Почему патриотический военно-приключенческий
х/ф «Т-34» режиссера Алексея Сидорова и продюсера Ивана Бурляева 2018 г. очень хороший фильм с христианской точки зрения, даже если не вполне историчен.
«В ноябре 1941 года в деревне Нефёдовка вчерашний курсант Николай Ивушкин был вынужден принять командование единственным уцелевшим танком и вступить в неравное противостояние с немецкой танковой ротой, приближавшейся к Москве. Силами противника командовал опытный гауптман Клаус Ягер, но это не спасло его подразделение от поражения, хоть самому ему и удалось ранить нашего курсанта.
Летом 1944 года уже пытавшийся совершить несколько побегов Ивушкин попадет в концлагерь в Тюрингии. Там же оказывается и его «старый знакомый» Ягер, который решает использовать навыки Николая для тренировки немецких кадетов. Он распоряжается собрать тому команду и выдать только что прибывшую с фронта новую модель танка Т-34, не зная, что идею побега Ивушкин не оставил.»
На 41-й минуте звучит церковное песнопение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас!»
На 43-й минуте глава конц. лагеря «Бухенвальд» в провинции Тюрингия говорит: «Добро пожаловать на курорт. Это особый курорт, здесь мы отделяем агнцев от козлищ», - концовка второй фразы - прямая отсылка к Апокалипсису св. апостола Иоанна Богослова, к описанию Страшного Суда.
Далее: «Запомни всякий вошедший сюда: здесь нет твоих мыслей, здесь нет твоих чувств. Немец твой господин», - несколько напоминает первую часть «Божественной комедии» Данте Алигьери под названием «Ад»: «оставь надежду, всяк сюда входящий» - концовка надписи, размещённой над вратами ада.
На 79-й минуте над кроватью главного героя, когда его пытаются задушить другие заключенные, висит Распятие. Понятно, что католическое или протестантское (откуда в Германии может быть православное Распятие?).
Волей-неволей вспоминаются евангельские события, когда от Христа Спасителя пытались избавиться представители его собственного народа.
На 169-й минуте, когда происходит кульминационное танковое сражение на мосту между Ивушкиным и Ягером, участник экипажа Ивушкина по прозвищу Волчок (актер Андрей Богданов) начинает читать молитву «Отче наш», хотя более напрашивается 90-й псалом Псалтири Царя Давида «Живый в помощи».
Нацист Ягер в своем танке напоминает черта или Кощея Бессмертного из русской народной сказки. По-моему, акценты здесь расставлены очень верно.
Еще такой момент:
Перед самой гибелью Ягер протягивает Ивушкину руку и тот по-христиански берет его за руку, пытается ему помочь, желая спасти от верной смерти. Но это Ягеру не помогает.