Об экологии городской среды

Oct 15, 2012 14:15

Оригинал взят у mymaster в Об экологии городской среды
Для нашей страны совершенно не характерно здравое отношение к вопросам экологии. Лично я в уме давно поставил для себя знак равенства между словосочетанием "активист-эколог" и словом "мудак". Ничто так не дискредитирует идею заботы об экологии, как те формы, которые эта забота принимает в воспаленных головах наших граждан. Поэтому "экологи" героически борются против велодорожек и скамеек в лесопарке, против вывода транзитных автопотоков из города на окружную трассу, против атомных станций...

В результате вместо велосипедов по кратчайшему пути через парк, на улицы вокруг лесопарка выйду сотни новых машин, вместо окружной трассы машины парализуют движение в городе, отравив там воздух, а вместо относительно чистой атомной энергии, будут сжигать уголь - продукты сгорания которого и правда серьезно повышают уровень радиации. Нормальные люди понимают все это, и видят что "экологи" борются вовсе не за улучшение среды обитания человека, или его здоровье, а за некие абстрактные идеи о "зеленом мире" в котором нет места современной человеческой цивилизации.

Из-за этого у нас очень сложно говорить о настоящей экологии, такой - какая и правда должна волновать людей. В частности, совершенно не возможно вести речь о городской экологии, потому что люди автоматически начинают ровнять тебя с паникером или чудилой борющимся против цивилизации. А зря. В городе и правда есть масса вопросов, которыми бы стоило заняться экологам. Я попробую рассказать буквально о парочке таких, связанных с транспортом.

Те, кто бывал в европейских городах, часто удивляются тому - как легко там дышится. Даже в центре. В одну из первых поездок за границу - сам удивился тому, насколько лучше дышится в Праге, чем в Москве... думал, что аномалия. Потом я побывал в куче других городов, с одним и тем же результатом. Воздух там объективно чище. Дело в том, что на автомобильные выхлопы приходится порядка 90% загрязнения воздуха в городах. Причем чем "старее" парк автомобилей, чем хуже показатели топлива (а у нас оно отвратительное), чем больше в городе пробок - тем страшнее загрязнение.

В России вообще, хотя в Москве, наверное даже в меньшей степени, очень старый парк автотранспорта. Причем в нем имеется большой число машин отечественного производства (до 40%), которые не выдерживают требований по выбросам вредных веществ, даже сразу по выходу с завода. К нам поступает куча б/у автомобилей, особенно грузовиков и строительной техники. Кроме того, присадки, содержащиеся в нашем топливе сжигают к чертям каталитические фильтры даже в новых иномарках. То, что у нас пробки больше, чем в других мегаполисах, я думаю вы и без меня знаете.

В Москве принято ругаться на экологию Капотни, из-за нефтихимического производства в этом районе. Однако концентрация вредных веществ в центре города, в районе Тверской, или Арбата в утренние и вечерние часы-пик ничуть не хуже той, какую дает нефтезавод. "В прямую" действует и еще один фактор загрязнения - пыль от трения покрышек об асфальт. Частички асфальта, разбитого шинами машин, частички самих шин поднимаются в воздух, на них налипают самые разные химические вещества, содержащиеся в воздухе. Получается техногенная пыль. Она попадает в легкие и уже не выводится. Никогда. При попадании в организм определенного количества этой пыли человек начинает страдать от легочных заболеваний, очень вероятно становится развитие рака.

Если мерить цифрами, то дисперсная пыль становится причиной смертей от 9% раковых заболеваний легких, 5% сердечно-сосудистых заболеваний, 1% смертей от инфекционного поражения легких (по данным ВОЗ). В сумме для Москвы за год выхлопные газы и пыль от трения покрышек становятся причиной порядка 3,5 тысяч смертей. Я знаю статистику по Воронежу, где ликвидация электротранспорта (а там был полностью уничтожен трамвай, и практически уничтожен троллейбус), с заменой его на огромный парк б/у автобусов, привела к скачкообразному росту числа легочных заболеваний на 30% (!). Выхлопные газы и пыль вызывают не только болезни легких, но еще и системы кровообращения, нервной системы, способствуют нарушению зрения (в том числе разрушение сетчатки), вызывают рак и являются мутагенным фактором. Кроме того, они подавляют иммунитет, что приводит к росту любых инфекционных заболеваний.

Как вы понимаете, чтобы оценить это все в цифрах - надо проводить достаточно сложное исследование. Могу сказать на бытовом уровне, что люди приехавшие учиться в МИФИ с небольших городов, по прибытии в Москву начинали чаще болеть даже обычными простудами. Но в целом я ни разу не видел человека, который бы связал свою простуду с автомобилями на улице. Есть пространные рассуждения что "экология нынче ни к черту" - но не более того. А связь совершенно прямая, доказанная и отлично известная ученым. Опять же может сложиться такая мысль: "Ну а что же делать?!.. Не запретить же машины - без них никуда..." Так вот более 80% всех поездок в Москве - это трудовые перевозки, с которыми отлично может справиться общественный транспорт - для них вообще не нужен личный автомобиль. В Европе трудовые перевозки отсечены за счет платной парковки, в Москве - нет. В Европе чистый воздух, и низкий уровень заболеваний - у нас грязный воздух и высокая заболеваемость.

