Дух и слово Сергия Нилуса

Sep 10, 2022 12:41


Наследие Империи вчера в 10:21

К 160-летию со дня рождения Сергия Нилуса

#НИ_история #НИ_лица



Автор: Александр Гончаров

«Полтора века вполне достаточный срок, чтобы историко-географическая карта мира изменилась до неузнаваемости. Неоднократно уже говорилось, что людям XXI столетия очень тяжело представить, чем жило и дышало XIX-е. Значительным метаморфозам подверглись и быт, и нравы, и языки, и политические силы.

Русский духовный писатель и публицист Сергий Александрович Нилус, 160-летие со дня рождения которого, приходится на 9 сентября 2022 года, наверняка подивился бы тому, что происходит с Россией наших дней, но в то же время вряд ли бы впал в непередаваемое изумление, ибо многое предвидел, предчувствовал, предсказал, опираясь на неложное учение Православной Церкви и святых отцов.

В конце концов, он ведь сам лицезрел, как духовные болезни общества переросли в революционную эпидемию, уничтожившую большинство государственных достижений русского народа. Уйдя ко Господу 14 января 1929 года, Сергий Александрович, к счастью для себя, не увидел в земной жизни самой страшной бойни в истории человеческого рода - Второй Мировой войны (1939-1945).

Предок Сергия Нилуса по отцовской линии являлся выходцем из Швеции. Как он попал в Россию начала XVIII в., узнать достоверно невозможно. Но, как бы там ни было, Нилусы окончательно обрусели.



Тогда, в XVIII-XIX вв., именно российская земля, а не Соединенные Штаты, являлась подлинным «плавильным котлом» наций, когда иностранцы, приезжая в страну ради карьерных и иных возможностей, порой за одно поколение становились совершенно русскими людьми, а их дети и внуки иной Отчизны уже и не знали. Россия проникала не только в их умы, но и сердца.

Дед писателя Петр Богданович Нилус участвовал в Отечественной войне 1812 года, сражался под Бородино, был удостоен генеральского чина. Один из сыновей его - Александр и стал отцом Сергия Нилуса.

Надо учесть, что в детстве Нилус получил как бы двойственный пример жизни от родителей. Если мать его, отдаленная родственница писателей Тургенева и Андреева, отличалась крепкой православной верой, стремлением помочь ближнему и благочестием, то вот отца орловские дворяне знали как завзятого карточного игрока и мота.

Сам Сергий Нилус пришел к вере достаточно поздно, в возрасте около сорока лет. Огромную роль сыграло его покаяние перед мощами преподобного Сергия Радонежского и то, что он (после исцеления от недуга) стал духовным чадом святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Как истинно православный человек, Нилус сделался ревнителем памяти преподобного Серафима Саровского, прославленного Церковью Русской в 1903 году по инициативе Государя Императора Николая Александровича.

Бывший чиновник С. А. Нилус избрал стезю духовного писателя, так как осознал, что русское общество оскудело душою, а печатное слово заражено оголтелой русофобией, мнимым антиклерикализмом и дикими революционными идеями.

Книги и статьи Нилуса: «Великое в малом», «Сила Божия и немощь человеческая», «Святыня под спудом», «На берегу Божьей реки», «Близ есть при дверех» и др. были направлены на защиту монархии и Святой Руси. Они получили одобрение в светоче Православия России - Оптиной пустыни.

Очень любопытна композиция творений писателя. Он как бы уподобляется древнерусскому летописцу, передавая в содержании не только свои мысли и рассуждения, но и беседы, и послания авторитетных людей из числа монашествующих, да и вполне светских тоже. Нилус не скупиться на выписки и перепечатки, что абсолютно не снижает живость и простоту всего текста. В какой-то степени, говоря о произведениях Нилуса, мы просто обязаны отмечать их гипертекстуальность.

Работы Нилуса переполнены сообщениями о православных чудесах, предупреждениями и наставлениями православных старцев, любовью к Русскому Самодержавию и русскому народу.

