Чего не понимает в современном кино Егор Холмогоров

Nov 30, 2019 15:49


Публицист, обозреватель «Царьград ТВ» Егор Холмогоров:

«Патриотические боевики давно превратились в проклятье нашего кинематографа. В них вбухиваются огромные деньги, обеспечивается административная раскрутка, а на выходе получается убогое копеечное кинцо с убого казенной, а порой и прямо вредительской идеологией, что-то наподобие позапрошлогоднего «Крыма».

У «Балканского рубежа» имелось всё, что необходимо для провала - патриотическая тема, история про десантников, поддержка Минкульта, поддержка Минобороны, поддержка «России-1». И всё-таки фильм не просто получился - о нем уже говорят как о самом мощном русском боевике со времен «Брата-2»...

Действие фильма происходит ровно 20 лет назад в дни войны НАТО против Югославии, когда американцы и их союзники принуждали сербов отказаться от контроля над частью страны (и историческим сердцем сербства) - краем Косово в пользу ведших там террористическую войну албанских боевиков. Для России эта тема совершенно особая, так как именно косовская война разделила историю самосознания нашего общества на два периода. Мы обнаружили факт своего полного бессилия перед несправедливостью и геополитическим цинизмом. «До» 24 марта 1999 года Россия хотела практически любой ценой стать частью западного мира, «после» мы хотели лишь двух вещей - не допустить повторения косовской войны ни с нами, ни с кем-то еще, и по возможности рассчитаться тем или иным способом за то, что тогда сделали с нашими братьями и чего мы не смогли предотвратить.

Именно с весны-лета того года к большинству наших сограждан, до того опьяненных дурманом западничества, пришло осознание, что Америка нам не друг и что мы хотим реванша (старшее поколение сразу вспомнит рекламу «Ответный удар»). Снятый осенью 1999 «Брат-2», с его памятным «Вот скажи мне, американец, в чем сила…» идеально передал самоощущение страны в том году.

Фактически в одном фильме соединились два. Первый - фильм-трагедия, посвященный судьбе сербского народа, истерзанного террористами-захватчиками и прикрывающим их с воздуха мировым гегемоном. Второй - спецназовский боевик про по настоящему крутых русских парней (из которых одна девушка), исполненный по классическому канону «Семи самураев» и встроенный в историю легендарного «броска на Приштину» в ночь с 11 на 12 июня 1999 года, когда колонна российских десантников из состава международных миротворцев в Боснии, совершила рывок, чтобы поставить под контроль стратегически важный аэропорт Слатина.

[...]

Чем сильнее грянет буря, тем больше зрителей придет на фильм, а он этого заслуживает куда больше, нежели «чемпионы» проката последних лет. Перед нами и яркая трагедия, и крепкий «экшен», и четкое политическое кино из которого понимаешь, что мы русские, с нами Бог, мы попадем в рай, а они, если встанут у нас на пути - просто сдохнут. Разумеется, смысловое содержание фильма богаче данной схемы, но если подросток вынесет из «Балканского рубежа» только эту четкую мораль, то миссия уже будет выполнена.»



https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Ftsargrad.tv%2Farticles%2Fbalkanskij-rubezh-boevik-kotorogo-vy-zhdali-s-brata-2_189695

Чего не понимает в современном кино Егор Холмогоров.

Слова президента РФ о попадании в рай россиян после атомной бомбардировки - это больше идеология шахида-смертника и религиозного фанатика, но не православного христианина. Сама по себе гибель от ядерного взрыва, как и любая насильственная смерть, не гарантирует человеку автоматически Царства Небесного, а только кончина на поле боя при защите своей Родины (в этом большая разница), когда военные чины несут службу в составе своей армии.

«Брат 2» как культурная подмена (единственный антиамериканский фильм, снятый в РФ, с героями, ведущими себя чисто по-американски).



https://biography.wikireading.ru/86054



Отец Андрей Кураев: Для начала я хотел бы отметить "голливудскость" этого фильма. Ведь стиль, идеал и способ восприятия жизни, реакция на затруднения, которые предлагаются в нем - все это чисто голливудская, американская модель.

На языке богословия это понимается как "богословская инкультурация". Скажем, когда я приеду в Китай, то вместо слов "В начале было Слово..." я скажу "В начале было Дао..." Но все равно это будет не проповедью даосизма, а проповедью христианства. Так вот, с фильмом "Брат" мне представляется ровно точно такая же вещь: это проповедь американизма, но на русском языке.

В этом смысле она становится, быть может, еще опаснее, чем очередной боевик со Шварцнеггером. Если бы это был обычный фильм среди прочих, я бы на это так не реагировал. Но вот когда пытаются представить, что это и есть выход из нашего кризиса, что это и есть будущее России, когда из этого фильма экстрагируют национальную идею, мне кажется, это уже слишком.

