наполненная, и ту очищает Господь тоже ударами с Запада. Но все неймется» (стр. 70).

Имея в виду нелепую и смешную, но в то же время и глубоко зловредную французоманию, которой болело наше интеллигентное общество во второй половине XVIII-го и в начале XIX-го века, вплоть до так называемой Отечественной войны с Наполеоном и его полчищами, святитель Феофан посвящает и ей несколько слов в своем поучении на праздник Рождества Христова, когда праздновалось у нас «Избавление России от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».

«Нас увлекает просвещенная Европа, - говорит он, - да! Там впервые восстановлены изгнанные было из мiра мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? - Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее», а дальше пророчески грозит и предрекает:

«...а теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это - непустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает» (Мысли, стр. 461).

Нет сомнения, что под этими «мерзостями языческими», восстановленными в Западной Европе, святитель Феофан подразумевал эпоху так называемого «Возрождения», или «гуманизма», которая характеризовалась отречением культурной жизни Запада от христианства и возвращением к идеалам язычества. В вышеприведенных словах святитель, как мы видим, резко осуждает наше неразумное увлечение этой полуязыческой западной культурой и в особенности - французоманию, доходившую до презрения к своему родному языку и замены его французским. И это страшное, можно сказать, стихийное нашествие на нас французов и с ними других европейских народов («двадесяти язык») в 1812 году было, по мысли святителя Феофана, ничем иным, как целительным средством, которое употребил Господь для того, чтобы мы прозрели и воочию увидели чего стоит эта мнимая западная «культура». Когда в Отечественную войну французы, столь обаятельные и галантные в светских салонах, обнаружили все свое внутреннее бесстыдство, «буйство» и «зверонравность», храмы Божии не постыдились обратить в конюшни и надругались над нашими святынями, тогда только познали мы истинную цену той лжекультуры, которой так безрассудно прежде увлекались. В итоге Отечественной войны мы, казалось, радикально излечились от «французской жизни»: «покаялась тогда Россия, - говорит святитель Феофан, - и Бог помиловал ее» [выделено мной - Е. Ч.]. (...)

«Горько, горько то, - пишет по этому поводу в одном из своих писем святитель Феофан, - что творится у нас среди мыслящих. Все ум потеряли. Философские воззрения не в ходу, руководятся ветром навеваемыми началами. Святая вера отодвинута на задний план. И даже богословствующие потеряли настоящие основы богословствования православного, и все смеются. И Господь, кажется, отвратил очи Свои от нас и не посылает делателей. Сколько раз я порывался кричать, но ничего не идет из головы. Может быть, и другие то же испытывают. Не оставление ли это Божие? Боже, милостив буди!» (Собрание писем, вып. VII, стр. 206).

«Следует наказать нас, - пишет святитель в другом письме, - пошли хулы на Бога и дела Его гласные.» (там же).»

Цит. по:

Собрание творений архиепископа Аверкия (Таушева) в 5 томах. Архиепископ Аверкий (Таушев). Издатель : Церковно-историческое общество. Гриф ИС / Благословение : УПЦ МП Издательский совет. Год выпуска : 2018. / Книга четвертая: Святые - жатва Духа Божия. / Провозвестник кары Божией русскому народу. 431-498 с. ISBN 978-5-9500967-1-6

Ведь это азы христианства.

Свт. Николай Сербский (Велимирович):

«Уничиженным и смиренным Бог дает благодать. Иными словами, подает им всё, что им нужно, всё, о чем молятся они Богу в своем уничижении и смирении. Кто суть уничиженные и смиренные? Те, кто ощущает собственную немощь и полную зависимость от своего Создателя. Они полны, как море, и зависимы, как море. Где воды больше, чем в море? Однако и море, более чем всё другое, зависит от дождей и впадающих в него рек. А горделивый подобен закрытому колодцу, замкнутому от неба и от земли; самодоволен он, пока полон воды. Впрочем, обособленный и отрезанный [от источников. - Пер.], он так или иначе быстро [обмелеет и] засохнет. (...)

О Господи Боже, Создатель наш, укроти сердце наше и ум наш, когда станут надмеваться они гордыней, и помоги нам в часы нашей пустой и ничтожной кичливости вспомнить о кресте на Голгофе и о Твоем Единородном Сыне, истекающем кровью и подъемлющем мучения ради нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.»

Охридский Пролог 12 (25) июля

протоиерей Александр Шаргунов, св. прав. Иоанн Кронштадский

Previous post Next post
Up