Храм святых царственных мучеников 5 сен в 22:43 Трезвое и мудрое письмо священномученика Кирилла (Смирнова), архиепископа Тамбовского и Шацкого, главному редактору "Тамбовского края" по поводу его статьи об усиленном выражении чувств верноподданных в связи с первыми победами русской армии на фронтах 1914 года.
СНАЧАЛА НУЖНО ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ НАД СВОИМИ ПОРОКАМИ!
«Милостивый государь, господин редактор. В № 194 «Тамбовского края» от 11 сентября помещена заметка под названием «Излишняя скромность», с требованием более или менее шумных проявлений народного чувства по поводу успехов русского оружия на бранном поле. Автор жалеет об отсутствии флагов на улице и желает трескотни ракет и иллюминаций. С чувством глубокой скорби прочитал я эту заметку и протестую против ее содержания всем своим существом.
Слишком серьёзное время переживаем мы, чтобы можно было думать о рукоплесканиях и потехах. Глубоко верим, что Правосудный Господь пошлет и воинству нашему, и Родине всю полноту радости окончательной победы над гордым врагом; но об этой радости надо неустанно молиться, необходимо готовиться к ней как к великой Святыне, во всей сосредоточенности народного духа; должно заслужить эту радость подвигом общего труда и жертв, а не бесчинными кличами и расслабляющими зрелищами. Придет время - мы будем засыпать цветами обратный путь с поля брани наших доблестных воинов, мы не только флагами уберем свои дома, но готовы будем одежды свои подостлать под ноги наших героев; но теперь, теперь пока время думать о скорейшей замене продырявленной пулями рубашки, о корпии и марле для перевязки ран, о мягкой подушке под израненную голову. Прошу Вас, милостивый государь, письмо это, как противоядие легкомысленной заметке, давшей повод к его написанию, поместить в ближайшем номере»*.
Архиепископ Кирилл понимал, что война может быть справедливой, освободительной, но по природе своей она всегда основывается на человеческих страстях: желании неограниченной власти, стремлении к скорой наживе и т. п. Владыка мудро угадывал вероятность юношеского патриотического порыва в воспитанниках семинарии и предупреждал их отеческими наставлениями, понимая, как пагубно может отразиться на душевном состоянии будущего пастыря участие в войне (массовом убийстве), даже если это война «справедливая».
На годичном акте 1914 года в духовной семинарии архиерей призывал учащихся не обращать внимание на видимое расстройство учебной жизни («возможно, при данных тяжелых обстоятельствах военного времени вам придется потесниться»), а стараться продолжать занятия с не меньшими, чем в мирное время, успехами: «Настоящая война привлекла в ряды наших войск особенно много добровольцев. Есть такие и из вашей среды. Конечно, само по себе явление это в высшей степени похвальное. Но, как ваш архипастырь, я считаю долгом преподать вам мой совет. Не решайтесь брать на себя подвиг добровольчества, не испросив ранее согласия на то родителей; ведь лишь «благословение отчее утверждает домы чад». Если же будет нужда, мы сами вам скажем «Идите и защищайте Родину». Итак, не обольщайтесь излишними порывами, спокойно продолжайте ваши занятия, с твердой надеждой на то, что Господь поможет нам сокрушить врага»”.
Владыка Кирилл много времени и архипастырского внимания» уделял объяснению верующим причин военных бедствий, обрушившихся на Россию. Его слова сильно отличались от распространенных в те первые дни войны ура-патриотических проповедей большей части духовенства и настроений официальных газет. Владыка призывал обращать свой гнев не на врага, а на собственные пороки [здесь и далее выделено мной - Е. Ч.]. 1 февраля, в Неделю сыропустную, совершив великую вечерню в Казанском монастыре, архиепископ Кирилл, после молитвы «Господи и Владыко живота моего», обратился к верующим со словом назидания, в котором указал «на общий грех презрительного отношения к своим вековым религиозным и национальным заветам и устоям, когда русские люди хулят и поносят все свое древнерусское церковное и национальное и устремляют свои сердца к чужому, иноземному». «Такое наше поведение, говорил владыка, не могло не внушить немцам мысли и желания взять под свою опеку этот изуверившийся в себе русский народ и подчинить его себе. В этом своем грехе мы должны каяться перед Родиной и Церковью»". Далее владыка испросил у всех предстоящих прощения и, земно поклонившись, произнес сам слова прощания и благословения, а затем, под пение хора «Покаяния отверзи ми двери», стал принимать всех ко святому кресту.