Сергий Александрович, как православный христианин, отлично понимал смысл существования Русского Православного Царства. В 1904 году после встречи с Императором он записал: «О, этот взгляд! Вовек не забыть мне его! Передать его выражение глаз ни словами, ни кистью невозможно. Это был взгляд Ангела-небожителя, а не смертного человека. И радостно, до слезного умиления радостно было смотреть на Него и любоваться Им, и… страшно от сознания своей греховности в близком соприкосновении с такой небесной чистотой».

А еще невозможно пройти мимо эсхатологизма книг Сергия Нилуса. Чувство приближающейся катастрофы, причем не высосанной из пальца, а реальной, жестокой и чудовищной, охватывало каждого вменяемого человека, когда он начинал читать Нилуса.

К великому сожалению, образованный слой России, зараженный и развращенный токсичным западничеством, ничего не желал видеть и слышать. Иронизируя и посмеиваясь над возможным пришествием антихриста и выпав из христианства, он не дал себе даже и часа подумать над тем, что кроме антихриста из Апокалипсиса святого Апостола Иоанна Богослова, будут еще и приходы антихристов малых, тех, которые и разворачивают процесс апостасии. Похохатывали - прослезились, когда нагрянул Октябрь 1917 года. Вот тогда-то многие «севрюжные либералы» (если перефразировать М. Е. Салтыкова-Щедрина) и ринулись читать «Протоколы сионских мудрецов», которые опубликовал Нилус. До этого недосуг как-то было. Да только оказалось поздно. Последнее их издание внутри книги «Близ есть при дверех» было конфисковано правительством Керенского в 1917 г. Пришлось рыскать по библиотекам и рукописным сусекам.

Впрочем, на счет «Протоколов» испуганное российское общество заняло совершенно неадекватную позицию. Большинство дискуссий и споров свелось к тому: фальшивка или подлинный документ это, не пахнут ли они кондовым антисемитизмом и т. д.

Сейчас невозможно сказать, что такое «Протоколы». Да и их авторство также нельзя установить. Судебные разбирательства в постреволюционные годы не привели к единому мнению и сторонников подлинности «Протоколов» и их противников. Происхождение «Протоколов сионских мудрецов» остается такой же загадкой, как и сто лет тому назад. Вероятнее всего ее не удастся разрешить и до Страшного Суда.

Однако если отказаться от разговоров об их верификации и вспомнить, что текст, опубликованный Нилусом впервые в 1905 году, имел хождение еще в конце XIX века, а известному русскому журналисту М. О. Меньшикову был знаком, по крайней мере, до 1902 года, то следует обратиться к содержанию.

По сути дела, в «Протоколах» обнародуется некий план создания мирового правительства, выработанный международным тайным сообществом. Ежели заменить жупел «евреи» обозначением любой иной крупной этнической или социальной группы, например, «англо-саксы», «американцы», «глобалисты», «экологисты», «революционеры», «содомиты», «конфуцианцы» или, прости, Господи, даже «нудисты» или «веганы», то смысл «Протоколов» не изменится ни на йоту. Разложение Христианской цивилизации, введение человеческого общества в состояние управляемого стада, развал семьи, распад нравственности и атомизация рода людского - все это остается в «Протоколах» и без антисемитской оболочки.

Вы можете не обращать внимания на «Протоколы», причислив их по разряду занимательной конспирологии. Но добравшись до трудов, скажем, Рихарда Николауса фон Куденхове-Калерги, Жака Аттали, Клауса Шваба или коммуниста Антонио Грамши, сможете получить впечатления, вполне и весьма близко схожие с теми, что испытывали читатели «Протоколов сионских мудрецов». Причем в данном случае и авторы хорошо известны, да и идеи свои они прокламировали широко и вполне открыто.

История оправдала Сергия Нилуса. Даже если напрочь выбросить «Протоколы», то актуальность его сочинений никуда не исчезнет. Через них можно прикоснуться к дивному миру русского монашества, к той России, которую мы потеряли, растранжирили, пробалаганили и забыли…

И научиться любви к Богу, России, Царю и ближнему своему…»

https://rusnasledie.info/dux-i-slovo-sergiya-nilusa/

"Наследие Империи" - это сайт канд. ист. наук, заведующего кафедрой истории и исторического архивоведения факультета государственной культурной политики МГИК генерала СВР в отставке Л. П. Решетникова.