В. Легойда: Мне кажется, что второй фильм намного более американский, чем первый. С моей точки зрения, первый фильм гораздо правдивее. (Я готов сказать, что вот это герой нашего времени, но не с точки зрения идеала, каким он должен быть, а в реальности. Если есть герои, то они такие, а хорошо это или плохо - это уже следующий вопрос.)

В первом «Брате», на мой взгляд, нет особой «голливудскости». Вспомните: в конце Данила прощает брата и говорит: «Ладно, ладно, брат… Что ты… А деньги-то где?» И здесь нет ничего голливудского, потому что Данила не герой-образец-для-всех-телезрителей, который лихо всех перестрелял и восстановил справедливость. Он не справедливость восстанавливает, а брату помогает...

Отец Андрей: По логике фильма, именно именно это и есть восстановление справедливости. На протяжении всей картины Данила выполняет за брата работу. И поэтому он берет заработанные деньги. По логике самого фильма, это справедливо. Есть масса голливудских фильмов, где мы видим подобную концовку: например, детектив, уходит из полиции, разругавшись со своими и убив всех мафиози, но при этом уносит чемодан денег, отобранных у мафии.

В. Легойда: Нет, по-американски - это «Крутой Уокер», где однозначно положительный герой Чака Норисса выполняет не только функции стража порядка, но и функции педагога, и священника и т. д. Так вот во втором фильме Данила, действительно, становится таким же безусловно положительным героем, тогда как первый фильм намного ближе к реальной жизни, а не к «фабрике грез». К жизни, которая показывает, что эти ребята, приехавшие из Чечни - они искалечены морально… И окружающим они приносят в основном страдания, даже не желая этого.

С. Бодров: Маленький комментарий на тему «голливудскости» фильма. Мне кажется, что этот «ответный удар» по Голливуду - не культурный, не интеллектуальный, а эмоциональный. Техника этого удара, в какой-то степени действительно американская. Но идея, а точнее, эмоциональная окраска того, что хотели сказать авторы фильма, предполагалась вполне патриотичной и национальной. Может быть, хорошо, что этот эмоциональный удар с «нашей» окраской все-таки был нанесен. Что касается киноязыка, который мы использовали… Зритель привык к американскому кино, к этому языку, к этой схеме. Видимо, мы уже подсознательно начинаем говорить на этом языке.

Отец Андрей: Сергей, для меня здесь вопрос как раз не в стилистике, не в языке, а в системе ценностей, которая в итоге остается в сознании у зрителя. Я, в отличие от вас, не знаю создателей фильма. Я готов с вами согласиться, что субъективно они хотели сделать фильм, который был бы направлен на национальное пробуждение России. Но если у фильма действительно будет долгое эхо в истории, хотя бы на несколько лет, то это будет эхо американизации. В итоге будут созданы два монстра - наш и американский, которые будут грызться в своей берлоге по одним и тем же правилам.

Для того, чтобы этот разговор был понятен, нам необходим некий экскурс. Я сам к нему не очень готов, давайте вместе думать. Если мы рассматриваем этот фильм не с точки зрения киностилистики, а с точки зрения национального идеала, то давайте вспомним, какие еще были «герои нашего времени» в русской национальной истории. Последний из них - Данила Багров… А что было перед этим? Что в Даниле есть нового? Мне кажется, отличие прошлых эпохальных героев от Данилы в том, что в них была нравственная рефлексия. С этой точки зрения, поведение Данилы неестественно для русской традиции.

Источник: https://biography.wikireading.ru/86054

Фильм "Балканский рубеж" 2019 года сняло российское отделение американской кинокомпании "20-й век Фокс СНГ". Егор Холмогоров в своей статье пишет, что эта компания тесно связана с партией республиканцев в Конгрессе США и ничего антиамериканского по сути в этом фильме нет. Следующий фильм этой компании - "Союз спасения", который выйдет в отечественный прокат 26 декабря 2019 года. Просто это качественные коммерческие продукты, которые производятся у нас в стране россиянами (при поддержке Министерства обороны, которое предоставило для съемок военную технику) и американцами на взаимовыгодной основе. Что характерно, российские кинокомпании перестали вкладывать деньги в качественное патриотическое кино с христианскими ценностями. (Как говорили недавно на РБК, пока государство, выделяя финансирование телевизионщикам, эксплуатирует две темы: Великая Отечественная война и достижения советского спорта. Почему-то считается, что на другие картины зрителей невозможно заманить в кинотеатры).

Беда Е. С. Холмогорова как кинокритика в том, что он довольно часто больше внимания обращает на внешнюю форму, смысловую подачу фильма (как и каких-то общественных явлений) и не улавливает внутренней сути анализируемого продукта (конечно, не всегда, но бывает).

Уважаемый Егор Станиславович при желании мог бы работать рецензентом в Голливуде (как ненормальный смотрит все новые фильмы кроме эротики и фильмов ужасов), учитывая связи с американским истеблишментом его прямого начальника и работодателя Константина Валерьевича Малофеева (в создании канала «Царьград ТВ» принимал участие один из продюсеров «Fox News»).

