О митрополите Иларионе (Алфееве)

Jun 13, 2022 13:52


Ольга Николаевна Четверикова (род. в 1959) - кандидат исторических наук, член Союза писателей России. До 2018 года - профессор, доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД РФ.

Область научных интересов: основы и эволюция европейского религиозного сознания, Римско-католическая церковь в европейской геополитике, этнические и религиозные конфликты в Западной Европе в конце XX - начале XXI вв., финансовые механизмы европейской политики новейшего времени, религиозно-финансовые аспекты глобализации, новые религиозные движения и корпоративная религия.

(в критическом анализе тотальной цифровизации средней / высшей школы, др. сфер жизни граждан РФ, идеологии трансгуманизма при поддержке канд. юрид. наук А. В. Швабауэр, док. эк. наук М. Л. Альпидовской и др. специалистов буквально совпадает со Святейшим Патриархом Кириллом)

Четверикова Ольга Николаевна 8 июн в 10:57

«Ещё раз об Алфееве.

«Однако «удаление» Илариона в Венгрию вовсе не обязательно означает немилость Патриарха или политических властей. Накануне Синода Алфеев побывал в Будапеште. Заметим, что именно власти Венгрии недавно не дали Евросоюзу объявить санкции против Патриарха Кирилла в рамках шестого пакета. Возможно, так же как Венгрия выполняет роль латентного союзника России в ЕС, так и Иларион останется «человеком Патриархии» в глубинах «русофобской» Европы, и для этого митрополит выводится из-под возможных ударов брюссельской бюрократии".»





https://www.ng.ru/faith/2022-06-07/1_8455_general.html

Небольшой комментарий к данной публикации.

[12 июня 2022 г. на прощальной проповеди после Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Москва, на ул. Большая Ордынка, 20 митрополит Будапештский и Венгерский Иларион сказал, что был снят со своей должности с формулировкой, «не в связи с претензиями к работе отдела ОВЦС», см.: https://www.youtube.com/watch?v=RDQrh_XYAg4]

Меня давно занимал вопрос: как православные верующие люди в России должны относиться к деятельности и личности митрополита Илариона?

Ведь в церковной среде существует множество различных мнений по данному вопросу, от резконегативных (так, кандидат богословия, иерей Георгий Максимов категорически не согласен с ним по поводу каноничности участия православных церковнослужителей в совместных молитвах с инославными, так как это очень спорный вопрос. Проблема в том, что у о. Георгия часто критика поступков конкретного человека плавно переходит в осуждение личности, что не совсем корректно) до умилительно-восторженных.

См. также комментарии обычных верующих граждан к видео на странице ВКонтакте православного журналиста Алексея Шахматова: https://vk.com/feed?w=wall532164492_49565

Люди почему-то не понимают (хотя они вроде бы не совсем глупые), что, критикуя действия митр. Илариона, они тем самым высказывают недоверие Святейшему Патриарху Кириллу, который его и назначил на данную должность как своего ближайшего единомышленника и установки которого он честно выполнял многие годы, так как никогда ничего не делал сам по себе, вопреки условной «политике партии», то есть независимо от Московской Патриархии. Как говорит прот. Андрей Ткачев, Церковь с ее жесткой авторитарной иерархией - это как армия, священники - это [условно] ее офицеры, епископы - полковники, митрополиты - генералы. Наверное, гораздо честнее и последовательнее будет предъявить претензии непосредственному начальнику бывшего Владыки Волоколамского.

(наверное, бывший глава внешних церковных связей тоже бы мог сказать: «Я вам не нравлюсь? Пожалуйста, все свои претензии адресуйте Патриархии.» Можно подумать, он сам сюда пришел и сам себя назначил на эту должность.)

Сейчас он ушел, и на его место Патриархия поставила точно такого же, сходного с ним по взглядам «филокатолика» (как выражаются некоторые «консерваторы» с РНЛ), но не такого авторитетного и харизматичного, ее внешняя политика с его уходом никак в этом отношении не изменилась.

Александр Викторович Ермолин, преподаватель Ярославской духовной семинарии:

«Филокатолицизм - система философских, общественно-политических и религиозных взглядов, для которой характерно отведение католицизму ведущего места в культурной, общественно-политической и религиозной жизни страны.»