Так наз. «Протоколы» - не более чем второстепенное Приложение к книге «Великое в малом. Близ есть, при дверех» 1905 г. Текст, который показался Сергею Александровичу весьма и весьма любопытным, злободневным и актуальным.

Либералы сегодня любят иронизировать по поводу эсхатологичности вышеупомянутой книги С. А. Нилуса (говоря об «эсхатологии для чайников»), между тем как вся древнерусская литература, по мнению док. филол. наук А. Н. Ужанкова, глубоко эсхатологична, полна предчувствиями о скором конце света. Именно такими категориями мыслили святые отцы. С. А. идет по их стопам и сам сподобился жить, существовать и выживать в страшное сатанинское антихристово время, о приближении которого писал.

Большевицких комиссаров (в том числе евреев) называют «сатанистами» не только Л. П. Решетников и др. православные общественные деятели, историки и публицисты, но и доктор права, раввин хасидского религиозного движения ХАБАД Михаил Финкель, см.: Рав М.Финкель: «Еврейские комиссары - сатанисты» ITON TV, 24 января 2016.

Вероятно, именно публикация «Протоколов» повлияла на то, что большевики его и его супругу не приговорили к высшей мере наказания, как многих других известных православных писателей, патриотов и монархистов.

По данным премьер-министра С.Ю. Витте, во время революции 1905-го года евреи составляли до 50% состава всех революционных партий, по данным док. ист. наук О. В. Будницкого, где-то около 30-50% (до 90% состава наиболее радикальных партий).

Не секрет, что евреи являлись одними из главных организаторов революции осени 1917 г., - вывод во 2-м томе исследования А. И. Солженицына «Двести лет вместе». Причем сами евреи сегодня это никоим образом не отрицают.

(понятно, что февраль - дело рук генералов-предателей из Генштаба, напрямую связанных с депутатами Госдумы)

Спрашивается, где научная критика упомянутой книги А. И. Солженицына (если ее автор действительно в чем-то серьезно заблуждается), помимо тонны евр. публицистики, о которой упомянул профессор Будницкий в своей лекции «Евреи и русская революция» (Еврейский музей и центр толерантности, 2017? Такой несколько странный аргумент для ученого: как-то неловко [перед либералами?] критиковать Александра Исаевича, так как он такой очень уважаемый человек из-за своих публицистических трудов вроде «Архипелага ГУЛАГ». Весьма критически высказался о данном исследовании об иудеях в Российской империи также известный оппозиционер, «февралист» по политическим убеждениям, док. филос. наук И. Б. Чубайс несколько лет назад.


Справочная информация к публикации.pdf

vk.com

Здесь приведены ссылки на различные книги, научные статьи, сборники документов и пр.

На что тут стоит особо обратить внимание: на самом деле главная причина того, почему западные финансовые элиты не любили Россию (как и Австро-Венгрию, Сербию, Грецию, др. монархии) и желали ей скорой политической катастрофы - не во многом несколько преувеличенное «плачевное положение иудеев в Российской империи» (муссирование этой темы в западных СМИ - один из главных аргументов в пользу того, почему Россия очень плохая отсталая страна, еще один аргумент - недавнее на тот момент крепостное право, как будто оно было только в одной России. Россия просто отменила его одной из самых последних стран в Европе, см. даты официальной отмены крепостной зависимости в мiре), а культурно-цивилизационная и экономическая геополитическая конкуренция за мiровое доминирование, обладание какими-то ресурсами, глобальный финансовый передел. А для очернения, демонизации своего конкурента все средства хороши (посмотрите карикатуры в западных СМИ на царя Николая II, который там изображался в том числе с отсеченной головой - США, Япония и др., об этом говорил В. В. Бойко-Великий в своей недавней лекции в Центре «Царский» в Екатеринбурге в июле этого года).

Точно так же критиковала российскую гос. власть (к чему та не была готова и постоянно шла на уступки, как бы боясь выглядеть в глазах общества «непрогрессивно») местная либеральная и социалистическая печать. Как говорит историк В. М. Лавров, одна критика, критика, критика... Как будто в России было все настолько плохо, что дальше просто некуда. А она на тот момент входила в 5-ку самых развитых стран мiра.

