Гобой
Гобой - это не только один из самых красивых инструментов симфонического оркестра, он ещё и один из древнейших музыкальных инструментов на земле. В шумерском царстве дельты реки Евфрат был найден прототип современного гобоя - ему почти пять тысяч лет. В Древнем Египте был очень похожий на гобой инструмент «мизмар», в древней Греции - «авлос», в древнем Риме и у этрусков он назывался «тибия», у арабов «замр». А в Месопотамии его попросту называли «свирелью скорби» - уж слишком хорошо он передавал скорбь и печаль.
Само слово «гобой» обозначает в переводе со средневекового французского «высокое дерево». Да и теперь у гобоя полным-полно родственников по всей земле: в Японии это хитирики, сона и гуань в Китае, в Индии - шеннай.
В Средней же Азии двоюродная сестра гобоя называется зурна, а двоюродный брат, известный вам - дудук.
В Европе гобой известен тоже с незапамятных времен. А поскольку звукозаписи в незапамятные времена не было, то историю можно восстановить по сохранившимся картинкам: и заметно, что начиная с XII века, изображения гобоя все чаще появляются на гобеленах, книжных иллюстациях, картинах. Глядя на картинки, не так уж сложно проследить - что же с гобоем происходило.
В эпоху Ренессанса он был довольно большим и громоздким и назывался «шалмей» (или - по-английски - «shaum»). От него произошли крумхорны, итальянские чиарамеллы и пиффери, испанские дульсаины и грайли, французские бомбарды и «гобои Пуату». Шалмеи часто объединялись в ансамбли, тогда называвшиеся «консортами». Вот, к примеру, как - судя по всему - звучал консорт крумхорнов.
Шалмеи, крумхорны и их родственники играли повсюду: «гобои Пуату» на дворцовых вечеринках Людовика XIV, мюзетты (гобои высокого регистра) - на крестьянских танцах. В середине XVII веке крупнейшие французские музыкальные мастера и музыканты королевского двора Оттетер и Филидор решили, в конце концов, усовершенствовать инструмент.
Получившийся у них «барочный гобой» был так хорош и удобен в игре, что начальник королевского оркестра Жан Батист Люлли включил его в состав оркестра и начал писать для него музыку; при такой поддержке гобой начал постепенно вытеснять из жизни своих средневековых родственников.И XVIII век сможно смело назвать «золотым веком гобоя» - для гобоя писали Альбинони, Вивальди, Бах, Телеман и Гендель.
С тех пор много воды утекло под мостом Мирабо, да впрочем и под другими мостами мира. Из одного из самых популярных инструментов Европы, гобой постепенно превратился в солидный и степенный инструмент симфонического оркестра.
Но время от времени кто-нибудь из бойких аранжировщиков популярной музыки вдруг хлопнет себя по лбу и вспомнит: «Ба! Так ведь существует же гобой! Вот он-то и придаст моему новому детищу необходимую уникальность». Вот, например, как замечательно играет гобой в первой песне юной певицы Таниты Тикарам.
И, естественно, кроме симфонической музыки (к сожалению ставшей в XX веке уделом, в основном, профессиональных эстетов), соблазн использовать гобой нет нет да и возникнет у людей, играющих совремнную экспериментальную музыку.
Так что гобой никуда не может исчезнуть.
Van Morrison - Got To Go Back
А вообще-то гобой - это простой пастушеский рожок. А значит, вы просто представьте себе - какая должна быть в инструменте сила, чтобы бессловесные звери беспрекословно подчинялись его звукам?
Так что не обманывайтесь кажущейся интеллигентностью гобоя - силища в нем необыкновенная.
Ссылка на мой основной канал, где можно прочитать больше статей и посмотреть видео:
https://dzen.ru/ecclesiarus