Цит. по:

Ермолин А. В. Генезис филокатолицизма в русской религиозной философии. ЖУРНАЛ «Ярославский педагогический вестник», 2012 (ВАК)

(на данный момент иерей Александр Ермолин - проректор по учебной работе, старший преподаватель кафедры богословия и философии, благочинный храма св. прав. Иоанна Кронштадтского при КазПДС)

На самом деле митр. Иларион не является «филокатоликом» с религиозно-философской точки зрения, сторонником взглядов В. С. Соловьева, Л. П. Карсавина, С. Н. Булгакова, так как он не признает приоритета, превосходства Римской Католической Церкви над Русской Православной Церковью.

Вопрос: чем теперь будут заниматься критики Венгерского Владыки?Переключат свое внимание на нового главу ОВЦС? Снова запустят свою старую пластинку?

Как бы кто не относился к митрополиту Илариону, его, как патролога, доктора богословия многих высших учебных духовных заведений и церковного историка следует уважать хотя бы за серию книг Иисус Христос. Жизнь и учение. В 6-ти книгах. - М.: Издательство Сретенского монастыря, Эксмо, Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия 2016, 2017.

Также Владыка Иларион - единственный архиерей Русской Православной Церкви, который защищал от различных нападок сторонников «Имяславия» на Афоне, к которым сочувственно относились св. прав. Иоанн Кронштадтский, император Николай II и мн. др.: Митрополит Иларион (Алфеев). «Священная тайна Церкви» («Введение в историю и проблематику имяславских споров») - первый фундаментальный труд, посвященный данной проблеме, написанный на базе обширного материала (исторические сводки, анализ Ветхого и Нового Заветов, патристические свидетельства).

В свое время было очень отрадно узнать, что хоть кто-то что-то хорошо пишет об «имяславцах», которых буквально гнобил Святейший Синод в начале XX века, нанеся тем самым колоссальный ущерб русскому монашеству на Афоне.

Довольно познавательные д/ф у него были о св. первоверховном апостоле Петре (можно посмотреть 12 июля на ю-тюбе), о св. Савве Сербском и др. Совместно с док. филол. наук, профессором Сретенской духовной академии А. Н. Ужанковым принимал участие в съемках д/ф Александр Невский. За Веру и Отечество (2021) @Телеканал Культура.

(к слову, многие церковные люди (которые много лет живут и работают в Церкви) искренне не понимают, как любовь к св. блгв. князю Александру Невскому может сочетаться у Патриарха Кирилла и его ближайших единомышленников с участием в работе Всемiрного совета церквей и т. д. (приведу пример из реальной жизни, чтобы не быть голословным: Наталья Петровна Грацианова, секретарь митр. Мурманского и Мончегорского Симона, гл. ред. епархиальной «Православной газеты», одна из руководителей Свято-Феодоритовских епархиальных катехизаторских курсов, назвала в 2014-м году католиков «еретиками» всвязи с новой политикой Патриархии: «Какие они нам братья? Они еретики»). Кто бы им это объяснил, подробно растолковал, лекцию прочитал на эту тему. Многие люди склонны бояться или опасаться того, чего они не понимают, это нормальная защитная психологическая человеческая реакция. Когда они испытывают страх или опасение из-за недостатка информации, то это часто связано с проявлением негативных эмоций: тревога, злость, обида [слезы] и т. д., в том числе начинают чувствовать, что их кто-то [якобы] обманывает (или использует «двойные стандарты»), вводит в заблуждение, водит за нос... Очень много проблем в жизни у людей возникает из-за недоговоренности, т. е. если появляются какие-то недопонимания или разногласия, то они должны подробно проговариваться, чтобы были ясны все нюансы)

Просто по программе «Церковь и мiр» на телеканале «Россия 24» было заметно, что митр. Иларион, как выпускник Оксфорда и церковный функционер, церковный политик (вульгарное слово «политикан»), был очень далек от проблем простых людей в российской глубинке. К примеру, у него спрашивали что-то серьезное (для тех, кто задавал вопрос), а он мог формально ответить цитатой из св. отцов Церкви, которые жили столетия назад.

А так, как человек в принципе хороший, даже если где-то [иногда] ошибался или ошибается, в том числе в каких-то важных сложных вопросах общественно-политической, церковной жизни. Имею в виду, что он [наверняка] никому сознательно специально, умышленно зла не причинял, какой-то подлости не делал. В каких-то публичных скандалах никогда замечен не был.

Может оказаться так, что многие его недоброжелатели (такие, как Анатолий Артюх, Евгений Спицын и др., которые на полном серьезе называют Владыку «агентом Ватикана», испытывают к нему личную неприязнь) - сами [мягко говоря] не очень хорошие люди по своим чисто личностным человеческим качествам.

Ольга Николаевна Четверикова, митрополит Иларион Алфеев

Previous post Next post
Up