Но и это еще не все факторы, влияющие на экологию городской среды. Очень важный момент - это шумовое загрязнение. В городе мы практически непрерывно слышим шум, который в значительной степени создается автомобильным потоком. На него приходится от 60 до 80% всего шумового загрязнения окружающей среды. Бактериолог Роберт Кох почти сто лет назад предсказал, что "когда-нибудь человеку придется ради своего существования столь же упорно бороться с шумом, как он борется сейчас с холерой и чумой". Уже сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды в районах оживленных транспортных магистралей. В это же время, хроническая подверженность шуму на уровне более 90 дБ может привести к потере слуха.

Шум может вызывать раздражение и агрессию, артериальную гипертензию (повышение артериального давления), тиннитус (шум в ушах)... Он является одной из ключевых причин развития депрессии у жителей крупных городов. Для ночного времени суток ПДУ шума для автомобилей на городских автодорогах составляет 40 дБ, в то время как на многих автомагистралях Москвы и других крупных городов России уровень шума составляет не менее 70 дБ. Особенно это касается расширенных вылетных автомагистралей, типа Ленинградки, проходящих прямо под окнами жилых домов. В процессе строительства таких дорог были снесены деревья и кустарники, которые являлись элементом дороги, призванным снизить уровень шума в домах.

Таким образом за раннюю потерю слуха, бессонницу и развитие депрессивных или агрессивных состояний жители могут заслуженно "благодарить" тех, кто расширяет дороги. Еще один фактор загрязнения - световое загрязнение. Оно гораздо хуже для экосистемы, чем для человека... то есть от него гибнут в первую голову различные насекомые, которые были полезны для нормального развития растений, оно влияет на циклы роста деревьев и кустарников. То есть усложняет жизнь зеленых насаждений, являющихся нашими союзниками в городской среде. Но и на человека оно тоже влияет - сбивает циклы сна. Поэтому в городе очень полезно обзавестись непроницаемыми для света шторами, которые, впрочем, будут мешать естественному пробуждению от роста освещенности с восходом Солнца.

То есть для того, чтобы просыпаться бодреньким и отдохнувшим надо, чтобы вас будил солнечный свет, который заглянет в ваше окно. Это наиболее естественный способ. Но если за окном у вас фонарь, то вы не сможете нормально уснуть. Если вы зашторитесь от фонаря глухими шторами, то вы проспите и увеличение освещенности от восхода Солнца. В совокупности все это приведет к расстройствам сна, нервозности, головным болям.

Еще раз поясню - ибо это важно. Я совершенно не против автомобилей, как таковых. Но в городе их использование и можно, и нужно ограничивать. То есть мы много говорим о пробках и борьбе с ними, о повышении производительности труда, о работе экономики, которая невозможна в нынешних условиях... Мы говорим о тротуарах и местах для людей, которые сейчас занимают машины. И это все правильно. Но есть и фактор городской экологии, который сильно недооценен. К сожалению, я не вижу у нас в городах каких-то сил, которые бы с системных позиций пытались улучшить городскую экологию. Я вижу или фанатиков, которые хотят избавиться от человеческой цивилизации, разрушив города, или полное наплевательство на вопросы городской экологии. Нормальной, здоровой середины - просто нет.

Поэтому важно объяснять людям, что в городах нужно ограничивать использование автомобиля, как одного из наиболее страшных факторов ухудшения условий жизни людей. От него не надо отказываться полностью - ни в коем случае! Но в трудовых перевозках, на которые приходится большинство поездок, и в которых его можно заменить общественным транспортом - личный автомобиль должен быть заменен. Это вопрос снижения числа заболеваний и смертей в городе, это вопрос снижения расходов на здравоохранение и лечение людей, это вопрос снижения уровня депрессивных и агрессивных состояний, числа суицидов. Это важный вопрос, на который сейчас, к сожалению, все плевать хотели :(

Расскажите об этом друзьям, коллегам. Учтите эти факторы при обсуждении вопросов хорд и расширения улиц. На все загрязнения есть ГОСТы и Санитарные нормы. Их все можно мерять, проверять и писать в ростехнадзор и прокуратуру по фактам нарушения. Есть инструментальные и технические способы снижения вреда от автотранспорта - снижение скорости и интенсивности потоков - требуйте их внедрения. Требуйте высадки кустарников и деревьев, для защиты от шума. Городскую среду можно сделать более человечной, но для этого все должны понимать зачем это нужно, и почему этого и правда можно добиться.

городская среда, экология

Previous post Next post
Up