О хлюпиках и войнах Христовых

Jan 27, 2023 18:15


Аркадий Маркович Малер (род. 1979) - глава интеллектуального клуба «Катехон», главный редактор сайта katehon.ru и видеоканала Катехон-ТВ (YouTube), старший преподаватель философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Аркадий Малер сегодня в 4:39

«У сторонних и недавних читателей моего блога может сложиться впечатление, что главное дело сегодняшнего дня для меня это борьба с любыми поползновениями «красного ренессанса», что именно коммунистическую идеологию я считаю главным мiровым злом и главным врагом православного христианства. На самом деле это совсем не так [1], и каждый раз собираясь написать какой-нибудь пост про очередное проявление «красной» угрозы, я сам себя спрашиваю - а разве мне это больше всех надо? Разве без меня не обратят внимание на столь очевидный абсурд, как соучастие того же Проханова в проведении Рождественских чтений? Я как раз считаю, что у мiрового зла, то есть, называя вещи своими именами, у мiрового антихристианства, очень много разных огнедышащих голов - и коммунизм это лишь одна из них. Но история сложилась таким образом, что именно в России, призванной быть главным оплотом христианской веры, именно эта голова однажды стала предметом всеобщего, почти религиозного поклонения, так что в России коммунистическая ересь особо опасна - именно потому, что основательно пустила здесь свои корни и теперь так просто от неё не избавиться. А так бы я, конечно, с гораздо большим вдохновением писал бы об угрозе какого-нибудь гностицизма или неоплатонизма, или вообще не писал бы ни о каких угрозах, а только бы о любимых книжках, фильмах и городах, и превратил бы свой бложик в уютный атмосферный междусобойчик с себе подобными. Я же вообще совсем не «кшатрий» [2], не политик, не стратег, и вообще не воин, я просто пытаюсь по мере возможности помогать Православию хотя бы предотвращать любое антиправославие, не более того. И бесконечно важнее и интереснее любой борьбы с чем бы то ни было для меня, например, философия и богословие православного персонализма, о котором я как раз сегодня буду выступать с докладом на секции Рождественских чтений «Вероучительные аспекты миссии» в Синодальном миссионерском отделе.»

Примечания

[1] На самом деле больше всего христиан пострадало именно от большевиков и коммунистов (сталинистов), это были сами масштабные гонения на верующих в Иисуса Христа в мiровой истории.

Пик гонений пришелся на 1937-1938 годы. Расстрелян каждый второй (около 200 000 репрессий и 100 000 казней в 1937-1938 годах) [Статистическая оценка репрессий против Русской Православной Церкви]. Гонения продолжались и после. Так, в период 1960-1986 годов число храмов Русской Православной Церкви уменьшилось с 13 008 до 6794 [Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке.. - М., 2010].

[2] Кшатрии (санскр. क्षत्रिय , kṣatriya, «властный, благородный») - представитель второй по значимости варны древнеиндийского общества, состоящей из владетельных воинов. Из этой варны в Древней Индии обычно выбирались раджи.

По умолчанию должно быть понятно, что каждый православный христианин (христианин не по названию, а по своей внутренней сути) - это воин Христов, если он каждый день читает Священное Писание, молитвы, соблюдает Божии заповеди, пост и регулярно посещает церковь, т. е. живет благочестивой праведной жизнью и старается по возможности не грешить, совершенствоваться в духовно-нравственном смысле.