Как мы показали (см. файл выше) никогда не существовало какого-то чисто еврейского, иудейского (тем более сионистского) всемiрного антихристианского заговора. Но это не значит, что в глобальном мiре вообще не бывает каких-то страшных для простых смертных сговоров (в котором могут быть замешаны люди разных национальностей, формально являющиеся христианами, иудеями, мусульманами...), попытка все свести к одним лишь сверхбогатым евреям - значит очень упростить эту весьма сложную тему, как бы это ненаучный подход.

Вот книга, вышедшая в советском издательстве «Мысль»:

Черняк Е. Б. Невидимые империи: Тайные общества старого и нового времени на Западе. - М.: Мысль, 1987. - 272 с.

В книге показывается роль тайных обществ в узловых событиях всемiрной истории, в политической жизни отдельных стран. Отделяя вымыслы и мифы от реальной действительности, автор знакомит читателей с наиболее драматическими эпизодами из прошлого и настоящего закрытых обществ.

На примере различных союзов, начиная с сект нового времени и кончая неонацистскими организациями, раскрывается их связь с «тайной войной» разведок и секретной дипломатией, показывается их влияние на развитие науки и культуры в некоторых странах.



См. также:

Черняк, Ефим Борисович. Времен минувших заговоры / Е. Б. Черняк. - М. : Международные отношения, 1994. - 540 с.; 22 см.; ISBN 5-7133-0625-9 (В пер.) : Б. ц.

Интригующий рассказ о крупных политических преступлениях всемiрной истории, которые поражали воображение современников и их потомков и которые до сих пор хранят немало тайн. Автор всегда пытается пролить новый свет на эти тайны, исследуя факты и документы, связанные с известными судебными процессами, борьбой разведок различных стран и организацией государственных переворотов.

Для широкого круга читателей.

Жанр данной литературы: Science (General) - Scientific and popular: Journalism

Об авторе:

Ефим Борисович Черняк (18 ноября 1923, Астрахань - 30 июня 2013, США) - советский и российский историк-англовед, шекспировед. Доктор исторических наук (с 1962 года), профессор.

С мая 1947 года - старший научный сотрудник Отделения всеобщей истории Государственного научного института «Советская энциклопедия» (с 1949 года - Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия»); одновременно читал курс новой истории в Ивановском педагогическом институте.

С 1948 по 1954 год - доцент Военного института иностранных языков.

С декабря 1955 года - научный сотрудник Института всеобщей истории АН СССР, где в должности заведующего сектором новой истории проработал до 1995 года.

В 1962 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Массовые движения в Англии и Ирландии в конце XVIII - начале XIX в.».

Внёс колоссальный вклад в изучение истории, форм и способов ведения политической, дипломатической, военной и военно-технической разведки, а также подлинных биографий исторических персоналий в них вовлечённых и деятельности разведывательных структур различных государств (преимущественно США, Великобритании и западноевропейских государств), фактически стоял у основания междисциплинарного направления научно-исследовательской деятельности, известного ныне как «история разведки».

Е. Б. Черняк являлся крупным специалистом по новой и новейшей истории Западной Европы и США, однако первоначально центральною темою исследований была история Англии в новое время. Его интересовали вопросы методологии истории, историографии, а также история социально-экономических формаций в переходные периоды [Доброва Е. А. К 80-летию Ефима Борисовича Черняка // Россия и Европа: дипломатия и культура. - М.: Наука, 2004. - Вып. 3. - С. 282-283]. Историк занимался изучением истории Первой мiровой войны. В этой части он выдвинул «концепцию альтернативности исторического развития» [Козенко Б. Д. Отечественная историография Первой мiровой войны // Новая и новейшая история. - 2001. - № 3. - С. 24.]. Помимо научных монографий, Е. Б. Черняком были написаны научно-популярные работы «Пять столетий тайной войны», «Вековые конфликты» и другие [Указ. соч. Добровой Е. А., С. 283-284.].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Черняк,_Ефим_Борисович

