Заметка по введению к критике Гегелевской философии права Маркса (1843 г.)

Oct 17, 2015 10:21



Маркс в “Критике Гегелевской философии права” рассматривает сущность и возможность реализации в Германии человеческой эмансипации, то есть снятия отчуждения. Текст начинается с обоснования необходимости критики религии. Логика следующая: религия была “общей теорией этого мира”. Этот мир полон отчуждения, а религия это отчуждение обосновывает. Критика религии - первый шаг к преобразованию мира в направлении снятия отчуждения:

  • “Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме, его спиритуалистический point d'honneur[†], его энту­зиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания. “
  • “Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества.”
  • “Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным че­ловек;”
  • «Задача истории, следовательно, - с тех пор как исчезла правда потустороннего мира, - утвердить правду посюсторон­него мира. Ближайшая задача философии, находящейся на службе истории, состоит - после того как разоблачён священный образ человеческого самоотчуждения - в том, чтобы разоблачить самоотчуждение в его несвященных образах. Критика неба превра­щается, таким образом, в критику земли, критика религии - в критику права, критика теологии - в критику политики.»
  • «И даже тот факт, что над ними властвуют, что ими правят, что ими владеют, они обязаны признавать и исповедо­вать как милость неба!»

Далее Маркс рассматривает современную ему Германию, и пишет, что она отстала от Франции и Англии. Что в Германии пытаются реализовать то, что мир уже признал устаревшим (удивительная параллель с современной Россией и попыткой реализации в ней модернистского проекта!): “ В Германии, следовательно, ещё только собираются положить начало тому, чему во Франции и Англии собираются уже положить конец. Старые гнилые порядки, против которых теоретически восстают эти страны и которые они ещё только терпят, как терпят цепи, приветству­ются в Германии как восходящая заря прекрасного будущего, едва ещё только отваживающегося перейти от лу­кавой теории к самой беззастенчивой практике. В то время как во Франции и Англии проблема гласит: политическая экономия, или господство общества над богатством, в Гер­мании она гласит: национальная экономия, или господство частной собственности над нацией. Во Франции и Англии, следовательно, речь идёт о том, чтобы уничтожить монополию, развившуюся до крайних своих пределов; в Германии же - о том, чтобы развить монополию до крайних её пределов.”

Маркс говорит об осмыслении народом истории и о том, что если в древности для осмысления использовался миф, то в современности осмысление будущей истории происходит через философию: “Подобно тому, как древние народы переживали свою предысторию в воображении, в мифологии, так мы, немцы, пережи­ваем нашу будущую историю в мыслях, в философии.“ В этом заключается заявка на изменение мира через философию - помните знаменитую фразу про философов, которые объясняли мир, в то время как мир нужно изменить? Но для того, чтобы понимать как нужно изменить мир, нужно осмыслить будущее - и Маркс говорит, что это как раз и делается через философию. И что поэтому действующая политическая партия “требует отрицания философии”.

Маркс задаётся вопросом о возможности революции в Германии, революции “способной поднять Германию не только до официального уровня современных народов, но и на человеческую высоту, которая явится ближай­шим будущим этих народов”. И формулирует ещё один свой знаменитый тезис:

“Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута мате­риальной же силой: но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами. Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ad hominem, a доказывает она ad hominem, когда становится радикальной. Быть радикальным - значит понять вещь в её корне. Но кор­нем является для человека сам человек. Очевидным доказа­тельством радикального характера немецкой теории, следовательно - её практической энергии, служит то, что её исходным пунктом было решительное, положительное упразднение религии. Критика религии завершается учением, что человек - высшее существо для человека, завершается, следовательно, категори­ческим императивом, повелевающим ниспровергнуть все отноше­ния, в которых человек является униженным, порабощённым, беспомощным, презренным существом, - то отношения, которые нельзя лучше охарактеризовать, как возгласом одного француза по поводу проектировавшегося налога на собак: «Бедные собаки! С вами хотят поступить, как поступают с людьми!»”

Маркс говорит об эмансипации и о протестантском освобождении от рабства по набожности: “Правда, Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он пре­вратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освобо­дил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека. Но если протестантизм не дал правильного решения задачи, то всё же он правильно поставил её. Речь теперь шла уже не о борьбе мирянина с попом вне мирянина, а о борьбе со своим соб­ственным внутренним попом, со своей поповской натурой. И если протестантское превращение немца-мирянина в попа эманси­пировало светских пап, князей, со всей их кликой - привилегированными и филистерами, - то философское превращение нем­ца, проникнутого поповским духом, в человека будет эмансипа­цией народа. ”