*****
Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского/Авт.-сост. А. В. Журавский. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. - с. 110-112. Митрополит Кирилл (в миру Константин Илларионович Смирнов; 26 апреля [8 мая] 1863, Кронштадт, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя - 20 ноября 1937, Лисий овраг, близ Чимкента Казахской ССР, СССР) - архиерей Российской Православной Церкви, c 30 декабря 1909 года - епископ Тамбовский и Шацкий, настоятель тамбовского Казанского монастыря (1909), председатель Тамбовского отдела Императорского православного палестинского общества.
6 мая 1913 года был возведён в сан архиепископа.
С 22 апреля 1920 года митрополит Казанский и Свияжский.
Один из лидеров умеренного крыла оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому).
Причислен к лику святых Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 году, Русской Православной Церковью в 2000 году.
Подробнее -
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кирилл_(Смирнов)
Об уровне нравственности в «православной» Русской армии в начале XX века.
Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина».
Завьялов А.И., Утц С. Р., Моррисон А.В., Гайдаров А.Е. Сифилис в Русской армии (с ХVIII по начало ХХ столетия) (обзор) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9, № 3. С. 556-561.
А.И. Завьялов - ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра кожных и венерических болезней, профессор, доктор медицинских наук;
С. Р. Утц - ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, заведующий кафедрой кожных и венерических болезней, профессор, доктор медицинских наук;
А.В. Моррисон - ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, доцент кафедры кожных и венерических болезней, кандидат медицинских наук;
А.Е. Гайдаров - ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, студент.
«Но данным Медицинского департамента, обработанным С. П. Порфирьевым (1911), зараженность личного состава армии сифилисом в 1904 г. была равна 9,76%, в 1905 г. 14,74%, в 1906 г. 17,85%, а в 1907 г. 19,79% [26].
[в 1907-м году 1/5 часть Императорской армии была заражена сифилисом - Е. Ч.]
Перед Первой мировой войной в Русской армии венерические болезни занимали второе-третье место, а в отдельных округах первое место среди всех госпитализируемых [21].
Н. И. Козловский (1911) сообщает, что в порядке опротестования по венерическим болезням было уволено 0,15% новобранцев, и подчеркивает, что подавляющее большинство больных заражается в период прохождения действительной службы. Из «Отчета о санитарном состоянии Русской армии за 1911 год» установлено, что уровень заболеваемости венерическими болезнями в 1911 г. снизился по сравнению с 1906 г. с 62,7 до 46,6% [27].
Русская армия по уровню заболеваемости венерическими болезнями среди европейских армий занимала шестое место; на первом была румынская, на втором английская, на третьем американская и т.д.
Распространение венерических болезней в армии является прямым отражением социально-экономического и политического строя страны. Во все времена одной из главных причин распространения инфекции считалась проституция. Венерические болезни признавались как нечто неизбежное для армии, поэтому для ограждения военнослужащих от заражения при некоторых воинских подразделениях открывались особые публичные дома. Так, на страницах журнала «Врач» (1890) приводится полный текст приказа одного юнкерского кавалерийского училища о порядке посещения юнкерами дома терпимости, «избранного» самим командиром. Этот приказ, состоящий из 13 детально изложенных весьма циничных по своему содержанию параграфов, служит яркой иллюстрацией нравов, царивших в то время в Русской армии. Не менее показательной в этом отношении была статья полковника Лисовского «Кавказские стрелки за Каспием», опубликованная в правительственном журнале «Разведчик» (10 октября 1900 г.), где говорится: «Нельзя не признать вполне целесообразным распоряжение местной гражданской власти пригласить из Самарканда на временное пребывание полторы дюжины молодых сартянок». Самой молодой из них было всего 11 лет!
