«Истина, сказанная без любви, порождает ошибку».
Когда-то один французский писатель по имени Жильбер Сесброн сказал: «Истина, сказанная без любви, порождает ошибку». Даже если бы он не сказал ничего другого в своей жизни, ему за эти слова можно было бы поставить памятник.
Ну и ладно, кто говорит, что людям свойственно жить без ошибок? Один только Господь Бог совершенен, как говорят. А мы не должны претендовать на совершенство, но стараемся, будем стараться.
Раз уж у нас речь зашла о времени, я хочу поделиться с вами одним сокровищем. Примерно за 700 лет до нашей эры Гесиод сказал: «Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем». На днях мне в руки попалаикнига, видимо, мудрейшего из православных проповедников XX века, митрополита Антония Сурожского. Книга называется «Школа Молитвы», и в ней я обнаружил такое поучение:
«В наш … век проблема как справляться со временем очень важна. Я хочу сказать … о том, как мы можем держать время под контролем и останавливать его. Бывают в жизни минуты, когда ощущаешь, что настоящее здесь; прошлое ушло невозвратно и имеет значение лишь в той мере, в которой оно влилось в настоящее, а будущее не имеет отношения к делу, поскольку оно может настать или не настать. И тогда бывает очень интересно обнаружить, что ты весь в этом теперь. Этому обстоятельству мы все должны научиться. Я думаю, нам стоит упражняться в том, чтобы останавливать время, стоять в настоящем, в том теперь, которое есть моё настоящее и которое есть миг пересечения вечности со временем.
Что же для этого можно делать? Вот первое, в чем можно упражняться, когда вам абсолютно нечего делать, когда ничто не тянет вас назад и не подталкивает вперёд, и когда вы можете использовать пять минут, три минуты или полчаса на досуг, на то, чтобы ничего не делать.
Вы садитесь и говорите: «Я сижу, я не делаю ничего, я ничего не буду делать течении пяти минут» - и затем расслабьтесь и на протяжении этого периода (для начала вы сможете выдержать минуты две-три) осознайте: «Я здесь в присутствии Божием, в своем собственном присутствии, в присутствии окружающей мебели. Тихо и безмолвно, никуда не двигаюсь». И ещё: вы должны решить, что в течении этих двух или пяти минут, которые вы себе назначили, чтобы научиться, чтобы настоящее существует, вас не вырвет из них ни телефонный звонок, ни стук в дверь, ни внезапный прилив энергии сделать что-то, что вы откладывали на потом вот уже десять лет. Вы усаживаетесь и говорите: «Вот я» - и вы ЕСТЬ.
Это собственное Божие время, и вы устраиваетесь в Его времени спокойно, безмолвно и тихо. Вы увидите, насколько поначалу это трудно: вам будет казаться, что непременно нужно, например, дописать письмо или дочитать абзац в книге. В действительности, вы очень скоро обнаружите, что прекрасно можно отложить это на три, пять или даже десять минут, и ничего от этого не случается. А потом вы заметите, что тишина - не просто отсутствие шума, а имеет густоту; она начнет вливаться в вас, заполнять вас, сливаться с вашей собственной внутренней тишиной. И вы заметите, что эта тишина - есть присутствие, а в сердцевине её - Тот, кто сама тишина, сама гармония».
Я прочитал это - и замер в восхищении. Такого великолепного и ясного описания не найдешь даже у лучших учителей медитации. Воистину владыка Антоний был - и остаётся - великим человеком.
Сам я этого не видел, но умные люди рассказывают, что в Японии появилась новая субкультура - Хикикомори; это молодые люди, отказывающиеся от социальной жизни, стремящиеся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных факторов. Все, чем они занимаются - это целыми днями поедают пиццу (доставка которой в Японии хорошо развита) и бродят по интернету.
Многие скажут - ну разве можно так жить? Ведь самое большое счастье, доступное человеку - это доставить счастье другому человеку; разве не так? А у меня контр-вопрос - разве нельзя сделать человека счастливым с помощью интернета? Ведь интернет не существует сам по себе, он продолжение нас. Поэтому если хочешь сделать человека счастливым - сделай это, используя любые методы, которые есть.
Как же, все-таки, интересно жить; как интересно смотреть за тем, как сам меняешься по отношению к этой жизни - к одним и те же вещам вдруг начинаешь относиться совсем не так, как раньше, как-то по-новому. Затем и есть повод - выбросить старое, увидеть быстропреходящий и поэтому бесконечный ход жизни новыми глазами - и различить в нем праздник.
Ссылка на мой основной канал, где можно прочитать больше статей и посмотреть видео:
https://dzen.ru/ecclesiarus