День памяти свт. Луки Крымского

Jun 11, 2023 14:11


Сумасшедший? Хуже! Христианин (Псковская епархия Русской Православной Церкви, 11 июня 2023)

Слово митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) в день памяти святителя Луки, архиепископа Крымского.

image Click to view





Проповедь митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана (Баданина) в храме св. равноап. вел. князя Владимiра г. Мурманска 28 июля 2022 г.:

«Он [князь Владимiр] хотел, чтобы Евангелие воплотилось на Руси. Наверное, каждый [православный христианин] проходил через это состояние, когда пришел к вере. Нам казалось, что все вокруг тоже другие. А эти другие смотрели на нас и крутили пальцем у виска и говорили: «У него крыша поехала просто». Во всяком случае, про меня так говорили мои друзья-офицеры. Говорили: «Ну вот, был нормальный офицер, хороший такой мужик нормальный и вдруг беда такая, крыша у него поехала». Вот так и про князя говорили многие в то время».

Хронометраж: 00:05:05-00:05:52.

Первое Послание апостола Павла к Коринфянам, стихи 18-24:

Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мiра сего в безумие? Ибо когда мiр своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие [выделено мной - Е. Ч.], для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий), проповедь на праздник Воздвижения Креста Господня 21 [так почему-то в тексте, на самом деле скорее всего 27] сентября 1945 года:

«С огромной глубиной и силой о значении Креста Христова говорит святой апостол Павел в первом Послании к коринфянам: Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия, ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну» (1Кор. 1:18, 19). Это говорил еще пророк Исаия (см. Ис. 29:14). Где мудрец? Где книжники? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мiра сего в безумие? Ибо когда мiр своею мудростью не познал Бога и премудрости Божией, то благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости (1Кор. 1:20-22).

Иудеи требуют чудес. Первосвященники и фарисеи требовали от Господа Иисуса Христа, чтобы Он показал им знамения в доказательство того, что имеет власть творить дела, какие творил постоянно (см. Мф. 12:38, 16:1). Но какие им нужны были еще чудеса, если Господь совершал их без конца? Но они были слепы. (...)

Иудеи ожидали Мессию как великого могущественного царя, который станет во главе народа Израильского и учредит всемiрную власть этого народа. Для них было соблазном слушать, что Мессией считали Того, Кого они позорно распяли на кресте.

А для эллинов это было безумие, ибо с презрением говорили греки в первые века христианства, века жестокого гонения против христиан римлянами, о проповеди, о Христе Распятом, издевались над тем, что христиане считают Богом какого-то несчастного человека, распятого на кресте. Для призванных же, иудеев и эллинов, обращенных ко Христу, это было Божией силой и Божией премудростью.

Для всех нас проповедь о Кресте, проповедь о Распятом Господе Иисусе, есть проповедь о Божией силе, о Божией премудрости.

Ибо, скажите, кто и когда в истории мiра явил силу, подобную той, какую явил Господь Иисус Христос, не только проповедью Своей, но и дивным подвигом Своим спасения гибнувшего рода человеческого, Кровью и Крестом Своим? Это сила, покорившая мiр, это сила, упразднившая власть дьявола над теми, кто уверовал в Господа Иисуса Христа, кто на сердце своем начертал знамя Креста Христова.

Мы проповедуем о Христе как о величайшей Божественной силе, мы проповедуем о Нем как о Божией премудрости, той премудрости, которая посрамила всю мудрость мiра и обратила ее в безумие, ибо нет для нас высшей мудрости, чем та, которую узнали мы из уст Господа нашего Иисуса Христа.

Мы знаем теперь, что начало премудрости не в книгах человеческих, не в книгах философских, научных, а в страхе Божием, что "нет мудрости и нет разума вопреки Господу"(Прит. 21:30) , - как говорил премудрый Соломон.

