Православных часто обвиняют в «конспирологическом мышлении» по различным поводам (достаточно вспомнить недавние нападки на Михалкова), однако в части научного сообщества в последние годы получила распространение так называемая «криптоистория» и ее анализ. Это касается, прежде всего, директора Института системно-стратегического анализа (ИСАН) А. И. Фурсова и его сотрудников.
В июле этого года там вышли в свет следующие примечательные работы:
1. Беляев А.Т. Деструкция номер 1917. Опыт декодирования данных и смыслов. - Издательство КМК, 2020 - 263 С. ISBN978-5-907213-84-5
В книге на основе криптоаналитики исторических данных, мемуарной литературы и документированных исследований анализируются глубинные движущие силы и связанные с ними персоны, определившие ключевые процессы первой четверти ХХ века.
Главное внимание уделено событиям Октября 1917 г. и Гражданской войны. Автор предлагает принципиально новое понимание этих событий, одинаково далекое и от популярного ныне концепта национального предательства, и от безоговорочного прославления В. И. Ленина и И. В. Сталина.
2. Смирнов И.И. Тропы истории. Криптоаналитика глубинной власти. - Издательство КМК, 2020 - 473 С. ISBN978-5-907213-75-3
Книга посвящена ответу на три ключевых вопроса: что, когда и почему пошло не так, в силу каких причин и обстоятельств прогрессивная динамика общественного развития сменилась на рубеже 1960-70-х годов на деструктивную траекторию? На основании перекрестного анализа малодоступных источников западных и российских архивов, мемуарной литературы и собственных воспоминаний, автор предлагает свою версию глубинных процессов последней четверти ХХ века, которые в итоге привели к надвигающемуся системному, политическому, экономическому, культурному, экологическому и технологическому кризисам.
Кто такие Смирнов и Беляев - неизвестно. Их книги представил Андрей Ильич Фурсов в своем ролике от 14 августа на ю-тюб канале «Завтрашний День»
https://www.youtube.com/watch?v=qZSrV7hXoZE&t=23s, процитировав Ивана Ивановича Смирнова:
«Согласно сложившейся в разведывательных службах традиции, криптоаналитика обычно имеет дело с расследованием отношений полностью скрытых от внешнего наблюдателя придонных слоях наднациональных, транснациональных и вненациональных элит и др. организованностей. (...)
Работа разведчика, криптоаналитика, расследователя в конечном счете сводится к построению на основе заслуживающей доверия информации модели того или иного процесса ситуации, собрания. Любая же модель - не есть что-то существующее в природе само по себе. Модель, и в этом необходимо признаться честно, это всегда плод воображения в отношении тех или иных объектов, фактов, сведений».
Фурсов обращает на это внимание, так как многие исследователи и социологи путают свою модель с реальностью. По его словам, ученые не различают между собой ключ (собственную концепцию криптоистории) и замочную скважину (ситуацию в действительности).
Смысл вышеприведенных произведений можно свести к тому, что если бы не Ленин и Сталин, Россия со временем превратилась бы в колонию Великобритании (что очень близко к околонаучной позиции профессора Катасонова, утверждающего что победа в Первой Мировой войне превратила бы Российскую империю в колонию Ротшильдов, от чего ее якобы спас октябрьский социалистический переворот). Согласно представлению одного из авторов, все беды в СССР начались после смерти Сталина в 1960-х гг., когда советская верхушка стала играть в политические игры с буржуинами (как будто Сталин был от них полностью независим и ни в каких крупных геополитических интригах участия не принимал), слой номенклатуры стал перерождаться, она захотела стать частью западного глобального проекта, возомнив, что в этом случае с ней станут разговаривать на равных. Иными словами, корень всех современных бед России - в 1960-1970-х гг. (а не в предательстве Царя-мученика в феврале 1917-го, общем духовно-нравственном состоянии общества в начале XX века, см. брошюру митрополита Митрофана Баданина «Духовные причины русской революции»), о чем предупреждали коммунистическую партию Троцкий и Сталин.
Почему-то Финляндия Маннергейма не превратилась ни в чью колонию после 1917 г., хотя там никогда не было ленинских / сталинских радикальных социал-экстремистов, тем более что эта страна никогда не была независимой, будучи частью то Швеции, то России. Сравните сегодня жизнь на финляндской границе с населенными пунктами в республике Карелия и Ленинградской области (счастлива сегодня та страна, которая избежала прелестей коммунизма).
Вообще, что такое «криптоистория» в традиционном лингвистическом понимании?
«Криптоисто́рия (греч. κρυπτός - «тайный», «укрытый» + история), тайная история -
жанр фантастики, основанный на фантастическом допущении, что реальная история человечества отличалась от известной нам, но была забыта, скрыта или сфальсифицирована и т. п. Близка к жанру
альтернативной истории. Криптоистория изображает
реальность, внешне не отличающуюся от обычной
истории, но показывающую участие неких иных сил (пришельцев, магов и т. п.), либо описывает якобы состоявшиеся события, оставшиеся неизвестными. Термин «криптоистория» введён в оборот
Г. Л. Олди, чтобы описать жанр некоторых произведений
Андрея Валентинова[1], и используется только в русской критике. В англоязычной для этого жанра принято название «
англ. secret history» - «тайная история»
[2], означающий то же самое.