Христовы войны (не только мужчины, но и женщины) - это не какие-то физически сильные, накачанные люди в стильном дорогущем обмундировании со спец. подготовкой и сверхспособностями, которые мастерски владеют восточными боевыми единоборствами, всеми видами оружия, также очень быстро двигаются, пускают молнии, плазменные шары из рук и т. д., а прежде всего твердые верой в Бога смиряющиеся кающиеся грешники, которые на свои [супер] скромные силы не надеются, а просят помощи, покровительства и заступничества у Пресвятой Троицы, Божией Матери и святых угодников. Которые смиренно, без ропота, за свою преданность Христу, Православию и исторической России постоянно терпят какие-то скорби, искушения, [бесовские] нападки, в том числе оскорбления, голословные обвинения, унижения и угрозы. То есть это люди (к примеру, иноки и инокини в монастырях), которые ведут духовную брань не с конкретными людьми, а с духами злобы поднебесной. Преодолевают, прежде всего, собственные греховные недостатки, несовершенства и привычки.

Др. словами, если вы по-настоящему (не на словах) ведете духовную жизнь, то вы войны Христовы, бойцы невидимого фронта, по определению.

Митрофорный протоиерей Максим (Козлов, род. 1963) - кандидат богословия, профессор Московской духовной академии, председатель учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

«Как человек в разном возрасте, так и общества в разные эпохи испытывают разные искушения: в советское время они были иными, нежели во время постсоветское. Сегодня типическое искушение для мужчины в силу сложившихся обстоятельств такое: незачем набирать «мускул силы», мужественности.

А дальше речь уже о личном ответе человека на это искушение. Он готов преодолевать сопротивление среды, плыть против течения? Если готов, то это будет и мужской ответ, и христианский ответ - в нем есть нечто такое, о чем говорится в Таинстве Крещения: быть «воином Христа Бога нашего» [выделено мной - Е. Ч.]. А ежели человек согласен плыть по течению... Масса фильмов было снято в позднее советское время про таких мужчин. Фильм «Полеты во сне и на яву» или пьеса Вампилова «Утиная охота» - вот где слабые мужчины уже тогда были прекрасно описаны. А чеховские типажи разве были лучше? Я думаю, все-таки это еще к ним восходит.

То же самое мы видим и в наши дни: чтобы быть мужественным, нужно против течения плыть. И на это решается меньшинство. У меня нет никакого оптимизма по этому поводу, никаких иллюзий, будто ситуация вдруг переменится, и мы через десять лет получим поколение Иванов-богатырей.»

Цит. по:

О хлюпиках и войнах Христовых. Протоиерей Максим Козлов о мужской ответственности, смирении и мужественности (Журнал «Фома», 22 ноября 2013)

Хлюпики (прост., пренебр. слабые или безвольные люди) - это как раз герои многих советских фильмов. Чего стоят только «Афоня» (лидер проката 1975-го года о непутевом пьющем сантехнике), «Ирония судьбы или с легким паром!» (мораль этого фильма очень трудно понять) и др.

Именно в 1990-е гг. многие мужчины стали какими-то инфантильными, т. е. незрелыми, что «проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности. Суждения инфантильных лиц закономерно отличаются незрелостью, поверхностностью, конкретностью [Н. М. Жариков, Ю. Г. Тюльпин. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 2002. - С. 475-476]. Кроме того, инфантильные люди отличаются крайним эгоцентризмом и неумением нести ответственность за свои слова, деяния, в том числе за близких людей. Пренебрежительным отношением к родным и близким. То есть для них собственные интересы в иерархии жизненных ценностей стоят на первом месте. Что их больше всего занимает? Удовлетворение своего «хочется» (различные капризы: удовольствия и развлечения), прогрессирующих греховных привычек.

Характерный пример: бессовестные детки богатеньких родителей, бизнесменов и олигархов, которые с самого раннего детства живут на всем готовом, так наз. «мажоры».

Уважаемый Аркадий Маркович, наряду с В. М. Лавровым, И. А. Есауловым и др., - все же воин Христов, также боец интеллектуального фронта (спецназа) в неравной битве условных «охранителей» с всевозможными возгордившимися (больными на голову) красными обновленцами, революционерами и радикалами.

Думаю, что всем православным нужно читать молитвы св. Архистратигу Михаилу.

протоиерей Максим Козлов, Аркадий Маркович Малер

Previous post Next post
Up