Мы помним слова Павловы о "Христе, в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения"(Кол. 2:3) . Мы ищем премудрости только в этом сокровище, и больше нигде. Мы знаем, что неложны слова Соломона о том, что "уста праведника источают мудрость" (Прит. 10:31).

Скажите, чьи уста источали большую премудрость, чем уста святителей и учителей Церкви, уста Василия Великого, Григория Богослова и целого сонма других святителей?

Чьи уста источали большую премудрость, чем уста преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Печерских? Мы знаем, что уста праведников источают премудрость, знаем: неложны слова Соломоновы о том, что "со смиренными мудрость"(Прит. 11:2), с теми, кто самих себя никогда не считают мудрыми, кто считает себя ниже других, кто ни перед кем не превозносится.»

Цит. по:

Господня Пасха : Проповеди и беседы в дни Великих праздников / Свт. Лука Крымский. - Москва : Приход храма Св. Духа сошествия (Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского), 2013. - 160 с.

Журнал «ФОМА», 7 сентября 2021

Весь зал суда хохотал, когда святитель Лука остроумно ответил чекисту

Летом 1921 года в Ташкенте проходил судебный процесс над группой медиков. Предъявленное им обвинение во вредительстве было полностью сфабрикованным, но процесс был задуман как показательная расправа, поэтому исход судебного разбирательства был предрешен заранее.

Общественным обвинителем на суде выступал сам начальник Ташкентской ЧК Якоб Петерс [1]. У оболганных жертв не было никаких шансов на спасение. Но в защиту их неожиданно выступил главный врач ташкентской больницы Валентин Войно-Ясенецкий, незадолго до этого принявший священный сан. Всего несколькими фразами он неоспоримо опроверг все безграмотные обвинения в адрес своих коллег. Возмущенный Петерс попытался взять реванш:

- Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно [2], как это Вы ночью молитесь, а днем людей режете?

- Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?

Зал встретил удачный ответ хохотом и аплодисментами. Все симпатии были теперь на стороне священника-хирурга. Ему аплодировали и рабочие, и врачи. Следующий вопрос, по расчетам Петерса, должен был изменить настроение рабочей аудитории:

- Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?

- Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести тоже не находил.

Колокольчик председателя потонул в долго не смолкавшем хохоте всего зала. «Дело врачей» с треском провалилось.

***

Сегодня мы все знаем героя этой истории как святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Его биография потрясает своим драматизмом. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути [3]. Рекомендуем всем почитать нашу статью о святителе Луке.

Примечания

[1] Яков Христофорович Петерс (1886-1938) - латыш по происхождению, заместитель председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского, врио председателя ВЧК с 7 июля по 22 августа 1918 года. Имел значок Почётного работника ВЧК-ГПУ под № 2. Был расстрелян как «враг народа» во время сталинской чистки НКВД 25 апреля 1938 г.

[2] По данным док. мед. наук, академика РАМН Юрия Леонидовича Шевченко, до 1929 года двойная фамилия Валентина Феликсовича писалась как Ясенецкий-Войно. По утверждению автора, он сделал это «по сугубо личным мотивам» и не счёл нужным упомянуть в мемуарах.

[3] В чем святитель Лука мог ошибиться?

К примеру, Владыка положительно (особенно после Победы на Пасху 1945-го года, совпавшую с Днем памяти вмч. Георгия Победоносца, получения Сталинской премии I степени в 1946-м году за труд «Очерки гнойной хирургии» - М.: Биомедгиз, 1934, который актуален для медиков до сих пор) относился к Сталину, так как думал, что он не знает о беззакониях, которые происходят в стране (на самом деле был в курсе всего, что происходит). К слову, многие люди тогда так думали, верили тому, что пишут газеты. Святитель Лука и не обязан был разбираться в политиках, так как политика, политология - не его профессиональное поприще, он всегда был служителем Божиим, также медиком, врачом душ и телес.

святитель Лука Крымский, митрополит Тихон Шевкунов

Previous post Next post
Up