Apr 20, 2018 16:56
Способ поумнеть, как известно, один -- развитие молодого поколения. В ХХ веке это сделать не удалось. Если нет развития, то наступает деградация.
К счастью, удалось разглядеть причину глобального оглупления поколений. Оказалось, что институциализированный в национальных образовательных системах «развитых стран» принуждающий способ передачи информации от учителя к ученику пригоден для решения лишь нескольких простых задач модернизации (ознакомление сельского жителя с особенностями жизни и работы в городе, воспроизводство идеологии и технологий общества потребления). «Школа стала мировой религией модернизированного пролетариата и раздает пустые обещания спасения беднякам технологической эры. Национальные государства приняли эту религию и обеспечили всеобщий призыв всех граждан на службу учебному плану.» (Иван Иллич, 1971).
Для развития молодого поколения необходима иная педагогическая стратегия. «Освобождающее образование состоит из актов познания, а не из передачи информации... Отношения должны строиться в форме диалога, что необходимо для реализации способности познающих акторов взаимодействовать в процессе постижения общего объекта познания, а иначе невозможно.» (Паулу Фрейре, 1967). Совместное взросло-детское общее творческое дело должно быть организовано как совокупность открытых разновозрастных студий (кружков) единого культурно-образовательного пространства. «Не только теоретические исследования, но и вполне осязаемые эксперименты убедительно свидетельствуют о том, что здесь возможный «выход контингента», годного для любой творческой (в том числе и предпринимательской) деятельности, увеличится на порядок. Так что создавать, заново выращивать рынок мы скоро сможем не на стандартной базе трех-пяти процентов населения, а на гораздо более широкой основе - 50-60 процентов тех, кто сейчас учится в средней и высшей школе.» (Милослав Балабан, 1992).
Считаю, что сегодня, наконец, мы созрели до того, чтобы начать системную замену деградирующего ведомственного принудительного ЯКОБЫ-образования развитием молодого поколения. Это общенародная государственная задача. Как нам её решать? Как поддержать опыт развития, накопленный в последнее время продвинутыми родителями, специалистами, молодыми людьми?