Рассуждая о возможности революции в Германии Маркс пишет о необходимых для неё условиях, в том числе о революции радикальных о потребностей: “Дело в том, что революции нуждаются в пассивном элементе, в материальной основе. Теория осуществляется в каждом народе всегда лишь постольку, поскольку она является осуществлением его потребностей. Но будет ли соответствовать чудовищному разладу между требованиями немецкой мысли и теми отве­тами, которые даёт на них немецкая действительность, - бу­дет ли этому разладу соответствовать такой же разлад граждан­ского общества с государством и с самим собой? Станут ли теоретические потребности непосредственно практическими по­требностями? Недостаточно, чтобы мысль стремилась к во­площению в действительность, сама действительность должна стремиться к мысли. Но Германия взобралась на средние ступени политической эмансипации не в одно время с современными народами. Даже тех ступеней, которые она преодолела теоретически, она ещё но достигла практически. Каким же образом она может пере­скочить одним сальтомортале не только через свои собственные преграды, но вместе с тем и через те преграды, которые стоят перед современными народами, через преграды, которые она в дей­ствительности должна воспринимать как освобождение от своих действительных преград и которые должны быть целью её стремлений? Радикальная революция может быть только революцией радикальных потребностей, для зарождения которых, каза­лось бы, как раз нет ни предпосылок, ни необходимой почвы.”

”На чём основана частичная, только политическая революция? На том, что часть гражданского общества эмансипирует себя и достигает всеобщего господства, на том, что определённый класс, исходя из своего особого положения, предпринимает эмансипацию всего общества. Этот класс освобождает всё общество, но лишь в том случае, если предположить, что всё общество находится в поло­жении этого класса, т. е. обладает, например, деньгами и обра­зованием или может по желанию приобрести их.”

“Ни один класс гражданского общества не может сыграть эту роль, не возбудив на мгновение энтузиазма в себе и в массах. Это - тот момент, когда данный класс братается и сливается со всем обществом, когда его смешивают с обществом, воспри­нимают и признают в качестве его всеобщего представителя; тот момент, когда собственные притязания и права этого класса являются поистине правами и притязаниями самого общества, когда он действительно представляет собой социальный разум и социальное сердце. Лишь во имя всеобщих прав общества отдель­ный класс может притязать на всеобщее господство. Для завое­вания этого положения освободителя, а следовательно, для политического использования всех сфер общества в интересах своей собственной сферы, недостаточно одной революционной энергии и духовного чувства собственного достоинства. Чтобы революция народа и эмансипация отдельного класса граждан­ского общества совпали друг с другом, чтобы одно сосло­вие считалось сословием всего общества,-для этого, с дру­гой стороны, все недостатки общества должны быть сосредо­точены в каком-нибудь другом классе, для этого определённое сословие должно быть олицетворением общих препятствий, воплощением общей для всех преграды; для этого особая социальная сфера должна считаться общепризнанным пре­ступлением в отношении всего общества, так что освобождение от этой сферы выступает в виде всеобщего самоосвобождения. Чтобы одно сословие было par excellence сословием-освобо­дителем, для этого другое сословие должно быть, наоборот, явным сословием-поработителем. ”

Маркс рассуждает о причинах невозможности революции в Германии, и о том, в чём заключается надежда: «В чём же, следовательно, заключается положительная воз­можность немецкой эмансипации? Ответ: в образовании класса, скованного радикальными це­пями, такого класса гражданского общества, который не есть класс гражданского общества; такого сословия, которое яв­ляет собой разложение всех сословий; такой сферы, которая имеет универсальный характер вследствие её универсальных страданий и не притязает ни на какое особое право, ибо над ней тяготеет не особое бесправие, а бесправие вообще, которая уже не может ссылаться на историческое право, а только лишь на человеческое право, которая находится не в одностороннем противоречии с последствиями, вытекающими из немецкого госу­дарственного строя, а во всестороннем противоречии с его предпосылками: такой сферы, наконец, которая не может себя эмансипировать, не эмансипируя себя от всех других сфер общества и не эмансипируя, вместе с этим, все другие сферы общества, - одним словом, такой сферы, которая представляет собой полную утрату человека и, следовательно, может возродить себя лишь путём полного возрождения человека. Этот результат разложения общества, как особое сословие, есть пролетариат…Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, свершится эман­сипация немца в человека.»

Завершается текст следующими словами: “Единственно практически возможное освобождение Гер­мании есть освобождение с позиций той теории, которая объявляет высшей сущностью человека самого человека. В Гер­мании эмансипация от средневековья возможна лишь как эмансипация вместе с тем и от частичных побед над средневековьем. В Германии никакое рабство не может быть уничтожено без того, чтобы не было уничтожено всякое рабство. Основательная Германия не может совершить революцию, не начав революции с самого основания. Эмансипация немца есть эмансипация человека. Голова этой эмансипации - философия, ее сердце - пролетариат. Философия не может быть воплощена в действи­тельность без упразднения пролетариата, пролетариат не мо­жет упразднить себя, не воплотив философию в действительность. Когда созреют все внутренние условия, день немецкого воскресения из мёртвых будет возвещён криком галльского петуха. ”

Замечательный образец стиля Маркса при осмыслении им глубоких человеческих проблем и очередной пример использования его методологии, описанной в 1844 г. в “философских рукописях” (снятие отчуждения, человеческой эмансипации). Применённая к актуальной политики тогдашней Германии методология приводит Маркса к практическим выводам о том, как должна происходить человеческая эмансипация и что может являться её движущей силой.

революция, Брянск, Маркс

Previous post Next post
Up