Борьба с венерическими болезнями в Русской армии до революции в основном была направлена на «санирование» проституции путем врачебно-полицейского надзора с привлечением военных врачей. Например, в Кронштадте много лет функционировала «Комиссия по разбору бродящих женщин». В армии широко применялись репрессивные меры, карающие солдат «не только за утайку болезни, но и за самый факт заражения», что приводило только к обратным результатам [12].
В начале Первой мiровой войны специалисты-венерологи разработали конкретный план борьбы с венерическими болезнями, как на время войны, так и на послевоенный период. Однако большинство их предложений реализовано не было либо ввиду безразличия, либо вследствие тупого невежества.
За время Первой мiровой войны (1914-1918) заболеваемость сифилисом в России значительно увеличилась: на флоте почти в 2 раза, а в военных округах в 7 раз. Уровень заболеваемости сифилисом среди гражданского населения вырос более чем в 6 раз (Саратовская, Тамбовская, Самарская, Киевская губернии) по сравнению с довоенным периодом.»
https://cyberleninka.ru/article/n/sifilis-v-russkoy-armii-s-xviii-po-nachalo-xx-stoletiya Впервые увидел упоминание об этом безобразии в публикации на странице А. Р. Штильмарка ВКонтакте.
К слову, именно «патриоты», жаждущие победы над Германией, свергли законную власть в России: это были высокопоставленные военные Генштаба, также думские правая («октябристы») и центристская («прогрессисты») либеральная, конституционно-демократическая, социал-демократическая партии и националисты из Всероссийского национального союза (Меньшиков, Шульгин, епископ Евлогий Георгиевский и др.), который составил с оппозиционными партиями в Госдуме так наз. «Прогрессивный блок» в августе 1915 г.
Практически все - честолюбивые гордые страстные самолюбивые [пафосные] люди, мечтающие о власти, высоких должностях, почестях и наградах, больших премиях. Многим из которых совесть позволяла называть благочестивую императрицу «немецкой шпионкой» и «изменницей Родины» и т. п.
Психологам хорошо известно, что люди чаще всего склонны видеть в других то, что есть в них самих.
Даже лица духовного звания находились в страшной психологической зависимости от общественного мнения, сформированного оппозиционными Правительству светскими либеральными СМИ:
Александр Дмитриевич Беляев (1849-1920) - русский богослов, доктор богословия, ординарный профессор Московской духовной академии.
С 1907 по 1911 - председатель Совета «Братства Преподобного Сергия».
Автор магистерской диссертации «Любовь божественная» (М., 1880); докторской диссертации «О безбожии и антихристе. Том I. Подготовление, признаки и время пришествия антихриста» (Сергиев Посад, 1899).
2 Беляев А. Д. Дневник. Запись 23 марта 1917 г. НИОР РГБ. Ф. 26. К. 4. Д. 6.
Цит. по:
Одинцов М.И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917-1953 гг. М.: Политическая энциклопедия, 2014. С.23. (обвинение в «хлыстовстве» - самое распространенное обвинение в России начала XX века, своего рода «ярлык»)
Что это, не наглость - фактически осуждение [оскорбление] Помазанника Божиего, супруги Его Величества? Ладно бы если только у себя в дневнике, который никто не видит.