Текст научной статьи по специальности «История и археология», журнал «Интерактивная наука», 2018:

Ермаков В.А. Антимасонская деятельность русской монархической эмиграции «первой волны» (1917-1940) // Интерактивная наука. - 2018. - № 3 (25). - С. 23-36. - ISSN 2414-9411. doi:10.21661/r-469246



Скриншот - https://interactive-science.media/ru/article/469246/discussion_platform





Скриншоты - https://interactive-plus.ru/e-publications/e-publication-502.pdf

Вячеслав Алексеевич Ермаков - психолог-психоаналитик, кандидат философских наук, PhD, доцент кафедры социологии и психологии Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), доцент кафедры психологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, автор диссертации «Философия культуры К. Н. Леонтьева: 09.00.13 / Ин-т философии РАН. - Москва, 2002. - 27 с.»

Аннотация: в работе показано, что в современной отечественной либеральной историографии русской эмиграции обнаруживается тенденция сокрытия и замалчивания политических проблем, поднятых русскими монархистами. И, наоборот, в работах представителей патриотического направления исследуется значительный спектр взглядов русских монархистов, сконцентрированных вокруг масонской проблемы и борьбы с большевизмом. Реконструирована система оценок русскими правыми представителей «философского парохода» как «апологетов масонства» и носителей идей «масонской демократии», а также как «реформаторов православия». Показана специфика борьбы русских патриотических кругов белой эмиграции с возрожденными за границей русскими масонскими ложами. Рассмотрена антимасонская деятельность русской Церкви за рубежом. В качестве высшего достижения антимасонской публицистики рассматривается религиозно-политическая философия истории русских монархистов. Автор полагает, что основным историографическим критерием различения политической деятельности русской эмиграции следует признать ее промасонскую или антимасонскую направленность. В результате исследования автор приходит к выводу, что антимасонская деятельность русских правых во многом объективно отражала основное противоречие русской истории «послеоктябрьского зарубежья» как борьбу русских патриотов-монархистов и православной Церкви за рубежом с русофобским силами Запада, концентрированным выражением которых являлось масонство.

«В заключение необходимо особо подчеркнуть: с приведенной выше системой взглядов русских монархистов на масонство уже на протяжении более чем столетнего периода ведется непримиримая идейная борьба. Эта борьба характерна как для западной историографии в целом (за небольшими исключениями), так и для советской, и для современной либеральной историографии.

Профессор В.Э. Багдасарян оценивает взгляды русских правых как попытку «мифологизации истории» или создание «мифологической версии истории» [Багдасарян В.Э. «Теория заговора» в отечественной историографии второй половины ХХ - ХХ вв.: критика мифологизации истории. Дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2000. - 528 с.]. В монографии Ю.И. Семенова «Философия истории. Общая теория исторического процесса» (2013) взгляды русских правых представлены как «ксенофобская мифология» или «волюнтаристский вариант истории» [Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория исторического процесса. - М.: Академический проект; Трикста, 2013. - 615 с.].

Признать историческую объективность взглядов русских правых мыслителей современные историки не могут по причине тотального господства либерально-атеистических установок, перекрывающих путь духовного, религиозного познания исторических процессов.»

https://cyberleninka.ru/article/n/antimasonskaya-deyatelnost-russkoy-monarhicheskoy-emigratsii-pervoy-volny-1917-1940

Думаю, что даже авторы научных статей, диссертаций, монографий могут где-то ошибиться или быть не вполне точными (что-то не совсем правильно понять и т. д.), так как никто не свободен от так наз. «когнитивных искажений».

См. также публикацию «Допустимо ли научное исследование теневых сторон истории / современности?» в этом ЖЖ от 22 сентября 2020 г.

Большая проблема в том, что на данный момент существует очень мало строго научной литературы по этой сложной теме.

К примеру, в книгах канд. ист. наук А. И. Фурсова очень много домыслов, различной непроверенной информации, реальные исторические факты соседствуют с мифами, с откровенной ерундой.

