После карантинных мер возобновил полноценную работу православный клуб «Бодрствование»

Aug 03, 2020 22:30


Дмитрий Игоревич Стогов, к.и.н., доцент кафедры истории культуры, государства и права СПбГЭТУ «ЛЭТИ»:

«После карантинных мер, связанных с пандемией коронавируса, возобновил полноценную работу православный клуб «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, действующий при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ [духовник которого - митрофорный протоиерей Иоанн Миронов - Е. Ч.]

В минувший вторник, в праздник Казанской иконы Божией Матери, 21 июля, мне удалось посетить одно из занятий клуба. Вел его председатель клуба Юрий Никифорович Кладиков. После чтения акафиста Казанской иконе Божией Матери соратники разбирали Евангелие. Ю.Н. Кладиков зачитывал некоторые отрывки из Евангелия, а именно - от Иоанна 9, 1-10, 11; Матфея 27, 52-53; Матфея 18, 6, пользуясь толкованием протоиерея Олега Стеняева.

Одна из соратниц клуба зачитала отрывок из книги «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мне удалось рассказать подробно о поездке на могилу протоиерея Николая Гурьянова на остров Залита, в которой я принимал участие. Она состоялась 18 июля и была организована паломнической службой «Лампадка», действующей при храме «Неупиваемая Чаша». Участники поездки на автобусе преодолели около 250 километров, затем переправились на двух катерах на остров Залита, на острове посетили храм Николая Чудотворца, в котором служил старец Николай.

Паломники также посетили домик отца Николая и местное кладбище, на котором и покоится старец.



https://vk.com/photo1004423_457250909

В доме старца Николая очень уютно, хотя до предела скромненько. Очень много икон. Среди незатейливой мебели бросается в глаза фисгармония. Я вспоминал сельские дома в Ветлуге, в которых приходилось когда-то ночевать, тут чем-то очень все похоже. У могилы старца Николая обилие голубей. Очень благостно и светло! На ветках деревьев тоже голуби. Уезжать отсюда не хочется… Потом нам показали могилу блаженного Михаила на кладбище.

На обратном пути участники поездки посетили Спасо-Елиазаровский монастырь, известный всему миру тем, что именно здесь старец Филофей в письме к Великому князю Василию III изложил знаменитую теорию «Москва - Третий Рим».

Потом Ю.Н. Кладиков попросил меня ответить на вопрос (в свете того, что в контексте Спасо-Елиазаровского монастыря я упомянул теорию «Москва - Третий Рим») о том, сохраняет ли современная Россия идею «Третьего Рима». Я сказал, что на духовном уровне - безусловно, на материальном уровне - частично (в смысле, что и советская власть, и современные властные структуры в какой-то степени выполняли и выполняют свою имперскую функцию).

Одна из соратниц клуба изложила Житие святых Феодора и его сына Иоанна, умученных язычниками на Руси в Х веке. Потом она прочитала свое стихотворение о Казанской иконе Божией Матери. Пили чай с пряниками.»

https://dmitrystogov.livejournal.com/51874.html

Когда я был на могиле блж. Матронушки Босоножки, что возле храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость (с грошиками)» на проспекте Обуховской Обороны, д. 24 в августе 2016-го, то уходить оттуда тоже очень не хотелось. Было желание подольше посидеть на скамеечке, которая находилась недалеко среди деревьев. Там очень тихо и спокойно (в том смысле, что практически нет прохожих). У часовни Ксении Петербургской на Смоленском кладбище наоборот, очень шумно и многолюдно. Все-таки самая известная святая Северной столицы.

На епархиальных курсах наш руководитель канд. ист. наук А. И. Тучков (лет шесть назад) нам объяснил, что появление теолого-политической теории «Москва - Третий Рим» было связано с тем, что в Европе начала 16 века были сильны апокалиптические настроения и все ожидали скорого конца света, подобные слухи проникли в Москву. Тогда монах Филофей написал великому князю послание, в котором указал, что конец света не наступит, пока Русь хранит православную веру, воспринятую от греков (Второго Рима), а Четвертого Рима никогда не будет. Вот это я запомнил из часа выступления по этой теме Антона Ивановича. Конечно, о самой концепции я имел представление и раньше, но не знал предпосылок ее возникновения.

"Если бы самодержавие вело Россию к гибели, то наши многочисленные враги были бы первыми его сторонниками".

- Клавдий Никандрович Пасхалов (1843 - 1924), писатель и публицист, активный участник и теоретик монархического (черносотенного) движения.

Правда о черной сотне (просто почитать статьи Дмитрия Игоревича)

Часть 1 http://www.pkrest.ru/197/197-6.html

Часть 2 http://www.pkrest.ru/198/198-6.html

Дмитрий Игоревич Стогов, протоиерей Николай Гурьянов

Previous post Next post
Up