Часто в основе сюжетов криптоистории -
теории заговора, нетрадиционные трактовки исторических событий,
мифов и
легенд и даже других литературных произведений (например, К. Еськов подошёл с точки зрения криптоистории к «Властелину колец» Толкина). В отличие от авторов
неакадемических исследований в исторической науке, писатели криптоистории не скрывают, что все их теории - не более чем художественный вымысел.»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Криптоистория Автор журнала «Эксперт» №46 (876) Георгий Любарский, анализируя монографию А. И. Фурсова «De Conspiratione: Капитализм как Заговор» 2013 г., замечает:
"У криптоистории очень трудный объект. Мало того что это «субъективная» история, а не физика, так это еще и специально скрываемая история. Это история тайных договоренностей - от нее почти не остается документов, дела решаются молчаливым рукопожатием. Как же можно изучать этот крайне скользкий предмет?
Главным орудием оказывается построение адекватной системной теории интересующего объекта, определение целей субъектов исторического процесса. Тогда, зная, кто действует, зная зачем, можно отыскать следы действий, если знать, где искать. И тогда возникают картины удивительной красоты и сыгранности: как внезапно складывающийся пазл, множество мелких деталей вдруг находят свое объяснение, и от сомнений не остается и следа. (...)
Криптоистория, как сказано, работает с косвенными свидетельствами, так что особенно важным оказывается выделение объекта исследования и моделирование его целей. То, с чем работает криптоисторик, - это именно манипуляции объектом исследования, изменение его конфигурации и работа с приписыванием этому объекту мотивов и целей. Именно в этом месте хороший криптоисторик достигает победы, то есть правдоподобного описания, а плохой опускается до мелкого мошенничества, подменяя доказываемый тезис и в результате такой игры в наперстки демонстрируя читателю ложную картину (если угодно, с сохранением всей достоверной фактуры)." [отсюда происходит то, что мы называем «дешевая конспирология» - Е. Ч.]
https://expert.ru/expert/2013/46/istoriya-zagovoryi-kriptoistoriya/ Так что можно принимать к сведению эти работы, но не стоит относиться к ним слишком серьезно (как мне кажется, на них оказывает влияние идеологические предпочтения авторов. Если я сталинист, положительно воспринимающий годы правления товарища Джугашвили, то буду прежде всего искать факты, представляющие Сталина в выгодном свете. Для исследователя важное умение - оставаться беспристрастным, вне зависимости от своих симпатий и антипатий).
Особо выделяются на этом фоне субъективной [чаще всего околонаучной] криптоаналитики, написанной в научно-публицистическом стиле, периодически появляющиеся профессиональные работы академических ученых (к примеру, монография члена Научно-экспертного Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, д. ф. н. А. П. Кочеткова «Транснациональные элиты в глобальном мире» М.: Аспект-Пресс, 2020), или высокопоставленных государственных аналитиков, служащих правительственных структур, работников специальных служб (мало кто из них пишет сегодня книги).
Нижеприведенный трехтомник А. И. Фурсова [при всех имеющихся недостатках] - лучшее, что выходило на тему тайной международной политической истории у нас в стране за последние годы, в его написании главным образом принимали участие светские авторы, симпатизирующие И. В. Сталину:
Горяинов С.А., Карпенко В.И., Рудаков А.Б., Пономарёва Е.Г., Д.Ю. Перетолчин, Ю.В. Емельянов, А. В. Островский, К.А. Черемных, Н.В. Кравчук, В. И. Карпец, О. Н. Четверикова
(случайно, тут из них никто не путает свою модель криптоистории с реальностью? В том или ином процентном соотношении, насколько их представление о действительности соответствует реальному положению дел в мiре? Думаю, что уважаемая Ольга Николаевна, по сравнению с остальными, отличается в выгодную сторону)
Семинар по криптоистории
08.05.2017
Андрей Фурсов и Елена Пономарева. Семинар по криптоистории и презентация трехтомника De Conspiratione, De Aenigmate, De Secreto в Институте европейских исследований (Белград, 03.05.2017)
Елена Георгиевна Пономарева - доктор политических наук, профессор МГИМО МИД РФ, член Диссертационного совета МГИМО по политическим наукам; президент Международного института развития научного сотрудничества (МИРНАС); заместитель директора Института системно-стратегического анализа (ИСАН); член редакционных коллегий научных журналов ВАК РФ.
Институт [европейских] политических исследований - центральное научно-исследовательское учреждение в Сербии в области политических наук.
http://andreyfursov.ru/news/seminar_po_kriptoistorii/2017-05-08-635