В качестве иллюстрации можно взять список книг, которые он рекомендует прочитать. Там присутствует одна публицистика (пожалуй, наиболее любопытные - работы Д. И. Перетолчина о том, как крупные западные монополии финансировали создание Третьего рейха, см. ссылка 1, ссылка 2), отсутствуют ссылки на труды академических ученых. Про Сталина у него там приведены ссылки из ученых только на работы док. ист. наук, главного научного сотрудника Института российской истории РАН Ю. Н. Жукова. Жуков - это единственный на сегодняшний день академический ученый в России, который оправдывает деяния Сталина, как бы он для него не плохой и не хороший. Сам проф. Жуков - атеист, далекий от какой-либо религии.

Есть также книги бывших профессоров МГИМО док. эк. наук В. Ю. Катасонова (в которых он профессионально критикует модель западной экономики), канд. ист. наук О. Н. Четвериковой (в своей критике трансгуманизма и тотальной цифровизации она во многом буквально совпадает со Святейшим Патриархом Кириллом, также ведет активную общественную деятельность).

К слову, именно в Советском Союзе было выпущено больше всего, в том числе научной (одна из авторов - док. юрид. наук, заслуженный юрист СССР Моджорян), антисионистской литературы в мiре, см. прикрепленный файл выше. С. А. Нилус тут и рядом не стоит - коммунисты на полном серьезе много лет обвиняли сионистов как агентов западного империализма в стремлении разрушить, упразднить Советский Союз (хотя отчасти это может и так). В советских вузах даже были введены ограничения по квотам для зачисления студентов евр. национальности.

Так, в 1982 году будущий глава Палестинской автономии, почетный доктор МГИМО (2008) Махмуд Аббас «защитил кандидатскую[8] диссертацию в Институте востоковедения Академии наук СССР по теме «Секретная связь между нацизмом и сионизмом» (...). Научным руководителем Аббаса, назначенным директором института Е. М. Примаковым, был специалист по истории Палестины В. И. Киселёв[8]. На основе диссертации Аббас написал монографию «Другое лицо: секретные связи между нацистами и руководством сионистского движения».

Подробнее - https://ru.wikipedia.org/wiki/Аббас,_Махмуд

Любопытно, что научные сотрудники Еврейского университета в Иерусалиме подозревают М. Аббаса в работе на КГБ СССР.



Махму́д Абба́с (араб. محمود عباس), также известен как Абу́ Ма́зен (на русском языке псевдоним произносится с твёрдым -зэ- [ M а́ з э н ][2], ابو مازن) (род. 26 марта 1935, Цфат) - палестинский политик, президент автономии (с 5 января 2013 года)[3]. Председатель движения ФАТХ. Председатель исполкома Организации освобождения Палестины с 2005 года.

Справедливости ради стоит сказать, что власти Израиля относятся к палестинцам (среди которых присутствуют и террористы) точно так же, как в Российской империи Правительство относилось к евреям и иудеям (то есть очень подозрительно, как к потенциальным преступникам), на это также обращал внимание в одном из своих писем к Проханову доктор права М. Финкель.

Израильские журналисты и публицисты часто обвиняют М. Аббаса в том, что он оправдывает палестинских террористов (кстати, террористов-социалистов, когда они убивали чиновников и полицейских, в Российской империи всегда оправдывала, всячески выгораживала либеральная печать), считает их героическими борцами за независимость и пр.

Нам в данной истории интересно то, насколько правдивы его научная диссертация и монография (потому что если они реально описывают то, что происходило в действительности, необходимо коренным образом пересматривать свое отношение к официальной истории XX века).

В противном случае необходимо обвинить в подлоге и несоответствии занимаемой должности премьер-министра России Евгения Максимовича Примакова.

Имеет смысл прочитать строго научную статью научного руководителя М. Аббаса В. И. Киселева «Встречи с Махмудом Аббасом» ЖУРНАЛ Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2007 (ВАК).

Владимiр Иванович Киселёв (16 января 1935 - 12 апреля 2017, Москва, Российская Федерация) - советский и российский дипломат. Чрезвычайный и полномочный посланник 1 класса (1991). Чрезвычайный и полномочный посол СССР и Российской Федерации в Боливии (1991-1995).

Кандидат исторических наук, доцент.

