АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ

Feb 06, 2013 14:41

(Из Слободчиков В.И. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Вставки и текст вот этим цветом - мои - Ю.С.Е.)

Социально-политическая и мировоззренческая катастрофа, постигшая нашу страну в конце ХХ столетия, обернулась антропологической катастрофой, диссоциацией собственно человеческого в человеке - от полной потери смысла жизни у одних до полной потери облика человеческого у других. Между этим событием и тем, что произошло в России начала ХХ века, часто проводят параллель. Тогдашние войны, революции и гражданская война привели к разорению страны. Взрослым пришлось изыскивать средства выживания. Многие дети стали беспризорными.

Россия ХХ века (СССР) состоялась, ликвидировав последствия катастрофы, во многом благодаря уникальной российской системе образования. Отечественное образование во всех своих исторических формах несет в себе мощный потенциал развития российского общества и адекватного ему государства, потенциал их жизнестойкости и жизнеспособности. Опыт XX столетия показал, что наше образование неоднократно оказывалось источником беспрецедентных социокультурных достижений и технологий - ликвидации беспризорности, безграмотности, технической отсталости, социально-педагогического проектирования новых форм воспитания и перевоспитания личности (А.С.Макаренко), ... создания… систем дошкольного воспитания, образования работающей молодежи, … заочного обучения в средних и высших учебных заведениях, … мощного естественнонаучного и математического образования, обеспечивших стране прорыв в космическое пространство и ряда других. В настоящее время востребованность подобных технологий, как и в прошлом столетии, очевидна. Да и задачи, которые приходится решать образованию сегодня, как это ни прискорбно, по сути, практически те же.

Гениальность социально-педагогического открытия Макаренко (а это именно открытие ХХ столетия в гуманитарной сфере) и его практического воплощения состояли в том, что Антон Семенович вынужден был решать сразу две беспрецедентные задачи. Во-первых, нужно было вернуть беспризорному ребенку человеческое обличье и тем самым возвратить его в человеческое сообщество. Однако - в какое сообщество? - ведь старые формы общественной жизни были разрушены или - дискредитированы революцией, а новые - существовали лишь в фантазийной коммунистической идеологии. Отсюда - второе: нужно было экспериментально нащупать и утвердить главный смысл, абрис, структуру этого нового и жизнеспособного сообщества. Нужно было найти осмысленную, одновременно реабилитирующую и развивающую форму человеческого общежития, форму совместной, полноценной жизни и деятельности взрослых и детей.

Коллектив, как его понимал Антон Семенович - это и есть реальное жизненное пространство, где осуществляется становление собственно человеческого в человеке. Живая общность, сплетение и взаимосвязь жизней детей и взрослых, их внутреннее единство и внешняя противопоставленность друг другу указывают на то, что взрослый для ребенка (вообще один человек для другого) не просто одно из условий его развития наряду со многими другими. Не просто персонификатор и источник общественно выработанных способностей, а фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения человеческой реальности, основание нормального развития человека и его полноценной жизни. Именно духовно-деятельностная общность людей есть основание и источник развития сущностных сил каждого человека, его базовых способностей быть человеком.

По Макаренко образование изначально должно строиться как особая антропо-практика, практика вочеловечивания человека, практика становления «собственно человеческого в человеке»... В истории отечественной педагогической мысли философско-антропологический смысл образования впервые выявил К.Д.Ушинский. Он обосновал, что высшей целью и ценностью образования является Человек. «Основной целью воспитания человека, - писал К.Д.Ушинский, - может быть только сам человек, так как все остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека». Его «Педагогическая антропология» замысливалась как психолого-педагогическое обоснование образования, ориентированного на воспитание человека «во всех отношениях». К.Д.Ушинский как великий педагог и мыслитель намного опередил свое время - высказанные им идеи и подходы к образованию оказались востребованы только в настоящее время.

«Инновация Ушинского-Макаренко» в корне отличается от того подхода, который определял и продолжает определять содержание современного обучения: учебные предметы - это особым образом модифицированные и адаптированные сообразно уровню образования научные предметы. Принцип научности образования плох из-за «лоскутности» знаний о человеке и обществе. Традиционное гуманитарное знание - это не знание человеческой реальности по самой ее сущности, а систематизированное знание лишь об отдельных абстракциях этой реальности. Но из этих абстракций мы никогда не сможем собрать целостное представление о человеке - о его происхождении, становлении, развитии, преобразовании и преображении в интервале индивидуальной жизни. Мы не сможем даже приступить к решению такой задачи без фундаментальных знаний о смысле и назначении человека в этом мире.

Целостное понимание человека В.И.Слободчиков обосновывает как «возрастно-нормативную модель развития», которая одновременно является теоретическим конструктом закономерностей развития человека и инструментом развития. Такого рода моделистика сегодня актуальна http://ecce-homo-ru.livejournal.com/2402.html
https://ecce-homo-ru.livejournal.com/7293.html.

Ушинский, Слободчиков, Макаренко

Previous post Next post
Up