А вот что писал Алексей Ермолаевич Эверт (1857-1918), русский военачальник, генерал от инфантерии, главнокомандующий армиями Западного фронта (1915-1917) в мемуарах в 1918-м году:
Какое легкомыслие!.. Как я мог думать и рассчитывать, что, потеряв монархию и оставив Россию в руках Родзянко и его присных, я смогу продолжать войну с немцами, а не лишусь в самый короткий срок и всей своей армии, которая под влиянием событий в тылу обратится в дезорганизованную массу, толпу, совершенно неспособный сброд! Надо было оголить хотя бы фронт, но идти во главе верных частей на Петроград, чтобы защитить Государя и восстановить нарушенный порядок. Я, как и другие главнокомандующие, предал Царя и за это злодеяние все мы должны заплатить своею жизнью…
Цит. по:
Друцкой-Соколинский В. А. На службе Отечеству. Записки русского губернатора, 1914-1918. - Москва, 2010. - С. 58-59
Можно сказать, что Бог оставил этих людей (Святейший Патриарх Тихон (думается, по внушению Свыше) не дал своего архипастырского благословения никому из вождей так наз. «Белого движения») и поэтому они проиграли Гражданскую войну дьяволятам-большевикам, своим главным [досадным наглым] конкурентам, которые получали прямое финансирование из-за рубежа. Сегодня бы их правоохранительные органы назвали «экстремистами», «международными террористами» и «иностранными агентами».
(публичного раскаяния в нарушении воинской присяги, в предательстве Верховного главнокомандующего главные генералы, основатели «Белого движения» никогда не делали. По-видимому, считали себя во всем правыми)
Как мы можем убедиться, в русской истории все логично, «нет ничего случайного» (цитирую профессора А. Н. Ужанкова).
Причем многие из этих «патриотов» после 1917-го бежали не куда-нибудь, а именно в Париж (один из самых порочных, гнилых в духовно-нравственном отношении городов Европы на тот момент, наподобие имперского Петрограда, они похожи буквально как близнецы-братья, не только прекрасной архитектурой, роскошными апартаментами, дворцово-парковыми ансамблями и фонтанами, дороговизной жизни), что было им ментально ближе.
Протоиерей Евгений Шогенов - настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове, благочинный Василеостровского округа.
«Ведь православными людьми XVIII века Петербург воспринимался неоднозначно: все видели в нём угрозу православной вере, русским традициям, русской культуре… Поэтому когда святая Ксения ходила в мундире петровской армии [своего умершего мужа], она, как святая, обличала петровский режим, безмолвно призывая власти обратиться к духовному. Да, земное наше обустройство крайне важно, необходимо, и Пётр, как царь, был выдающимся человеком, но никогда нельзя забывать о духовном! Ксения была молитвенницей за православную Россию, за то, чтобы Петербург стал поистине православным городом! Поэтому Смоленка - очень важное место не только для Петербурга, но и вообще для православного мiра, особенно сегодня, когда мы говорим уже не просто о секуляризации, но о чём-то более страшном, - как это показывает нам Запад. Выздоровление от этого непременно связано с часовней блаженной Ксении.»
Цит. по:
«Православный Санкт-Петербург», №1 (361), январь 2022 г. Как бы [секулярный атеистический языческий] дух тот же самый. Имею в виду две столицы Европы, в которых произошли самые громкие и страшные общественно-политические потрясения.
К примеру, тот же лидер «Партии народной свободы» П. Н. Милюков (добивавшийся в Зап. Европе поддержки так наз. «Белого движения») жил в Англии и Франции, в том же Париже.
(самые адекватные варианты эмиграции для русских людей на тот момент - это Сербия, Болгария, Греция, что и так понятно по умолчанию. Но все зависит также от обстоятельств, которые могут существенно поменяться спустя какое-то время. Если вы находитесь в Восточной Сибири, то некуда деваться, кроме как ехать в Китай - свт. Иоанн Максимович, ген. Дитерихс и др.)
На что всегда ориентировались революционеры в России XIX-XX вв.? На события, в которых принимали участие Робеспьер, Марат, Дантон и пр.
Даже в г. Мурманске сегодня есть улица Марата.