После окончания МГУ находился на ответственной комсомольской и партийной работе на Украине. Затем занимал различные должности в Отделе стран Латинской Америки, Первом Латиноамериканском отделе МИД СССР, Латиноамериканском департаменте МИД РФ. В 1977-1984 и 1987-1991 годах являлся сотрудником Посольства СССР на Кубе.



https://cyberleninka.ru/article/n/vstrechi-s-mahmudom-abbasom/viewer

Автореферат диссертации М. Аббаса присутствует в каталоге «Российской национальной библиотеки», выложен на сайте НЭБ для скачивания, но самого файла там почему-то нет: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_rc_945670/

Читать: https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_rc_945670?page=1&rotate=0&theme=white













Но вернемся к Сергею Александровичу.

О. А. Платонов, д. э. н., директор Института русской цивилизации:

«Публикация Сионских протоколов в книге С. А. Нилуса «Великое в малом» [якобы - Е. Ч.] была благословлена великим русским Святым и прозорливцем Иоанном Кронштадтским. Без духовной поддержки Иоанна Кронштадтского книги Нилуса могли бы и не увидеть свет. Как отмечает современник, «сам Нилус не верил в возможность интереса читателей к его книгам. Под влиянием такого своего уныния и пессимизма он мог и не написать своего знаменитого труда. Но именно для устранения этого препятствия дивный прозорливец о. Иоанн уверенно предсказывает ему успех: „…Пиши, твои книги будут покупаться и читаться“. Эти слова сказаны в феврале 1906 года, когда революционный мрак и буря покрывали всю Россию… Вот это благодатное и могущественное слово о. Иоанна есть пример той соборности в труде Нилуса… без которой и самого труда, несомненно, не появилось бы…».

Св. Иоанн Кронштадтский с душевной теплотой относился к Нилусу и его верной помощнице и жене. «Передай (им. - О.П.), - говорил он своей духовной дочери Г. Лобовиковой, - что я их крепко люблю. Хорошо Нилус пишет: я с великим удовольствием прочитал его сочинения. Его сочинения - чистый алмаз». «Передай ему (Нилусу. О.П.), - говорил Святой той же Лобовиковой, - что я глубоко, глубоко уважаю его и люблю его любовью брата о Христе».

«Батюшка, - рассказывала о Нилусах Иоанну Кронштадтскому Г. Лобовикова, - ведь они оба очень хорошие, религиозные и гостеприимные. А Батюшка (Иоанн Кронштадтский. - О.П.) говорит: «От хорошего дерева - хорошие и плоды». Батюшка, говорю, благословите их! Он снял шляпу, перекрестился и говорит: „Бог их благословит“. Да я еще ему говорю, что С. А. Нилус еще три тетради написал и будет издавать. „Скажи - скорее бы издавал да мне прислал прочитать“».

Цит. по:

О. А. Платонов «Терновый венец России. Загадка сионских протоколов». (том 6) - М.: «Родник», 1999, глава 23

Выпуск серии этих книг получил благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна Снычева, данный том автор посвятил памяти Владыки, который отошел ко Господу в 1995-м году.

Сегодня книги С. А. Нилуса продаются во многих православных храмах, монастырях, магазинах (например, магазин христианской литературы «Слово» напротив Казанского кафедрального собора в СПб, Малая Конюшенная ул, д. 9), присутствуют в наличии во многих епархиальных (например, в Мурманской епархии) и монастырских библиотеках (например, Свято-Троицкий Феодоритов Кольский мужской монастырь).

У книжной полки. С.А. Нилус. Полное собрание сочинений в пяти томах (телеканал «Союз», 9 сентября 2018)

image Click to view



Чисто научная лекция:

Ульянова Л.В. С.А. Нилус и происхождение "Протоколов сионских мудрецов" (Институт Всеобщей Истории РАН, 15 апреля 2020)

Справка для очередного тома литературной энциклопедии «Русские писатели: 1800-1917», которая была снята с публикации.

Интересно, что про С. А. Нилуса до сих пор не было снято ни одного большого документального фильма.

#НИ_история, #НИ_лица, Сергей Александрович Нилус

Previous post Next post
Up