Единственный в российской истории откровенно антиамериканский ганстерский боевик "Брат 2" был снят компаниями СТВ и "Интерсинема АРТ" в 2000 году (последний год президентства Билла Клинтона), в центре сюжета которого опять же находится герой Сергея Бодрова американизированного типа как будто специально русифицированный из крутых западных блокбастеров (которые всегда очень нравилось молодежи, тем более с неполиткорректной условно патриотичной риторикой главных персонажей). Основная идея фильма - добро с кулаками, установление справедливости при помощи силы, что очень по-американски, то есть по иудео-протестантски. Известно, что на первый фильм Балабанов с трудом нашел деньги для съемок, после зрительского успеха которого была снята вторая картина, на производство которой (вполне вероятно) подкинуло средств государство (кто-то в Кремле мог испугаться или занервничать и проплатить Балабанову снятие соц. проблем в сценарии, превратив продолжение картины в попсовую экшн-комедию).



Милош Бикович и Милена Радулович - известные светские тусовщики в белградском шоу-бизнесе

"Балканский рубеж" - это чисто коммерческий проект, рассчитанный на эмоциональное зрительское восприятие, ничего антиамериканского в нем по сути нет (это больше антиалбанский фильм, снятый в чисто американской стилистике и на американские деньги, поменять там российский спецназ на американский, албанцев на афганцев - ничего по сути не изменится). Вряд ли когда-нибудь компания «20-й век Фокс» снимет фильм, ставящий под вопрос американские ценности и американский образ жизни, или, скажем, правдиво освещающий события 11 сентября 2001 года. Фильм выдает желаемое за действительное - ничего особо выдающегося российские спецназовцы тогда не сделали, никаких бандитов они не убивали, вообще российские вооруженные силы никакими активными боевыми действиями себя в этом конфликте не проявили (московские школьники и студенты все это время ходили протестовать к американскому посольству), если не считать маневров подводной лодки "Курск", незаметно для условного противника зашедшей в тыл группировке войск НАТО в том же 1999 году под командованием премьер-министра Путина В. В. (в поселке Видяево Мурманской области в Музее атомных подводных лодок, размещенный в бывшем жилом корпусе экипажа «Курска», мы об этом слышали 12 авг. 2012 г. от офицера-экскурсовода)

Вот слова самого Егора Станиславовича:

История боя представляет собой фэнтезийную «вышивку» по канве вполне реальной спецоперации, которой командовал майор русского спецназа Юнус-Бек Евкуров, получивший за неё звание Героя России. Ещё в середине мая группа из 18 наших бойцов внедрилась в район Слатины и поставила её под невидимый контроль. Работа их, конечно, состояла скорее в скрытом наблюдении, порой настоящем театре, и готовности вмешаться в события, если потребуется. Но для боевика нужны взрывы и пожары, которыми нас кинематографисты и обеспечили

Короче говоря, этот фильм - качественный пропагандистский продукт для внутреннего сербско-российского пользования и его основа на реальных событиях довольно условна. Ненормально, когда американская компания снимает для России патриотические фильмы с коммерческой выгодой для себя, когда возникает ситуация, при которой становится возможной подобная финансовая зависимость (опять приходит на ум концепция депутата Евгения Федорова о колониальном статусе РФ - Е. Ч., 30. 11. 2019).

Вменяемому церковному сознанию русского православного человека намного ближе в ментальном плане "Форрест Гамп" (американский вариант "Идиота" Достоевского) Роберта Земекиса, чем российский ультрапатриотичный "Брат - 2" режиссера Балабанова с сомнительной моралью и своими духовно-нравственными принципами, чужими культурными кодами, что смогла бы лучше объяснить док. филол. наук Т. Л. Миронова. Кто бы снял хорошее кино про простого русского солдата Евгения Родионова (герой, который ни в кого не стрелял и своих врагов не убивал); о цесаревиче Алексии, являющимся для современного человека с секулярным сознанием всего лишь «несчастным больным гемофиликом», неполноценным в генетическом плане (который при этом очень хорошо понимал страдания обычных людей, что очень важно для будущего правителя государства), как и его сестры; парализованной слепой схимонахине Макарии Темнинской (подруге матери Ю. А. Гагарина), которую чекисты называли буднично просто «больным выродком» в своих официальных документах (это о великой молитвеннице за Россию, ибо «сила Божия в немощи совершается»); нормальный сериал о блж. Матроне Московской, чтобы было понятно, что это не аналог болгарской Ванги. Показать, как безбожное государство в России издевалось над святыми людьми, простыми православными верующими.

Не говоря уже о А. В. Суворове, молившегося за своих недругов, публично благодарившего Бога за каждую одержанную победу, и героев Императорской армии XIX века, проливавших кровь за «Веру, Царя и Отечество» и «престолы христианских государей» в Европе (хотя и не всегда благочестивых правителей с чистыми благородными намерениями).

Балканский рубеж, Егор Станиславович Холмогоров, Брат 2, кинокритика

Previous post Next post
Up